Дорога Путина уничтожает историческое наследие

Желание выслужиться перед высшим начальством привело к многочисленным нарушениям и невосполнимым потерям Всегда, когда известно, что за строительством того или иного объекта наблюдает руководство страны происходит спешка, перегибы и потери. Потери в финансах восполнимы, потери культурных ценностей — нет. Возможно много бесценных памятников истории и культуры останутся под асфальтом дороги.

Посетив в 2009 году в очередной раз Горный Алтай Владимир Путин решил построить в устье реки Урсула VIP-базу отдыха. Уж очень ему понравились эти места. Как это водится в России, любой проект под прямым контролем главы правительства реализуется в рекордные сроки. Рекордно быстро началось и строительство нового объекта, о котором республиканские власти предпочитали не распространяться. Уже в декабре 2009 года премьер подписал постановление о строительстве дороги от Чуйского тракта к месту впадения Урсулы в Катунь – месту строительства объекта.

О материале: Статья предоставлена нашими информационными партнерами в Сибири — новостным агентством ‘ Сибирское время ‘.

Зимой 2010 года закипели работы по строительству дороги и самого объекта. Не стали помехой даже рекордные для Южной Сибири морозы за 40 градусов, строительство не прекращалось ни на один день. Уже в марте 2010 года было растащено бульдозерами огромное количество грунта и стал вырисовываться контур новой дороги. Но возникла небольшая, для главы правительства и вовсе мелкая, проблема. Оказалось, что дорога проводится по археологическим памятникам скифской эпохи на Алтае. Более трёх десятков курганов и наскальная живопись оказались под угрозой уничтожения. Точнее к весне 2010 года часть курганов уже успели разрыть строительной техникой.

Последовала реакция общественности – поползли возмущённые слухи о строительстве «Поместья Путина» на Алтае, местные газеты затеяли свои расследования и начали публиковать материалы о строительстве объекта. Стало известно, что санаторно-курортный комплекс «Алтайское подворье» строит «Газпром», точнее его «дочка» – «Газпромнефть», что общая стоимость инвестиций составит около 3,5 млрд. рублей (только строительство дороги обойдётся в 1 млрд. рублей). Дорогу срочно включили в федеральную программу развития транспортных сетей и оправдали заботой о развитии инфраструктуры региона.

Однако работы в начале лета приостановили, объявили аукцион на проведение раскопок. Государственная субсидия при этом составила более 5 млн. рублей, но организаторы раскопок должны были внести изначально более 200 тысяч. Желающих проводить раскопки было много, но таких финансовых возможностей не было. Поэтому государственная археологическая субсидия осталась без хозяина. Где она теперь неизвестно. Раскопки всё же проводились. Срочными темпами университеты Горного и степного Алтая пытались спасти хоть что-нибудь. Но времени археологам на такие масштабные раскопки, проводимые фактически на энтузиазме, не хватило. Кроме того курганы не входили в федеральный перечень объектов исторического наследия, а потому привлечь к ответственности строительные компании не могли.

И всё же прокуратура Онгудайского района, где ведётся строительство, скорее для проформы, провела проверку деятельности основного подрядчика ОАО «Сибмост», и выявила нарушения закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации». На основании этого 17 ноября на строительную компанию наложили административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 рублей! Так была оценён ущерб нанесённый в ходе строительства. Летом вдоль всей дороги находили кости из захоронений, погребальную утварь, позолоченные украшения. Что такое 30 тыс. рублей против 3, 5 млрд. инвестиций и желания сильных мира сего отдохнуть «подальше от цивилизации».