Двадцать пять лет с новой экспозицией
За свою почти столетнюю историю художественный музей им. В.В. Верещагина несколько раз менял прописку. И вот уже прошло почти 25 лет, как музей прочно обосновался в доме №47 по улице Б. Морской.
Чтобы отпраздновать здесь новоселье музея 28 марта 1986 г., была проведена громадная многоплановая работа. Это и создание проектной документации для переоборудования здания, и сами ремонтно-строительные работы, и, естественно, работа над новой постоянной экспозицией. В ремонте здания активное участие принимали крупнейшие предприятия города. А вот над проектированием и построением новой экспозиции трудились научные сотрудники музея. Своими воспоминаниями о создании новой экспозиции Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина (так музей назывался в 1986 г.) с нами поделился Сергей Николаевич Росляков , кандидат искусствоведения, нынешний директор музея. В период подготовки к новоселью и самого переезда он был заместителем директора музея по научной работе. А кто лучше всего расскажет о событиях, как не их непосредственный участник?
– Сергей Николаевич, мы знаем, что экспозиционно-выставочная работа – одно из основных направлений деятельности музея. Расскажите, с чего начиналась работа по созданию новой экспозиции?
В результате двух с половиной лет работы получился, я считаю, на тот момент хороший ТЭП. Он воплотил основные идеи научных сотрудников музея – отражал конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Интересно, что из заложенных в нем резервных произведений мы могли выстроить фактически вторую экспозицию, хотя, может, и не такую яркую, но полноценную.
Принципиальным отличием было и наличие зала древнерусского искусства (иконописи), с которого зрители начинают обзорную экскурсию и сейчас. Для 1980-х гг. обращение к иконописному искусству было достаточно смелым решением. Еще одним новым объемом, появившимся в экспозиции, была выставка западноевропейского искусства. То есть видим, что в новом здании появилось два принципиально новых экспозиционных раздела: древнерусское искусство и западноевропейское искусство.
Важным изменением новой экспозиции было и то, что уже в 1985 г. у нас в ТЭПе впервые было вычленено блоками украинское искусство. В старом музее произведения художников национальной украинской школы фактически не выделялись.
– Торжественному открытию предшествовали перевозка экспонатов из старого здания, развешивание новой экспозиции. Расскажите несколько интересных событий, связанных с переездом, открытием музея?
Перед коллективом музея было поставлено задание: провести торжественное открытие в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Развешивание экспозиции происходила в скоростном темпе – все было сделано почти за неделю. Еще 27 марта сотрудники до поздней ночи приводили экспозицию в порядок, а уже в 11 утра 28 марта состоялось открытие музея. Вечером того же дня по Центральному телевидению (г. Москва) в программе «Время» был четырехминутный репортаж о нашем празднике.
После открытия с традиционными приветственными речами и разрезанием красной ленты была первая экскурсия по новой экспозиции. Её проводил я для директоров предприятий Николаева, которые участвовали в ремонте здания музея. Так началось знакомство жителей города с новой экспозицией художественного музея.
– На протяжении 25 лет экспозиция оставалась неизменной в основных своих направлениях. Планируется ли в будущем её изменение?
– Да, была и остается в силе идея отдельно выделить украинское искусство, но пока её сложно воплотить. Ведь нет четкой классификации, кого из художников считать украинскими, особенно это касается искусства 18-19 вв. Этот вопрос требует глубокого исследования.
– Сергей Николаевич, спасибо за содержательную беседу. Думаю, что в преддверии 25-летия со дня новоселья музея горожане с интересом познакомятся с некоторыми подробностями тех памятных событий. И поспешат познакомиться или продолжить знакомство с экспозицией нашего музея.