Изъятия у крупных клиентов проходят более цивилизованно, утверждает гендиректор компании «ВТБ-Лизинг» Андрей Коноплев

О ситуации на рынке лизинга, о результатах, которые в прошлом году продемонстрировала компания «ВТБ-Лизинг», РБК daily рассказал ее генеральный директор АНДРЕЙ КОНОПЛЕВ. Он считает, что кризис выявил такую проблему, как отсутствие повторного лизинга.

— По итогам 2010 года «ВТБ-Лизинг» — лидер своей отрасли по общему лизинговому портфелю, который превысил отметку 197 млрд руб. Значительно улучшилось качество портфеля, в первую очередь из-за эффективной работы с проблемными операциями и совершенствования вопросов риск-менеджмента. Также положительные результаты достигнуты за счет увеличения объемов новых сделок, предложения на рынке более конкурентоспособных условий для компаний и общего оживления рынка лизинга, связанного с потребностью предприятий и организаций в обновлении основных производственных фондов. Доход от основной деятельности (по МСФО) по состоянию на 31 декабря 2010 года составил 11,2 млрд руб., чистая прибыль — 1,3 млрд руб. В целом рынок приближается к докризисному уровню. Скорость восстановления рынка лизинга несколько ниже скорости восстановления рынка кредитования, поскольку он связан с финансированием внеоборотных, а не оборотных средств. Ожидаемая активизация слияний и поглощений лизинговых компаний не состоялась.

— Рост объема нового бизнеса может составить до 30—35%, объем нового бизнеса 2011 года можно прогнозировать на уровне 1 трлн руб. Наиболее востребованными останутся традиционные сегменты ж/д, авиации, строительной и специализированной грузовой техники. По нашим прогнозам, в 2011 году актуальными будут такие новые направления, как лизинг недвижимости и речных судов. Сделки по этим сегментам уже проходят, но пока не в значительных объемах. Лизинг недвижимости на текущий момент не воспринимается в качестве массового продукта. Для нас первые такие сделки прошли в Белоруссии, там мы отработали модель, сделка была закрыта очень быстро, за две недели. К важным аспектам реализации таких сделок относятся налогообложение доходов от недвижимости и соблюдение земельного законодательства. По нашему мнению, у лизинга недвижимости хорошие возможности в России и он будет активно развиваться.

— Например, для недвижимости только договор купли-продажи может являться основанием возникновения лизинга, договор подряда не может быть таким основанием. К сожалению, законодательство о лизинге в отличие от банковского не совершенствовалось в последние годы. Кризис выявил ряд проблем, таких как, например, вопрос о повторном лизинге: не существует возможности передать еще раз сданное имущество после изъятия. Второй пример связан с практикой расторжения договора лизинга и внесудебным изъятием предмета лизинга. При грамотном противостоянии лизингополучателя в суде изъятие техники — длительная процедура, которая несущественно отличается от кредита. Таких случаев очень много. Часто бывают случаи разукомплектации оборудования и автотранспорта. К крупному бизнесу такие случаи относятся в меньшей степени, изъятия у крупных клиентов проходят более цивилизованно. Из ж/д сектора мы изъяли 600 вагонов, из парка воздушных судов — один самолет, по таким случаям вопросов о некомплектности предметов лизинга не возникало. В автотранспортном же сегменте, где основной клиент — малые предприятия, число подобных инцидентов значительно — 20—30%.

— В этом сегменте мы практически не осуществляем операций из-за малых сумм сделок (менее 5—10 млн руб.). Данным направлением занимается лизинговое подразделение банка ВТБ24.

— Сочи — это локальный проект, но основной вопрос в том, что спецтехника служит четыре-пять лет. За два кризисных года сформировался существенный отложенный спрос. В прошлом году возник также дефицит подвижного ж/д состава из-за того, что до этого ничего не покупалось. Сегодня возникает дефицит по всей строительной и специальной технике. Это те сегменты, на которых мы сосредоточимся в ближайшие годы.

— В долговом портфеле компании порядка 60—65% составляют деньги группы ВТБ, остальное — средства от размещения облигаций и кредиты других банков. У нас есть эффективные сделки по рефинансированию затрат на приобретение самолетов на сроки восемь-десять лет по ставкам, недоступным кредитным организациям.

— В целом все три лидера сектора находятся приблизительно на одном уровне и не конкурируют по ставкам. Некоторые клиенты работают с тремя лизинговыми компаниями сразу, это те, кому нужно серьезно обновить парк.

— В авиасегментах размер маржи очень низкий, наши конкуренты — это зарубежные банки, там размер маржи 1% является разумным. Так как мы ввозим всю технику на территорию России, маржа чуть больше, но в среднем 1,5—2%. В долгосрочном плане это стабильные активы, так как цикл жизни самолета составляет 20 лет. В ж/д сегменте маржа больше, но требуется больше опыта и навыков.

— РЖД сейчас не обновляют основные фонды посредством лизинговых операций. Хотя доля сделок с РЖД и составляет большую долю в портфеле «ВТБ–Лизинга», но это сделки, прошедшие в 2006—2007 годах. Сейчас покупают подвижной состав не РЖД, а их «дочки». Если говорить про «Аэрофлот», то это интересный клиент при минимальной марже. Но это не наш сегмент с точки зрения доходности. Кроме того, «Аэрофлот» берет самолеты только в операционный лизинг, в котором мы имеем минимальное присутствие. Чтобы обслуживать парк аэробусов, нам нужно иметь техническую команду из 50—60 человек, специалистов по обслуживанию самолетов и двигателей.

— Мы оцениваем ее в 16—19%. В различных сегментах доля, естественно, отличается. В прошлом году на топ-3 пришлось более половины рынка. И в течение 2011 года такая тенденция, скорее всего, сохранится.

— Существуют традиционные валюты договоров. Например, вагоны принято сдавать в рублях, а самолеты — в долларах. Мы привлекаем необходимую валюту, при этом в рамках группы ведется контроль над нейтральной валютной позицией.

— Изменится ли положение «ВТБ-Лизинга» в свете получения контроля группой ВТБ в Транскредитбанке и Банке Москвы?

— В случае Банка Москвы группа ВТБ получит огромный объем взаимодействия с правительством города, что позволит интегрировать данную клиентскую базу. ТКБ — опорный банк РЖД, и здесь тоже мы ожидаем значительный синергический эффект.