Левон Тер-Петросян: Требующие революцию пусть сами осуществят ее
представляет полный текст выступления первого президента Армении, лидера Армянского национального Конгресса Левона Тер-Петросяна на митинге оппозиции 31 мая 2011г.
Прежде всего, хочу сердечно поздравить всех вас с выполнением трех важнейших требований, предъявленных нами власти, что можно считать самбой большой победой за время трехлетней общенародной борьбы. Это — победа не оппозиции, не Армянского Национального Конгресса, а, в первую очередь, нового гражданского общества Армении, если хотите всего армянского народа, а в конечном счете, нашей страны и государства, в достижение которой свою лепту внесли и преданные члены общенародного движения, и многочисленные общественные организации, и представители независимой прессы, и тысячи участников стихийных митингов социального протеста. Безусловно, в этом определенную роль сыграло и давление, оказанное международным сообществом на власти РА, чье влияние, однако, не стоит преувеличивать, так как его не было бы, если бы в Армении не было такой мощной оппозиции, как Армянский Национальный Конгресс, и если бы не было под его руководством длительной борьбы народа против диктатуры.
Оставляя в стороне распространяемые недостойными людьми пустые разговоры и пересуды о якобы состоявшейся сделке между Конгрессом и властью, внутренних договоренностях или международном заговоре, которые являются результатом частично недопонимания, частично недоразумения, частично намерения, а частично откровенного злого умысла, попытаемся хладнокровно оценить это значительное событие, не имеющее прецедентов в армянской действительности, и выявить реальные причины, приведшие к нему, но перед этим констатируем один существенный факт. Победа была достигнута благодаря не темной сделке, тайным договоренностям или внешнему вмешательству, а в результате своеобразной публичной дискуссии или неформального диалога, развернувшегося между обществом и властью в течение последних месяцев. Армянский Национальный Конгресс от имени общества публично представил свои требования, а власти, хоть и колеблясь, но, в конечном счете, так же публично отреагировали на эти требования, подкрепив их конкретными действиями.
Следовательно, можно предположить, что на резкое изменение поведения власти повлиял ряд дополнительных факторов, одновременное совпадение которых вынудило ее после длительной бескомпромиссности положительно отреагировать на справедливые, но до сих пор игнорировавшиеся требования. В соответствии с этим, что это за дополнительные факторы или другие причины, обусловливающие перемену в поведении власти?
1. Несомненно, серьезный повод для размышлений власти дали события в арабских странах, потрясшие весь мир, а также произошедшие в результате них явные изменения, наблюдаемые в подходах и настроениях международного сообщества, конкретнее, осознание Западом вины за безразличие или толерантность к диктаторским режимам в прошлом и тенденция к пересмотру этой недальновидной политики. До сих пор международное сообщество, исходя из геополитических соображений, преимущественно руководствовалось принципом сохранения региональной стабильности, подчиняя его проблемам демократии, прав человека и обеспечения свободы в целом. Когда супердержавы вынуждены были сделать выбор между политическими решениями, исходящими из собственных национальных интересов, и ими же проповедуемыми общечеловеческими ценностями, они, как обычно, отдали предпочтение первому. Хотя это проявление «realpolitik» часто приводило к краткосрочным положительным результатам, однако в долгосрочном разрезе возникали такие взрывоопасные ситуации, закономерным последствием которых стали кровопролитные восстания, происходящие в арабских странах, и процессы, угрожающие не только региональной, но уже и международной стабильности. То есть принижение свободы перед стабильностью, в конечном счете, поставило мир перед угрозой более опасной дестабилизации, из чего главные игроки международной политики обязаны сделать серьезные выводы, и, кажется, они начали это делать. В этом плане чрезвычайно симптоматично программное выступление президента США Барака Обамы 19 мая с.г., посвященное североафриканским и ближневосточным событиям. Таким же знаменательным является меморандум Евросоюза №11/342 от 25 мая с.г. под красноречивым заголовком «Новая и амбициозная Политика европейского соседства» («A new and ambitious European Neighbourhood Policy), и которая непосредственно касается концептуальных принципов построения отношений между Евросоюзом и Арменией. А как долго продлится или как далеко заведет этот положительный перелом, наблюдаемый в умонастроениях супердержав, и не перевесит ли в их дальнейшем политическом курсе холодный прагматизм за счет игнорирования общечеловеческих ценностей, покажет время. Во всяком случае, под свежим воздействием бурных событий в арабском мире некоторые тенденции, направленные на преодоление прежних умонастроений, ощущаются особо, проявлением этого нужно считать также ужесточенные недавно оценки международного сообщества о неприемлемой ситуации, царящей в сферах демократии и прав человека в Армении.
