Горящие туры по России: миф или реальность?
Когда мы работали над этой статьей, главной целью было узнать, можно ли улететь в эксклюзивный дорогущий тур по России с хорошей скидкой. Ведь не всякий себе позволит поехать на недельку в путешествие стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. Поэтому мы спросили у российских туроператоров: а есть ли у нас в стране «горящие туры», которые позволяют сэкономить до 70 процентов стоимости путевки? И как вообще отдыхать в России со скидкой? Ответы заставили задуматься.
В первую очередь, разберемся, кто есть кто. Все предложения от туроператоров делятся на три категории: стационарные, индивидуальные и специальные. В первом случае это обычные программы с фиксированными ценами. Во втором — туры, разрабатываемые под определенного клиента. Специальные же предложения — явление нестабильное. Он могут появляться когда угодно, цены на них не фиксированы. Одной из вариаций таких спецпредложений являются так называемые «горящие туры». Понятие это на слуху. Всем более или менее понятно, что это дешевые путевки, которые продают за несколько дней до предполагаемого отъезда. Но не все знают, почему, когда и где появляются эти «горящие туры», в чем их специфика. Для того чтобы в этом разобраться, нужно понимать механизм формирования тура.
Итак, вкратце механизм таков: туроператор покупает у определенного отеля некое количество номеров на весь сезон. Потом он выкупает билеты у авиакомпании на чартерные рейсы. Далее туроператор начинает продавать билеты на определенные даты, так как весь процесс завязан на отеле и авиаперевозчике. «Периодически может возникать такая ситуация. К примеру, на 5, 6 и 7 июня все путевки куплены, заполняемость полная. А вот на 3 и 4 июня по стечению обстоятельств едут раза в два меньше людей. Билеты »горят«. Самолет и отель не заполняются, туроператор, который вперед все проплатил, стремится избежать убытков. Поэтому он за несколько дней до вылета предлагает туристам те же самые путевки, но по сниженной цене», — объясняет Ольга Бобкова, менеджер туристической компании «Кариота» . Зачастую «горящие путевки» продают по себестоимости, поэтому цена получается такая низкая.
Не всегда специальное предложение можно назвать «горящей путевкой». Специальное предложение — это вообще любая смена обычного тарифа. Происходит она по разным причинам и в разное время. Например, когда наступает низкий сезон. В это время туристов меньше в разы, а отели заполнять как-то надо. Поэтому наступает время скидок. Если вы запланируете свою поездку на это время, то, скорее всего, сможете значительно сэкономить. Подобные хитрости в выборе времени для покупки тура существуют, хоть их и не так много. Например, в году есть своеобразная «мертвая неделя» для туроператоров. Она приходится приблизительно на период с 10 по 18 декабря. Это время, когда большинство людей не вылезают с работы или из институтов в преддверии сессии, сдачи годовых отчетов и так далее. Все отложили деньги на празднование Нового года, поэтому считают нелогичным распыляться на отпуск за неделю до главного праздника и последующих январских каникул. Вот как раз в эту неделю можно наткнуться на гениальное по своей дешевизне предложение. «Многие туристы, кстати, так и делают: выжидают, приходят в турагентство или к туроператору и сразу требуют горящего тура. Однако год на год не приходится: может случиться так, что кроме вас подсуетится еще кто-нибудь, не одни же вы знаете эту систему. Или просто спрос на путевки будет настолько велик, что их продадут заранее по стандартным ценам», — рассказывает Ольга Бобкова.
Переходим от общего к частному. Итак, что есть «горящие туры» в нашей стране и есть ли вообще? Формально, есть. На сайтах туроператоров и турагентств можно встретить, хоть и редко, информацию о «горящих путевках» по России. А если есть предложения, значит можно говорить о том, что как явление такие путевки существуют. Мы решили разобраться, что же это за туры такие, которые «горят». «Откровенно говоря, в России в принципе »горящих путевок« быть не может. Называть их могут как угодно, но суть от этого не меняется», — говорит Анна Рынкевич, директор агентства путешествий «Дего» . Просто словосочетание «горящая путевка» вызывает прямую ассоциацию — дешево, экономия. И человек на это ведется. Но реальной-то цены на туры мы не знаем, поэтому сравнить не с чем.
