Экстренные вызовы нашего времени
Стамбул накануне стал местом чрезвычайного совещания министров иностранных дел государств-членов Организации исламского сотрудничества.
Напомним, что Организация Исламская конференция (ОИК) была переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС) решением участников 38-й сессии совета министров иностранных дел организации, проходившей в Астане 28-30 июня текущего года.
Относительно стамбульской встречи глав внешнеполитических ведомств ОИС заранее было объявлено, что она пройдет в экстренном формате на уровне исполнительного комитета Организации исламского сотрудничества и будет посвящена гуманитарному кризису в Сомали. Отсюда и вытекали первоочередные задачи по выработке совместных действий для преодоления гуманитарного кризиса, который больно ударил по Сомали.
В свою очередь Министерство иностранных дел Турции, распространив заявление, указало, что для участия в заседании приглашены все 57 членов ОИС, и что оно должно будет продемонстрировать солидарность с братским сомалийским народом. Следует добавить, что мероприятие было организовано по инициативе правительства Сомали и по приглашению министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу.
Было также известно, что, кроме руководителей МИД государств — членов Организации исламского сотрудничества, на заседание под председательством главы СМИД ОИС, министра иностранных дел Казахстана Ержана Казыханова были приглашены также президент Сомали Шариф Шейх Ахмед, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и генеральный секретарь ОИС Экмаледдин Ихсаноглу.
Ранее также было заявлено, что по итогам стамбульских переговоров в рамках встречи министров иностранных дел ОИС ожидается принятие итогового коммюнике, которое будет направлено на значительную мобилизацию гуманитарной и финансовой помощи странам Африканского Рога со стороны государств-членов, и обеспечить специальную программу помощи Сомали со стороны государств Организации исламского сотрудничества.
Примечательно, что стамбульское заседание по определению форм и объемов помощи Сомали совпало со временем, когда исламский мир сам оказался в тисках внутреннего политического кризиса. Он вызван тем, что в нем нет и не просматривается единства по остальным глобальным вопросам, нерешенность которых не позволяет говорить в полный голос об исламской солидарности или же бескорыстном братстве.
Именно потому многие уже ставили ребром вопрос: насколько эффективной может стать стамбульская встреча, где, помимо сомалийской темы, должны были пройти, хотя бы в кулуарном формате, обсуждение и решение других наболевших вопросов?
Развивающиеся с начала этого года события на арабской улице, актуализация претензий на региональное и общеисламское лидерство таких стран, как Турция, Иран, Пакистан и Саудовская Аравия, обострение в западноевропейском обществе проблемы мультикультурализма как раз и являются темами неотложного характера.
Некоторые из этих проблем нуждаются в обсуждении на высоком дипломатическом уровне, поскольку их подвешенное состояние непосредственно влияет на состояние регионального порядка, а также превращается в источник новых рисков. С другой стороны, проблемы исламского мира укладываются в периметр глобальных геополитических процессов и потому требуют к себе неотложного внимания.
С этой точки зрения международные круги поторопились высказать предположение, что встреча в Стамбуле может стать предтечей для высоких кругов мусульманских государств, чтобы заложить неформальную основу для продолжения контактов и консультаций в интересах будущей стабильности огромного региона от Магриба до Дальнего Востока.
Эксперты по мусульманскому сообществу обратили внимание и на то, что многое на чрезвычайной встрече будет зависеть от позиции Турции. И не только потому, что она выступает в роли хозяйки саммита глав МИД. Внешнеполитическая активизация этой страны в мире все более воспринимается в качестве новой инициативы, которая сможет сгладить остроту некоторых международных тенденций. В этом смысле за ней многие склонны видеть ресурс, способный консолидировать исламское сообщество.
Недавние заявления главы правительства Турции Реджепа Тайипа Эрдогана относительно намерений посетить Сомали с целью «увидеть ситуацию в стране воочию» указывают на то, что Анкара, не дожидаясь сигналов извне, принимает на себя роль флагмана и тем самым показывает не только пример гуманности, но и ответственности за судьбы братских народов.
