Хадж из России

Дагестан исторически и традиционно — лидер по количеству мусульман, выезжающих для совершения паломничества. Со времен принятия российского подданства, в конце ХVIII-начале ХIХ веков, ежегодно от 50 до 80% российских паломников составляют дагестанцы. Традиционно ни в одной из национальных окраин России местные власти, общины мусульман, религиозные проповедники и проводники паломников не проводили столько работы, какую проводили в Дагестане по разъяснению верующим канонических и государственных правил, сроков, мест и порядка совершения обрядов и ритуалов паломничества.

Несмотря на колоссальные усилия властей Российской империи, затем Советского Союза, перестроечной и постперестроечной России за последние 200 лет не было случая, когда бы власти и организаторы и сами участники паломничества были в полной мере удовлетворены условиями и результатами организации хаджа. Всегда претензий и вопросов к властям и организаторам паломничества было больше, чем ответов.

И сегодняшняя обстановка на хадже не является ни случайностью, ни исключением из правил векового опыта России.

Принятие в подданство империи традиционно мусульманских Кавказских окраин вместе с зависимыми от России Бухарским и Хивинским ханствами существенно повлияло на рост и влияние России на международную политику. Россия заявила миру о себе не только как традиционно православная держава, но и как сообщество народов с традиционно мусульманским укладом жизни и культуры. Взяла на себя историческую ответственность обеспечения внутренних и международных условий для развития их общественной, культурной, национальной и религиозной самобытности.

К началу ХХ века Россия выработала собственную концепцию, стратегию имперского управления национальными окраинами и тактику организации интеграции народов и их религиозных организаций в вопросы самобытного общественного управления государственными делами, строительства нового типа религиозно-государственных отношений с учетом религиозных и национальных особенностей.

Стратегия и тактика России были уникальными и в корне отличались от европейских стандартов насильственной колонизации и ассимиляции. Подобное утверждение не исключает того, что в ходе развития этих отношений имели место периоды взаимного сползания к напряженности и военно-карательным акциям и походам. Беспристрастный анализ исторических явлений и фактов свидетельствует о том, что как только Россия усиливала свое военно-политическое и дипломатическое влияние в европейских делах, проникновение в страны Среднего и Ближнего Востока, активизировала усилия в Юго-Восточной Азии, Европа всегда навязывала и «наказывала» Россию затяжными вооруженными конфликтами на Балканах, Кавказе, китайско — японском направлениях.

Тем не менее не войны и конфликты определяли главную линию внутренней и внешней политики России с мусульманским миром. Главным было и остается забота о безопасности народов и религий великой России, преемницы духа византийской веротерпимости, вера в мирное сосуществование православно-мусульманских народов и их национальных традиций в рамках единого и неделимого Отечества.

Это была политика сильных духом, политика сильной, могучей, единой и безопасной для всей России — преемницы Византии, где бы мирно трудились и жили евреи, христиане, мусульмане как братские народы, сотворенные единым Творцом, но возвращающиеся к Нему разными путями своих пророков.

Важное значение придавалось организации хаджа, его международной деполитизации (избавления от вмешательства Персии и Оттоманской империи на организацию хаджа из России), попыток использования паломничества для подрывных целей и внедрения в сознание мусульман нетрадиционных, сектантских ультрарадикальных убеждений, распространяемых колониальными державами (Англия, Франция, Германия, а в ХХ веке США) в странах Среднего и Ближнего Востока и не имеющих ничего общего с традициями российского ислама.

Следует особо отметить, что как и в прошлом, так и сегодня подобные опасные идеи активно внедряются антимусульманскими и антироссийскими европейскими политическими режимами в общественное сознание мусульман России.

