Как избежать ошибок на испытательном сроке?

Испытательный срок для работника – всегда период сложный и ответственный. С одной стороны необходимо зарекомендовать себя как профессионального сотрудника, с другой – понять для себя, что представляет собой организация, в которой предстоит работать. И при этом избежать возможных ошибок.

Разумеется, идеально разбираться в документационных дебрях (если только вы не юрист) невозможно, и когда вас очень захотят обмануть – так оно, скорее всего, и случится. Все предусмотреть нельзя, но самое важное – вполне реально.

О компании, в которой вы собираетесь работать, нужно разузнать как можно больше с самого начала. Елена Белова из компании MainStaff предупреждает: «Существует множество компаний с сомнительной, а зачастую и незаконной деятельностью. Торговля списанным медицинским оборудованием, регистрация фирм-однодневок и прочая деятельность весьма прибыльна, но есть люди, считающие, что „деньги проем, а стыд останется“. Нужно выяснить все о деятельности фирмы до подписания трудового договора, чтобы не было недопонимания в будущем».

Оформление документов – важнейший этап, на котором необходимо сосредоточить максимум внимания. Елена Белова рассказывает о «секретах» нечистых на руку работодателей: «Если с сотрудником не оформляют трудовой договор в течение первых трех рабочих дней („у нас так принято“), не нужно потом искать виноватых и жаловаться, что вам не выплатили зарплату. Верить нужно только слову, заверенному подписью и печатью. Если проблемы связаны с недобросовестностью работодателя, необходимо выявлять это на стадии подписания документов. Еще небольшой момент. В трудовом договоре сначала должен поставить подпись руководитель организации. Если сотрудник кадровой службы просит сотрудника поставить подпись первому, ссылаясь на занятость руководителя – есть большая вероятность, что второй экземпляр работник просто не увидит. „Умные“ работодатели частенько заключают срочные трудовые договора без всяких на то оснований – а это тоже нарушение ТК. Также необходимо читать все документы, которые вы подписываете: в практике был случай, когда работодатель предложил расписаться за несуществующие номер и пароль банковской карты, на которую должна была перечисляться зарплата. Внимательность и здравый смысл – залог благополучия и здоровой нервной системы».

* Работник не должен относиться к категории работников, которым не может быть установлено испытание (лица до 18 лет, беременные женщины, избранные на выборную должность и т. д.)».

Если причины не сформулированы или их просто передали на словах, с такой проблемой можно идти в суд.

Что касается досрочного прекращения испытательного срока – оно возможно. Но процедура эта производится по согласию двух сторон. Как это оформлять – однозначной трактовки в Трудовом Кодексе нет. Срок расчета – три рабочих дня.

Первостепенная задача на новом рабочем месте – разобраться во всех делах, оставленных предшественником. Как принимать правильно входить в курс дела, рассказывает Елена Белова: «Разумеется, можно закрыть глаза на многие вещи: что КДП не ведется уже года три, что в бухгалтерии не найти ни одного нужного документа, что в отделе все отвечают за всё, только вот порядка нет и это мешает работе. Только не нужно думать, что подобные проблемы исчезнут сами по себе – решать их придется новичку и нести ответственность за „косяки“ предшественника тоже. А есть и такой подход: не объяснять новичку ничего – „выплывет“, значит наш. Иногда для объяснений просто нет времени. При возникновении трудностей лучше обращаться к своему наставнику (в хороших компаниях на испытательный срок всегда выделяется наставник) или к руководителю. В случае если работодатель необязательный и безответственный, лучше написать заявление об увольнении и начать поиск порядочного руководителя, так как, как правило, недобросовестность – качество, которое со временем только растет и развивается. Для того чтобы избежать возможных проблем с работодателем, нужно внимательно читать договор, по которому вы собираетесь работать». Испытательный срок Инги П. не удался именно из-за того, что ее взгляды (на то как должны вводить новичка в курс дела) отличались от принятого на новом месте. «В предыдущей фирме в первый день начальник мне все показал, ввел в курс дела и дал задание. Поэтому я пришла, села за стол и стала ждать. Ждала весь день – никто ко мне не подошел. Я решила, что, наверное, никаких срочных заданий нет или же наоборот – аврал, позже все объяснят. Так продолжалось неделю. Наконец ко мне подошел руководитель, но начал разговор не о делах, которыми мне предстоит заниматься, а о том, что я им не подхожу и испытательный срок надо бы прекратить. Как выяснилось, у них принято, что новички сами все спрашивают, ищут задания и проявляют всяческую активность. Я же, по его мнению, вела себя пассивно и с коллективом мне не сработаться».

Еще один момент. Новые идеи – это, конечно же, хорошо. Но не стоит сразу обрушивать на коллег и начальника поток ценных замечаний о том, как тут все улучшить. Не всегда и не все новшества принимаются «на ура» нынешними сотрудниками. Гениальные идеи нужно аккуратно высказывать в подходящее время.

«Вести себя с начальством и коллективом необходимо с достоинством, без заискивания. Проявлять заинтересованность в работе и в жизни коллектива, спрашивать, если что не понятно. На мой взгляд, лучше лишний раз уточнить, чем сделать ошибку, которая будет стоить слишком дорого. Если речь идет о том, что новичок занимает руководящую должность, можно посоветовать ему больше общаться с подчиненными, выяснить, что их не устраивает в плане организации работы в отделе и совместно разработать возможности решения существующих проблем. Даже если ваше рабочее место не оборудовано всем необходимым, не надо вести себя так, как будто происходящее в отделе вас совершенно не касается. Не надо ждать, когда кто-то придет и даст вам задание. Нужно проявлять активность, спрашивать самим, помогать другим сотрудникам, если есть такая возможность», – подводит итог Елена Белова.

Личность руководителя и ваши взаимоотношения, а также соответствие нового кандидата стилю управления компании, очень важно. На это обращает внимание Елена Белова: «Множество людей, бывших у меня на собеседовании, как-то забывают задать этот вопрос, а зря. Будет ли успешно пройден испытательный срок или нет, на 90% зависит от того, как сложатся отношения с руководителем. В первые же недели выясняется, что новичку претит авторитарный руководитель, позволяющий себе нецензурную брань в адрес подчиненных, другой слишком молод и ходит по офису в джинсах, что никак не воспринимается новичком, пришедшим из компании с авторитарным директором. Следствие – взаимный дискомфорт и чаще всего увольнение новичка».

Прежде всего (желательно еще до первого рабочего дня) надо узнать, по каким правилам живет коллектив, какие у него традиции. Ведь чтобы понять друг друга, нужно разговаривать на одном языке. Елена Белова советует познакомиться поближе с корпоративной культурой: «На этапе прохождения собеседований необходимо спросить о корпоративной культуре компании, о людях, там работающих. Не секрет, что в одних коллективах отношения достаточно демократичные и все со всеми „на ты“, в других – более формальные. Где-то принято подолгу задерживаться после окончания рабочего дня, в иных приняты выезды на природу после трудовой недели. Сотрудник, чьи ценности не совпадают с принятыми в коллективе, и не желающий их принимать, быстро становится изгоем. А это практически всегда отражается на результатах работы и ее продолжительности. Мотивация „все равно где работать, лишь бы деньги платили“ однозначно не правильная. Нужно решить, в какой организации с каким коллективом работать было бы комфортнее всего и заняться целевым поиском компании-работодателя».