«Голубые фишки» VS акции 2-3 эшелона
«Голубые фишки» — акции крупнейших и наиболее успешно развивающихся компаний. Как правило, они являются лидерами своих отраслей, регулярно выплачивают дивиденды. Именно этим объясняется относительно небольшое количество «голубых фишек» в каждой из стран. В России это фактические монополисты в своих отраслях — Газпром, Сбербанк, Норникель, Лукойл, Роснефть — и ведущие нефтяные компании – они, как правило, занимают верхние строчки в индексах РТС и ММВБ. Сам термин «голубая фишка» пришел на фондовый рынок из казино — фишки этого цвета обладают наибольшей стоимостью при игре в покер.
На бирже «голубые фишки» — это наиболее ликвидные акции. Их можно легко купить или продать, потому что всегда найдутся желающие совершить с ними сделку. Кроме того, они считаются надежными — это определяется особым статусом компаний в экономике страны. Как показывает практика, «голубые фишки» — не самое доходное вложение на рынке акций. Исследование, проводившееся в США на протяжении последних 80 лет, показало, что средняя доходность от вложений в «голубые фишки» составляла лишь 11% годовых. По данным Boston Consulting Group, в среднем на российском рынке обращается 27% акций компаний (в США — почти 80%). Значительная часть этих объемов приходится на «голубые фишки».
Второй эшелон – это акции, эмитенты которых вне списка компаний с наиболее ликвидными ценными бумагами, то есть не являются представителями так называемых «голубых фишек» на фондовом рынке. Акции второго эшелона уступают «голубым фишкам» в отношении ликвидности и капитализации. Второй, третий эшелон, это акции известных и крупных компаний, но имеющих меньший объем торгов, чем у « голубых фишек». Например, Балтика, ВБД, МТС, Ростелеком, Аэрофлот — эмитенты акций 2-3 эшелона. На бирже РТС существует специальный индекс для акций 2-3 эшелона — (РТС-2).
Второй и третий эшелон имеет ряд преимуществ перед «голубыми фишками»: цены на акции «голубых фишек» напрямую зависит от прибыли эмитента: цена на акции растет тогда, когда растет прибыль. А на котировки акций компаний 2-3 эшелона, в большей степени влияют корпоративные новости. Например, приобретение компании Вимм-Билль-Данн американской PepsiCo, привело к взрывному росту котировок ВБД.
Безусловно, в России, да и во всем мире, деление акций на «голубые фишки» и не «голубые фишки», является, достаточно условным.
Главным отличием, «голубых фишек» от акций 2-3 эшелона, является их большая ликвидность, и больший объем торгов. Акции второго и третьего эшелона имеют свою привлекательность для инвесторов, так как количество «голубых фишек» в нашей стране достаточно невелико и включает, в основном, ценные бумаги компаний топливно-энергетического сектора, цены на которые находятся в прямой и достаточно сильной зависимости от мировых рынков сырья, в частности, колебании цен на нефть. Но существует одно большое НО, акции второго и третьего эшелона, не всегда можно быстро продать, поэтому в случае резкого падения их котировок, можно потерять многое. Однако, как известно, чем выше риск, тем выше может быть и доходность. Ведь, котировки акций 2-3 эшелона, могут вырасти в цене на 100-200%.
Факт, что в России в последнее время инвесторы стали проявлять интерес к акциям 2 и 3 эшелона. Возможная высокая доходность « недооцененных» акций начинает теснить высокую ликвидность «голубых фишек».
На нашем сайте мы провели опрос на тему « Каково Ваше отношение к акциям 2-3 эшелона? ». Результаты представлены на картинке.
Почти 42% принявших участие в опросе, считают, что акции 2-3 эшелона, необходимо иметь в инвестиционном портфеле наравне с «голубыми фишками» и почти 27% считают, что их должно быть большинство в портфеле. Большинство опрошенных — готовы идти на риск, приобретая недооцененные акции.
Думаю, что готовность приобретать недооцененные акции инвесторами — это прежде, положительный процесс. Потому что, в России необходимо развивать не только добывающие и компании монополисты, но и компании-производители, так как будущее экономики за ними. Например, в ближайшей перспективе акции Газпрома, вряд ли смогут приносить сверх — прибыль, потому как в мире все меньше используют природный газ, из-за использования сланцевого газа или альтернативных методов отопления. К сожалению, Газпром не единичный пример, потому как будущее не за добычей, а за новыми технологиями и инновациями.