К примеру, на рубеже ХVIII-ХIХ веков религиозно-политические эмиссары из Ирана, Турции, действовавшие под патронажем Англии, Франции, Порты (Турции), с одной стороны, призывали дагестанцев к массовому исходу за рубеж, обещая свою помощь и покровительство. В то же время обвиняли Россию в ущемлении религиозных прав, неумении управлять мусульманами — своими поданными и подавлении их стремления отделиться от России. Особого внимания заслуживает и то, что эта работа проводилась по двум основным направлениям.

Делалось это, с одной стороны, в целях обеспечения международной изоляции России после ошеломивщих Европу побед России по разгрому Наполеона и успешного распространения ее влияния и укрепления ее авторитета в странах Востока.

С другой стороны — Европа вела активную политику по подрыву международных позиций турецкого халифата по управлению традиционно мусульманскими территориями стран Востока самой Европы, Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа.

Военно-политические агенты России на мусульманских территориях империи и посольства в Константинополе (Стамбул), консульства в Багдаде, Мешхеде, Джидде отслеживали ситуацию на канале хаджа из России как на наиболее уязвимого направления для единства, целостности и безопасности Российской империи.

Вносились предложения о рассмотрении имперскими властями «вопроса об упорядочении паломничества российских подданных мусульман». Обращали внимание на гибель 2/3 из числа паломников в пути и по прибытию в святые города от опасных инфекций: чумы, холеры, тифа, оспы. Они указывали на возможную опасности ввоза и распространения этих болезней в пределах Российской империи.

В январе 1897г. при МВД Российской империи была создана Особая Комиссия по борьбе с чумой под руководством принца А.П. Ольденбургского. В ее ведение и был передан вопрос об упорядочении паломничества мусульман России. Комиссия проделала большую работу. В Джидду были направлены врачи Соколов, Далгат, Такаев, Туланов.

Для всесторонней оценки религиозно-политических и медико-эпидемиологических аспектов хаджа впервые в истории российского хаджа в Мекку был направлен мусульманин — офицер русской армии Абдуль Азиз Давлетшин. Его отчет, опубликованный в 1899г. под грифом «секретно», сыграл важную роль в объективной оценке роли и значения хаджа из России для мусульман, самой империи и ее международного авторитета. «Отчет» Давлетшина, озаглавленный за рубежом как «Секретная миссия русского офицера», открыл совершенно новую страницу в организации хаджа из России. Многие его положения актуальны и сегодня. Он пронизан оригинальными идеями и мыслями о строительстве в настоящем и будущем доверительных отношений с мусульманским миром в России и за рубежом, призывами к противодействию проникновения и распространения в пределах империи враждебных традиционному исламу раскольнических верований.

К концу 1889 г. были подготовлены обширные зарубежные и отечественные исследования и материалы для принятия в империи к 1902 году «Временных правил о паломничестве мусульман».

Правила выражались понятной для мусульман формулой: хадж — столп ислама, одна из главных манифестаций принадлежности к мусульманской умме и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства с общиной своих мусульман и странами мусульманского Востока. Россия признает и уважает традиции мусульман. Объективно оценивает международную и эпидемиологическую обстановку в странах Востока. Исходит из необходимости укрепления мер доверия между государством и мусульманами. При этом руководствуется соображениями общественной и национальной безопасности империи и безопасности своих подданных мусульман, выезжающих на паломничество за рубежи России.

Важным в правилах было то, что к началу ХХ века хадж из России фактически стал фактором доверия между властью и общиной мусульман, был признан неотъемлемым столпом ислама и важным элементом международных религиозных связей. Хадж был приравнен с паломничеством православных и иудеев в Иерусалим.

Правила положили конец международным и внутренним антироссийским провокационным политическим спекуляциям об ущемлении прав мусульман в России.

В империи после долгих лет отчуждения и взаимного недоверия возрождался и развивался уникальный опыт мирного сосуществования мировых религий и цивилизаций, внутренний и международный диалог культур и религий России. Именно к концу ХVIII века европейская дипломатия с тревогой и озобоченностью обратила внимание на формирование в Российской империи нового феноменального международного духовного явления — сближение и равноправный союз православия и ислама во имя будущего величия России.