3. Следующий существенный фактор, обусловливающий поведение власти в последнее время – участившиеся митинги социального протеста, связанные с запретом уличной торговли, повышением таможенных платежей – платежей за перевозку импортируемых товаров, проблемой автомобилей с грузинскими номерами, а на днях с закрытием ереванского «Вернисажа» и утяжелением налогового бремени для свадебных и цветочных салонов. Поскольку к этому вопросу я обращался в своем выступлении на митинге 18 февраля с.г., здесь я ограничусь лишь некоторыми акцентами. Подобные демонстрации протеста проходили и в прошлом, в связи с выселением жителей улицы Бюзанда, изменением закона об упрощенном налоге, установкой ККМ на ярмарках, проблемами на рынке золотых украшений и нарушением прав водителей такси. Нынешние демонстрации, однако, кажутся более мощными и решительными, что объясняется, с одной стороны, фактом попрания интересов большего количества людей, а с другой стороны, тем обстоятельством, что страна сегодня находится в гораздо более тяжелом социально-экономическом положении, плюс давящая внутриполитическая атмосфера, которая также в некотором плане стимулирует социальную активность граждан. Несомненно, эти акции протеста, дальнейший процесс неизбежного ухудшения социально-экономической ситуации, проявят тенденции не к угасанию, а к разрастанию. Более того, их пример заразителен, и он скоро может распространиться на новые слои общества – крестьянство, учителей, работников Академии наук, вузов и медучреждений. Значит, власть обязана принять меры не только для решения уже возникших проблем, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса, но и для пресечения подобных процессов в других сферах. Иначе, эти, пока что стихийные движения в какой-то момент могут выйти из-под контроля и превратиться во всеобщее социальное восстание, что в равной степени опасно и для народа, и для власти, и для страны в целом.
В свете вышеизложенного весну этого года нужно считать наиболее значительным и эффективным этапом внутриполитической жизни поствыборного периода Армении. Эффективным, в первую очередь, в плане гиперактивности общества, резкого изменения поведения власти и выполнения трех важнейших требований, выдвинутых Армянским Национальным Конгрессом. Кстати, совершенно незаметно власть пошла навстречу еще одному требованию из нашего заявления, состоящего из 15 пунктов. На днях по принятому в НС закону «Об общественной службе РА» предусмотрено создать «Государственную комиссию по этике», одной из основных функций которой будет ведение регистра имущества и доходов высокопоставленных должностных лиц и их ближайших родственников, а также анализ и обнародование деклараций. Все это произошло исключительно в результате совпадения пяти важнейших факторов: целеустремленной общенародной борьбы, изменения умонастроений международного сообщества вследствие событий в арабском мире, развития процесса в Карабахском конфликте, участившихся демонстраций социального протеста, осознания тяжести социально-экономической ситуации, а также совпадения множества других второстепенных мотивов. Поэтому пересуды на мещанском уровне о темной сделке, внутренних договоренностях и международных заговорах не только однозначно неуместны, но их следует считать сметливостью недостойных людей, не имеющих элементарного представления о политике, или бесполезной попыткой мерить всех одним аршином. Настало время раз и навсегда понять, что в политике не существует явлений, основанных на одном факторе, или решений, основанных на одном шаге, и в этом плане она, пожалуй, одна из наиболее сложных сфер человеческой деятельности. Не находя конкретных и обоснованных доказательств, люди, разглагольствующие о сделке, пытаются найти ее элементы в изменении фразеологии власти и Армянского Национального Конгресса, отмечая, что в последнее время они заняты обменом трогательных любезностей. Не буду отрицать, что некоторое изменение во фразеологии действительно произошло. И это однозначно естественно, поскольку перед любыми переговорами или диалогом риторика конфликтующих сторон неизбежно смягчается. Вместе с тем, диалог вовсе не означает флирта, обнимания или пересмотра мнений друг о друге. Правящий режим, как до сих пор считал, так и впредь будет считать, что мы деструктивная, антинациональная, нетерпимая, лишенная идеологии, противозаконная оппозиция, совершившая попытку насильственной узурпации власти, цель которой – интерес не народа и государства, а неприкрытого властолюбия. Так же и мы всегда считали и впредь будем считать, что пирамида власти Армении – нелегитимная, бандитская, криминально-олигархическая, татаро-монгольская система, которую нужно капитально демонтировать и путем внеочередных выборов восстановить конституционный строй страны. Диалог для нас – не что иное, как наилучшая возможность вывести страну из катастрофической ситуации путем взаимопонимания власти и оппозиции, и больше ничего. Остальное – черная кошка, которую напрасно ищут в темной комнате.
