Как уберечь детей от школьных заболеваний?

Неутешительная статистика свидетельствует: после детских садиков дети идут в первый класс полностью здоровыми и жизнерадостными, а заканчивают школьную науку больными людьми с целым букетом хронических болячек. В первую очередь, от неправильного сидения за партами и большой зрительной нагрузки страдают хребет и глаза. Почему так случается и что с этим делать?

Как рассказал главный детский офтальмолог Министерства здравоохранения Украины, кандидат медицинских наук, заведующий отделения детской офтальмологии и микрохирургии глаза НДСЛ «ОХМАТДЕТ» Юрий Баринов, сейчас в школах часто не придерживаются санитарно-гигиенических норм освещения в классах, а это очень важный вопрос. «В солнечный день у окна освещение более-менее удовлетворяет нормам, и дети, которые там сидят, не напрягают зрение, – говорит Юрий Баринов. – А если день хмур или, может, дети учатся во второй смене, то средний ряд и парты около стенки катастрофически недополучают освещение. Поэтому дети должны наклоняться к тетради, нависать над учебником, присматриваться, чтобы выполнять задание учителя. Зрительная нагрузка в таких условиях увеличивается в несколько раз. А это приводит к утомляемости глаз и спазмам аккомодации, в дальнейшем – к близорукости. Поэтому родители должны обратиться к руководству школы с просьбой позаботиться о нормальном освещении в классах. Чтобы повкручивать более мощные лампочки ближе к стенке, а менее мощные – к окну. И желательно брать или обычные лампы накаливания, или люминесцентные и энергохранящие, которые светят в желтом спектре, более приближенном к естественному солнечному свету. Они лучше для глаз, а лампы с белым спектром физиологически хуже влияют на зрение».

Специалист добавляет, что расположение парт и доски в классе должно быть таким, чтобы окно было слева от ребенка. Большинство детишек праворучки, тома, если свет идет с правой стороны, на листе появляется тень от руки, закрывает буквы, которые выводит школярик. И ребенку придется ниже наклоняться, тщательнее присматриваться, чтобы увидеть эти буквы. Тому, если планирование изменить невозможно и в классе окно с правой стороны от детей, учитель должно обязательно включать лампы, чтобы тени на листе не было.

«Я понимаю, в школах – экономия, днем светло не включают, – говорит Юрий Баринов. – Но это экономия на здоровье детей. Поэтому пусть родители соберутся, договорятся с руководством школы, чтобы решить этот вопрос. Может, родители будут самостоятельно доплачивать за освещение. А еще стоит пригласить сангигиениста – врача, который может прийти со специальным прибором и сделать намерения уровня освещенности в разных уголках класса. Надо обратиться к СЭС (это государственное учреждение, которое подчиняется МОЗу), мол, мы, коллектив отцов, просим предоставить информацию об освещении в классе, в котором учатся наши дети».

Другой важный вопрос, о котором должны помнить взрослые, – это гигиена труда у малышей. Ребенок, особенно в начальных классах, должен отдыхать от зрительной нагрузки каждые 15 минут. Поэтому через каждых 15 минут работы с учебником или тетрадью дети должны на протяжении нескольких минут смотреть в окно – на птичку, собачку, дерево, чтобы расслаблять зрение. Этого достаточно, чтобы спасти ребенка от близорукости и других «неисправностей» зрительного аппарата.

«Чтобы читать, писать на близких расстояниях, человеку надо напрягать внутриглазную мышцу, – отмечает главный детский офтальмолог Украины. – Если эту мышцу постоянно напрягать на протяжении 30-40 минут, то он может застабилизуватися в таком состоянии. Хрусталик привыкнет постоянно настраиваться только на близкое расстояние, и ему будет очень трудно расслабиться, чтобы посмотреть вдаль. Со временем возникнет спазм аккомодации, который уже придется снимать или лечебными упражнениями в медицинских заведениях, или соответствующими медикаментами. Причем в сентябре дети пришли к школе, а спазм аккомодации может возникнуть уже в октябре. Школьников приводят к офтальмологу с жалобами: ребенок устает, глаза краснеют, плохо видит вдаль.. Потому я бы советовал делать такие несколькоминутные паузы, чтобы разгружать глазную мышцу, во время учебы детей к 10-12-летнему возрасту, пока в них формируется нервная система (и в частности зрительный аппарат). А то у нас уже каждый третий-четвертый ребенок страдает от расстройств аккомодации и где-то 30% детей – близорукие.».

Кстати, когда ребенок сосредоточивается на чем-то, она делает в 5-6 раз меньше мигательных движений глазами, чем в обычном состоянии. В норме глаз мигает как минимум раз в 2-3 секунды, это выходит где-то 20-30 движений на минуту. А когда школьник «прилинает» к экрану, вообще может не мигать на протяжении целой минуты. И это незаурядно вредит глазам. Потому что у нас есть слезная пленка, которая покрывает роговицу, увлажняет и защищает глаз от внешних раздражителей. Если не сделать мигательное движение на протяжении 10-15 секунд, эта пленка разрушается, и роговица становится полностью доступной для любой инфекции, химического и аллергического раздражителя. Поэтому родители должны приучить ребенка: когда сидишь за компьютером, должен делать лишние мигательные движения. Иначе «синдрома сухого глаза» точно не избежать.