Подобное укрепление мощи России не входило в геополитические планы Европы. После победы России в Отечественной войне 1812 г. и парада русских войск в Париже в 1815г. державы — победители осознали, что в России на стыке двух цивилизаций, европейской и азиатской, православной и мусульманской, — возникают очертания «нового Русского мира», преемницы византийских традиций веротерпимости и могущества. Европейская дипломатия осознала, что «тишина и мир для России» означают перемещение вектора доверия к ней, и в скором времени Москва станет центром притяжения духовности для просвещенной Европы, Азии и Востока.

Европейская дипломатия (Англия, Франция, Германия и т.д.) уже к 1830г. выработала модель международного «двойного» поведения перед «российской угрозой» европейским ценностям.

Перед внешнеполитическими службами европейских стран и зависимыми от них странами Востока и Азии были определены задачи, цели и тактика последовательного, но непрерывного подрыва основ безопасности «Азиатской российской империи» с использованием международного покровительства внутриполитическим, национальным и националистическим силам (Украина, Польша, Финляндия, Армения, Азербайджан), а также религиозным радикальным антироссийским силам в южном направлении — Иран, Турция, Крым, Закавказье, Северный Кавказ. Бассейн Черного моря, Кавказ и Балканы были выделены в отдельный и особый разряд «разматывания России» по национал-религиозному признаку.

Помощь и покровительство на Дальнем Востоке оказывались Японии и Китаю за территориальные притязания к России и попытки их силового решения, а режимам ханств Средней Азии за отказ от русского протектората и Афганистану за возрождение басмачества.

Но даже в такой сложной международной обстановке Россия не отказалась от своих исторических обязательств и ответствнности за выполнение гарантированных им прав свободного отправления своих религиозных обрядов. Россия отправила на хадж в 1903г –5 тыс. человек, в 1904г. – около 7тыс., в 1905г. – 10 тыс.

В начале ХХ века привнесенные извне и навязанные России идеи «народовластия, революционных реформ и демократии» по лекалам евроатлантической модели общественного развития отбросили некогда могучую державу в пучину мировых и опустошительных гражданских войн и нескончаемых революционных реформ, репрессий, оттепелей, застоев, перестроек.

Было уже не до хаджа. Паломничество, как и религии в целом, были признаны пережитком прошлого. После репрессий конца 30-х годов прошлого века, отношения с Королевством Саудовской Аравии были «свернуты», посольство закрыто.

В ходе Отечественной войны 1941- 1945г.г. отношение к организации паломничества мусульман несколько изменилось.

Советский Союз с 1945г. по 1990г. ежегодно мог получать и осваивать квоту до 25 человек в год при населении 250 млн. человек, где мусульмане составляли по разным оценкам от 40 до 60 млн. человек. В этих условиях Российская Федерация не имела своей собственной квоты и была вынуждена эпизодически просить у ДУМ республик Средней Азии 4-5 мест для своих мусульман.

Разумеется, мусульмане России обоснованно обращали внимание властей РФ на явную несправедливость в решении вопросов, гарантированных Конституцией СССР религиозных прав и свобод. До 1985 г. получение 3-5 мест для Дагестана и то нерегулярно, с одной стороны, было событием, а с другой — сопровождалось скандалами о том, что на хадж выехали не те и не из тех регионов. Каждый считал, что именно его регион, только он достоин этого права на выезд из страны. Прямо скажем, это были непростые годы для властей и религиозных организаций.

Год 1985. Грянула перестройка и широко открыла своим гражданам границы для выезда и въезда в Россию. В результате демократизации общественной жизни, конституционного признания и законодательного закрепления религиозных прав и свобод мусульмане получили право совершения ежегодного паломничества. Постепенно возвращается уважение к традициям мусульман России, историческому опыту взаимодействия и сотрудничества органов власти всех уровней и религиозных организаций.