Исследование: российские учителя авторитарны, всего боятся и ничего не хотят — Главные новости — Финмаркет

Москва. 28 июня. FINMARKET.RU — Учителя являются не только носителями предметных знаний, но и агентами воспитания и моральным образцом для детей. Раньше на формирование ценностей школьников влияли их религиозная принадлежность и социальный статус родителей, но в современном мире школа в вопросе воспитания подростков гораздо важнее семьи и церковной кафедры.

Учителя и их настроение, ценности, личные установки, таким образом, влияют не только на учеников, но и на общество, частью которого они должны стать, получив аттестат.

Ольга Грязнова из Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики сравнила базовые ценности российских учителей и их коллег из 54 стран мира. Цель исследования — получить достоверный портрет российского учителя и понять, чем он отличается от своего бразильского или китайского коллеги. Были проведены опросы учителей из Европы (от Франции до Словакии и Македонии), стран Ближнего Востока, Азии (Индия, Тайвань, Китай, Япония), Африки (Намибия, Гана, Зимбабве). Всего изучены анекеты десяти тысяч респондентов из 55 стран мира.

В исследовании сравниваются значения десяти ценностных индексов (в том числе благожелательность, традиция, гедонизм, самоутверждение, забота о людях и природе) для российских учителей и проанализировано их положение на «ценностной карте» мира.

Страшно, аж жуть

Беспрецедентную важность для россиян имеет безопасность — личная, семейная, национальная. При этом у российских учителей напрочь отсутствует позитивное отношения к жизни и стремление к чему-то большему. Это же можно отнести и ко всем россиянам, но учителя, согласно данным исследования, ярче всего демонстрируют эти черты личности, считают в ВШЭ.

Безопасность — индекс, включающий в себя стремление к социальному порядку, национальной безопасности, безопасности семьи, к чистоте. Он оказался для российских учителей более значимым, чем для их зарубежных коллег. Россия делит с Египтом второе место по величине этого показателя после Эстонии.

Индекс «конформность» объединяет такие ценности, как вежливость, сдержанность, уважение старших, исполнительность и следование долгу. Большие значения показателейу учителей из африканских и азиатских стран, меньшие — у западноевропейских, а также у Японии, Китая и Мексики. Россия в этом списке занимает центральное положение.

В индекс «традиция» входят уважение обычаев, скромность, умеренность, принятие жизни такой, какая она есть, религиозность. В странах Африки, Азии и Латинской Америки эти качества у учителей наиболее развиты, а в западноевропейских странах — почти не развиты. Россия находится в нижней трети списка, ближе к европейским странам. Меньше россиян традиции ценят педагоги из Дании и Китая.

На основании ценностей свободы, творчества, независимости, самостоятельности при постановке жизненных целей и любознательности конструируется индекс «самостоятельность». По его величине Россия, как и в большинстве случаев, находится посередине списка. В западноевропейских, некоторых средиземноморских странах и Японии значения этого индекса оказались выше, а у большинства азиатских и ближневосточных стран — ниже, чем в России.

По значимости индекса «риск-новизна», отвечающего за захватывающую и разнообразную жизнь, Россия тоже середнячок. К разнообразию в жизни больше, чем россияне, стремятся учителя из Дании, Швейцарии, Франции, Финляндии и Южной Кореи, а меньше — из Чили, Венесуэлы, Ганы, Египта, Словакии, Македонии, Кипра и Турции.

Гедонизм — индекс удовлетворения желаний, наслаждения жизнью и делания приятных вещей. Россия оказалась в самом низу (на 46-м месте), преимущественно среди азиатских стран. Ниже только Гана и Боливия.

Благожелательность аккумулирует в себе ценности верности, честности, деятельности на благо других, ответственности и способности прощать. Более высокие показатели по сравнению с Россией имеют Норвегия, Германия, Дания, Италия и Чили, а более низкие — преимущественно азиатские страны, а также Иордания, Турция, Македония и Болгария.

Равенство, мир на земле, гармония с природой, мудрость, мир прекрасного, социальная справедливость, терпимость к различиям в идеях и убеждениях, защита природы включены в индекс «универсализм». По нему Россия занимает 35 место, такие ценности характерны для учителей из скандинавских, западноевропейских, некоторых средиземноморских, латиноамериканских стран и Канады.

Ориентация на успех, усердную работу, стремление к влиятельности, эффективности и достижению целей преобразуются в индекс «достижения». По величине этого индекса российские учителя находятся на 51-м месте.

Стремление к власти, богатству, авторитету и репутации составляют индекс «Власть-Богатство». Здесь российские учителя ближе к лидерам — на 13-м месте. Этот комплекс ценностей сильно важнее только для учителей из Китая и Македонии.

Россия находится в середине шкалы по уровню заботы о людях и природе. Чаще ее склонны проявлять учителя во всех скандинавских странах, большинстве западноевропейских, некоторых средиземноморских странах.

Самоутверждение на работе в большей мере присуще учителям из Африки, большинства стран Азии и Ближнего Востока, а также из Болгарии и Македонии.

Россия больше среднего смещена в сторону сохранения старых укладов. Еще консервативней учителя Кипра, Боливии, Египта, Индонезии, Сингапура и Ганы.

Более открыты к изменениям все западноевропейские и скандинавские, некоторые средиземноморские и англосаксонские страны, а также Аргентина, Китай и Япония. С 30 другими странами у России нет различий- это Африка, Латинская Америка, Ближний Восток.

Внутри БРИК российские учителя больше всего похожи на бразильских. Учителям из Индии в большей степени важно самоутверждение, а педагогам из Китая — и самоутверждение, и открытость.

Николай Волгин, заведующий кафедрой труда и социальной политики Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, академик (действительный член) РАЕН

«Пирамида Маслоу говорит нам о том, что человек имеет первичные потребности в жизни, питании и воде. Следующей ступенью является безопасность, а самая высшая ступень — самореализация. И в различных странах не только учителя, но и представители других профессий находятся на разных уровнях: где-то до сих пор потребности в жизни и еде остаются главенствующими — это страны с низким уровнем жизни, а где-то в развитых странах приоритеты граждан заключаются в самореализации.

Нет ничего удивительно, что Россия находится именно на таком уровне. Мы преодолели потребность первого уровня — в еде и жизни, но потребность в безопасности — личности, семьи, труда — остается самой важной. Успех — удел стран с высокоразвитой экономикой, с развитым обществом.

Естественно, такие учителя выдает продукт, адекватный уровню своего развития и своей степени значимости. Мы не может готовить учеников, когда отсутствует потребность в самореализации, нет стремления к успеху.

Понятно, что надо повышать зарплаты учителям, повышать престиж профессии, но самое главное — нужно развивать экономику. Только это сможет подвинуть нас с потребностей безопасности до потребностей более высокого уровня, до самореализации».