Несколько лет назад в столичных школах было проведено масштабное обследование детей. Как рассказал «УМ» президент вертебрально-оздоровительного центра Вячеслав Евминов, результаты просто шокировали. 80% детей, которые впервые переступают порог школы, не имеют никаких проблем с хребтом. Среди учеников 1-4-х классов нормальные показатели имеют 60%, в 30% фиксируются нарушения осанки, 10% имеют сколиоз. В 5-8-х классах норма уменьшается к 30%, у 50% детей диагностируются нарушения осанки, в 20% – сколиозы. А в 9-11-х классах картина просто катастрофическая: только 10% детей имеют здоровый хребет, в 50% – разные нарушения осанки, в 40% – сколиози. Как утверждают врачи, такая ситуация характерна не только для Киева, но и для всей Украины. Разве что в селе здоровых детей будет немного больше, потому что они работают на огороде, хозяйничают по хозяйству и больше бегают на свежем воздухе.

«Представляете, чтобы деть после окончания школы имели столько проблем с опорно-двигательным аппаратом? – говорит изобретатель профилактора, который за рубежом назвали «зубной щеткой» для хребта. – Причем такая ситуация сложилась недавно, буквально взорвалась в последние 10-12 лет. С чем это связано? С чрезмерным увлечением телевизорами, компьютерами. Деть не играются на улице, а сидят дома. Стало меньше детских спортивных школ, игровых площадок, а у родителей нет времени заниматься с детками. Сейчас взрослые работают с утра до ночи, чтобы прокормить семьи, а деть – сами по себе. И если к школе малышей еще выводят на улицу за ручку, дети там бегают, лазят по горкам, то у школьников все моментально изменяется – как отрезало. Деть полдня сидят в классах, потом дома делают уроки, а тогда «залипают» в компьютерных играх или около телеекрана. Из-за этого украинские школьники получают лишь 6-8% от физиологичной нормы физической активности. Мальчики и девочки двигаются в 10 раз меньше, чем предусматривает их физиология. И это не только у нас. В России, в Москве – такая же страшная картина, что и у нас в Киеве, друг к другу, разницы даже в процент не видно. Всемирная организация здравоохранения за голову хватается – что с этим делать»?.

Вячеслав Евминов говорит, что проблемы с осанкой и сколиоз возникают еще и потому, что дети неправильно сидят – или криво, на одной ноге ли. А еще через гиподинамию имеют слабые мышцы, которые не держат хребет так как надо. «Дети начинают плохо учиться, плохо усваивать материал, потому что вертятся на уроках, – говорит специалист. – А чего вертятся? Потому что в них спина болит. Как ни сядешь, как ни вернешься, легче не становится. Мышц, чтобы держать хребет, практически нет, и вся нагрузка ложится на диски и тело позвонков. Вот отсюда и берутся ранние остеохондрозы и другие патологии. Это страшно – к нам приходят лечиться дети, которые уже в 12-14 (!!!) лет страдают от грыжи дисков и остеохондроза».

Для того, чтобы улучшить здоровье малышей, их надо вовремя обследовать, поощрять делать зарядку, много двигаться на свежем воздухе и правильно сидеть за партой. И, конечно, лечить нарушение осанки, не ожидать возникновения сколиоза.

На одной из следующих страниц «Здоровья» мы расскажем о врачебных требованиях к школьной мебели, подбор парты под конкретного ребенка и о принципах, за которыми учитель должен рассаживать детей в классе.

— Состояние здоровья наших детей сегодня вызывает незаурядную тревогу. Особенно это касается детей, которые проживают в городах. Негативно отражаются на здоровье экологическая ситуация, качество пищевых продуктов и питьевой воды, наследственные факторы, материальное благополучие семей. Вдумайтесь, на сегодня каждый школьник имеет одну-две хронические болезни! Заболеваемость растет за счет злокачественных новообразований, болезней эндокринной системы, органов дыхания и пищеварения. В Украине больше 100 тысяч детей страдают на ожирение. Важную роль в этом играет образ жизни. Деть не тренированные, почти не бывают на улице, многовато времени проводят около компьютера или телевизора. Подтверждением этому есть смертельные случаи на уроках физкультуры, из-за чего пришлось даже пересмотреть нормативы из физвоспитания. По данным соцопросов, 25% мальчиков начинают курить с 11 лет, а употреблять алкоголь – с 13 лет. Скажу откровенно – должны большой риск получить нездоровое поколение. И здесь свое слово должна сказать не только медицина, но и семейство. Потому что именно здесь формируются навыки здорового образа жизни. Один простой пример: в баночке со сладким газированным напитком содержится суточная потребность ребенка в сахаре. А сколько их за день выпивают наши подростки? Как следствие – истощение поджелудочной железы и почти миллион детей и взрослых в стране, которые страдают на сахарный диабет.

Специалисты советуют родителям внимательно следить за осанкой ребенка, особенно в период так называемого «взрывного роста» (от 10 до 14 лет). Именно на этот вековой период приходится близко 80% случаев возникновения у детей нарушений осанки.

Родителям школьников надо следить по качеству компьютерных мониторов. В любом случае не использовать старые «пузатые» мониторы, которые дают большое вредное излучение. Для детей следует покупать только жидкокристаллические дисплеи, иначе можно «убить» зрение очень быстро.