Главная причина того, что срочный вылет по низкой цене невозможен — это отсутствие чартеров. «Даже к нам, в Сочи , в разгар летнего сезона летают регулярными рейсами. А это значит, что туроператоры в принципе не выкупают места в самолетах, поэтому и билеты «гореть» у них не могут», — поясняет Евгений Смурыгин, руководитель отдела маркетинга туроператора «Аэлита» . К тому же, большинство туроператоров договариваются с отелями напрямую, когда к ним поступает запрос на отель или на путевку. Они не выкупают номера на сезон вперед, поэтому не приходится ничего экстренно продавать. «Вообще, туристы, путешествующие по России, привыкли планировать отдых заранее, если они собираются ехать в тур. Конечно, очень часто в пятницу днем нам звонят и говорят: »Хотим поехать на выходные в Подмосковье «. Но это не значит, что если туристы стартуют сегодня вечером, им положена какая-то скидка. Поедут по обычному тарифу. Кстати, стоит отметить, что и раннее бронирование – тоже не путь к скидкам. Большинство отелей удерживают стандартные цены весь год», — рассказывает Ольга Бобкова, менеджер туристической компании «Кариота». Хотя мы со своей стороны добавим, что из раннего бронирования можно извлечь пользу. Это касается, правда, авиабилетов. Если вы закажете их за полгода до поездки, или в период скидок (их, например, с февраля запускает «Аэрофлот»), то поездка может выйти в разы дешевле. Потому что не туры в России дорогие — в России дорогие билеты.
Таким образом, то, что у нас называют «горящими путевками», является просто дисконтными акциями. «Вам просто продают путевку со скидкой. Причем обязательно надо отметить, что скидка эта при самом лучшем раскладе для туриста составляет не более 10 процентов», — говорит Ольга Бобкова. Хотя по словам Евгения Смурыгина, большие скидки, доходящие по 20-30 процентов, возможны, но они имеют эпизодический характер. «Например, у нас есть программа »Открытый Юг«. Она действует с сентября по май – в период, когда туристов меньше, чем обычно. Мы продаем путевки практически по себестоимости. Но эта программа, конечно, исключение. В основном, максимальная скидка процентов 15», — говорит Евгений.
Так когда же выпадают эти скидки, какие условия нужны, чтобы туроператоры запустили дисконтную программу? «В основном скидки появляются перед праздничными днями или каникулами. Дело в том, что в пиковые периоды отели рассчитывают на определенное количество туристов, а туроператоры разрабатывают программы, рассчитанные под численность группы. Поэтому если мы понимаем, что идет значительный недобор, то начинаем снижать цены, чтобы хоть как-то заполнить гостиницы. Скажем, мы сейчас распродаем туры в Адыгею на Новый год. Рождественские поездки оказались очень популярными, а вот новогодние нет. Цены мы снизили прилично — почти на двадцать пять процентов«, — рассказывает Анна Рынкевич, директор агентства путешествий »Дего».
Итак, получается, что на скидку можно попасть случайно, закономерностей здесь нет. Конечно, в межсезонье цены понижаются. В периоды праздников и каникул повышаются. А дисконтные акции появляются достаточно хаотично. Например, в этом году их больше, поскольку 31 число — рабочий день, и люди просто не успевают куда-то уехать на Новый год. Поэтому бум продаж на Рождество, а новогодние турпакеты продают дешевле, чем обычно.
Поехать дешевле можно, но куда? «Скидочные акции на туры по России бывают на таких направлениях, как Санкт-Петербург , Подмосковье, Золотое кольцо , курорты Краснодарского края . Например, мы заказали для экскурсии по Золотому кольцу автобус на 40 человек. Тур купили только 20 человек. Приходится продавать дешевые билеты, надо же как-то аренду отбивать», — объясняет Ольга Бобкова.
А есть направления, на которые вряд ли в обозримом будущем будут скидки. Например, Камчатка, Чукотка и другие труднодоступные уголки нашей страны. Туры туда разрабатываются индивидуально, на поток они не поставлены, а все что не массово — скидкам не подлежит. Хотя, нельзя этого сказать о наших горнолыжных курортах. «Например, Домбай. Туда как ехали, так и будут ехать, несмотря на то, что цены каждый год повышают. Спросом пользуются все категории гостиниц, поэтому вряд ли там будут предоставлять какие-то скидки и заманивать туристов. Хотя, в Карелии, например, сейчас такая же ситуация, как у нас в Адыгее — на рождественские праздники туры раскупили, а на новогодние нет. Поэтому Карелия сейчас пойдет со скидкой, можно этим воспользоваться», — советует Анна Рынкевич.
Что мы можем вывести из всего вышеизложенного? Во-первых, у российских отелей и туроператоров нет особой конкуренции, поэтому заранее никто места не выкупает. А, значит, и большие скидки никто делать не будет. Во-вторых, огромное препятствие на пути к дешевым турам — наши авиакомпании. Нет чартеров, а еще, чем ближе к дате отлета, тем выше цена на билеты. На это, кстати, уже обратила внимание Федеральная антимонопольная служба. В ходе проверок было выяснено, что российские авиаперевозчики намеренно завышают цены на билеты за несколько дней до вылета. Хотя логичнее было бы цены снижать, чтобы распродать невыкупленные места. Возможно, с понижением цен на авиабилеты туроператоры смогут выкупать их заранее, что может вылиться в появление на рынке горящих путевок. Но это пока очень и очень размытая перспектива.