Израильских водителей будут лишать прав ретроактивно и заочно
Министерство транспорта сообщило недавно о введении нового правила, в соответствии с которым водитель, который совершил тридцать нарушений за последние 5 лет, будет автоматически лишен водительских прав.
По словам министра транспорта Исраэля Каца, возглавляемое им ведомство «использует все средства с целью лишить злостных нарушителей правил дорожного движения возможности подвергать риску себя и других людей на дорогах страны».
Прежде, чем проанализировать это нововведение, нельзя не обратить внимание на принцип ретроактивного наказания, который лежит в основе этого правила. Кац, как сообщила пресс-служба министерства транспорта, подписал указ, позволяющий лишать водительского удостоверения тех, кто совершал правонарушения в прошлом. Уже в ближайшие дни многие водители будут вызваны в лицензионное управление министерства транспорта, где могут быть лишены водительских прав.
Сотрудники лицензионного управления, судя по всему, смутно представляют себе, каким образом будет осуществляться лишение водительских прав в соответствии с новым правилом. В министерстве транспорта подчеркивают, что «управление будет располагать полномочиями сокращать срок лишения водительского удостоверения с учетом медицинских показаний».
В Управление регистрации («Мисрад ха-ришуй») будут вызваны те водители, которые уже были осуждены судебными органами и получили соответствующее наказание. Это будет сделано для того, чтобы ужесточить наказание осужденных нарушителей по тем пунктам, которые не учел суд при вынесении приговора. Сотни водителей, многие из которых зарабатывают вождением на жизнь, будут вынуждены в ближайшем времени пользоваться общественным транспортом – чтобы добраться до ближайшей биржи труда.
Возникает ощущение, что дополнительное наказание в виде публичного побиения нарушителей, изобретенное министерством транспорта, призвано потрафить толпе. Но допустим все же, что истинная цель нововведения – ужесточение борьбы с дорожно-транспортными происшествиями и предотвращение будущих аварий.
В рамках такого подхода не может быть и речи о ретроактивном наказании. Продление срока заключения отбывающего наказание убийцы не вернет к жизни его жертву. То же касается и будущих правонарушений – принцип административного лишения прав является ошибочным. Особенно, когда речь идет о системе, не располагающей механизмами самоконтроля.
При всей критике судебных органов, там хотя бы речь идет о процессе, в рамках которого соблюдается принцип презумпции невиновности: суд должен доказать, что обвиняемый действительно нарушил закон. Обвиняемому предоставляется возможность защитить себя. Наказание выносится с учетом привходящих обстоятельств.
Между тем, наказание, лишенное подобного рода ограничений, является двойным наказанием. При этом отсутствуют какие-либо научные данные о том, что подобный формальный подход приводит к сокращению правонарушений, а уж тем более – к сокращению количества дорожных аварий. Вместо того, чтобы избрать жестокую технократическую методику борьбы с нарушениями правил вождения, следовало уделить этому вопросу гораздо больше внимания и создать соответствующий профилактический механизм, позволяющий рассматривать личные обстоятельства каждого водителя, нарушившего правила – не только для ужесточения или облегчения наказания, но и, в иных случаях, с целью полного лишения водительских прав.
Если число нарушений свидетельствует о личности, которая не может вообще быть допущена к вождению, какой смысл возвращать несчастному водителю права спустя пять лет? В то же время профилактический подход в отношении других нарушителей мог бы превратить этих людей в более осторожных водителей, не только с точки зрения соблюдения закона, но и с точки зрения понимания того, что происходит на дорогах.