Турция, которая, по прогнозам, войдет в золотую десятку самых развитых экономик мира в 2023 году, своей сегодняшней политической активностью показывает, что испытывает тесноту в регионе.
Потому она дает заявку на главного актора в решении глобальной программы стабилизации, которой под силу выступить посредником в вопросах преобразования арабского мира и установления стабильности, безопасности на обширной территории от Магриба до Южно-Кавказского региона.
Все эти инициативы и намерения достойны уважения и похвалы. Но нельзя не учитывать, что в исламском мире не одна Турция претендует на роль главного звена. Наряду с ней есть еще и такие тяжеловесы, как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Индонезия и Малайзия, которые также выходят за рамки собственных регионов, выказывая претензии на статус влиятельных государств. Только при условии наличия полноценного диалога между влиятельными государствами можно будет говорить о том, насколько реально сегодня, да и в будущем рассматривать понятие «исламское единство» в качестве реально действующего фактора.
Не стоит сомневаться, что сообща народу многострадального Сомали действенная помощь будет оказана. Но станет ли это единовременным проявлением мусульманского единства, или же процесс, начатый накануне в Стамбуле, найдет дальнейшее и многовекторное преломление?
В том, что конец монополярному миру придет, никто сегодня не сомневается. И связано это не только с тем, что на глазах рушится экономика Соединенных Штатов Америки, которая все глубже погружается в долговую яму. Многополярность важна для гармоничного развития мировой системы, которая остро нуждается в гармоничном распределении глобального продукта и рациональном распределении производственных и энергетических ресурсов.
Именно с этой точки зрения мусульманское сообщество могло бы представить миру подходящую альтернативу в виде самодостаточного сообщества, которое смогло бы взять на себя часть глобальной ответственности за безопасность и спокойствие.
Если исламский мир и дальше будет трясти изнутри, то и в теоретической плоскости говорить об ответственности, перепадающей на долю мусульманских государств, не придется. Для успешного трансфера своих возможностей государствам этого сообщества необходимо будет преодолеть все распри и страхи внутри сообщества, наладить динамичный диалог между собой, а уж потом переключиться на проблемы глобального характера.
Нельзя не забывать, что во многом исламский мир раздирают распри и противоречия, подпитываемые извне. Оно всем ясно. Но надо учитывать, что внешние воздействия всегда поражают тот организм, который слаб и не знает, как себя уберечь от всевозможных посягательств. Другими словами, активное использование внешними силами этнических и конфессиональных противоречий в рамках мусульманского сообщества подрывает и без того слабое единство.
Чтобы не дать общим врагам возможности для усугубления положения, самим народам мусульманского мира необходимо позаботиться о мерах преодоления имеющихся проблем. В конце концов, лидерам сообщества пора вооружиться теми технологиями, которыми пользуются идеологические и прочие противники. Это важно, чтобы заручиться противоядием в отношении новых и всевозможных козней, а с другой стороны, попытаться вынести поле борьбы на чужое пространство.
Пока предпосылок для нового порядка в рамках мусульманского мира не предвидится. Но это не означает, что благоденствия здесь и вовсе не будет. Рано или поздно единство, о котором много говорят и о нем мечтают, будет достигнуто. Но надо бы сделать так, чтобы это единство не стало пирровой победой.
Возможности успеха в этом деле находятся в руках мусульманских народов. И чем раньше осознают они необходимость шагов навстречу друг другу, тем раньше настанет безоблачность над миром, в котором живут более полутора миллиарда людей. И тем раньше этот мир скинет с себя всевозможные ярлыки приверженности к насилию и ксенофобии.
В том, что каждый саммит глав государств, руководителей внешнеполитических ведомств, неправительственных организаций может стать началом большого процесса взаимного доверия и неформального единения, не стоит сомневаться. И встреча в Стамбуле тоже из серии тех, что не может не вызывать неподдельного пиетета.