Помимо обращения внимания на оттенки риторики, некоторые лица, разглагольствующие о сделке, пытаются обнаружить серьезные программные изменения в политике Армянского Национального Конгресса. Одно из таких утверждений, которое исходит из кругов Республиканской партии, касается того, что якобы выражая готовность вести диалог, Конгресс недавно отказался от своего прежнего курса жесткой конфронтации и решил прийти на «политическое поле» («Жаманак», 14.05.2011г.). Это – абсолютная ложь, поскольку о диалоге мы стали говорить не теперь: эта идея лежит в основе Декларации о создании Армянского Национального Конгресса, принятой 1 августа 2008г. Более того, о готовности к диалогу я четко высказывался еще раньше, в своем заявлении в Конституционном суде 5 марта того же года. Кстати, если изначально в качестве предусловия к диалогу мы выдвигали одно требование, то есть освобождение политзаключенных, то затем добавили к нему еще два – официальное заверение в раскрытии преступления «1 марта» и восстановление права проведения митингов на площади Свободы. А вот почему, несмотря на готовность, Конгресс до сих пор отказывался от диалога с властью — на этот вопрос, вместо нас и почти нашими же словами, в своем вышеупомянутом выступлении ответил не кто иной, как Барак Обама: «Единственный путь продвижения вперед – диалог власти и оппозиции, но не может быть настоящего диалога, когда часть мирной оппозиции находится в тюрьмах». Не хотелось бы напоминать, как западные дипломаты до последнего времени порицали нас за выдвижение такого аргумента. Ну, теперь пусть Обаму порицают.
А согласно другому подобному утверждению, прозвучавшему из уст представителей «Дашнакцутюн», Конгресс, якобы, в отличие, от их партии только в последнее время выразил обеспокоенность по поводу сохранения внутренней стабильности Армении из-за азербайджанской угрозы («Жаманак», 27.04.2011г.). Это уже не только абсолютная, но и двойная ложь, поскольку, во-первых, у «Дашнакцутюн» никогда такой обеспокоенности не было, наоборот, в самый разгар Карабахской войны она путем почти ежедневных митингов делала все для того, чтобы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении и сломить дух армии, а, во-вторых, Конгресс с первых же дней своего формирования четко выразил эту обеспокоенность. Чтобы доказать это, считаю нелишним процитировать следующий отрывок своего выступления на съезде Общенационального движения, состоявшегося 2 мая 2008г.: «Азербайджан должен понять, что какая бы ситуация ни царила в нашей стране, все равно, в случае военного посягательства против Карабаха он встретит сплоченное сопротивление армянского народа. И в первых рядах этого сопротивления, с уверенностью можно сказать, окажутся наши товарищи, находящиеся сегодня в тюрьмах. В случае возникновения военной угрозы я сам обращусь с призывом к участникам Общенационального движения, прося их временно прекратить свою политическую деятельность и принять участие в патриотичном деле защиты Родины».
Из-за того, что я так долго останавливаюсь на разговорах относительно сделки, может сложиться впечатление, что я боюсь этого слова. Вовсе нет: для меня нет табу, и я никогда не избегал обсуждения какого-нибудь вопроса. В конечном счете, любые переговоры или диалог – это сделка, которая исходит либо из частных интересов двух сторон, либо из общих интересов обществ и государств. Если диалог ведется по поводу раздачи должностей и депутатских мандатов или других мелких интересов, то это низкая, недостойная и позорная сделка, очевидцами которой мы становились не раз. (Кстати, механизм подобных сделок, заключенных в течение последних 13 лет в армянской действительности, умело выявил заместитель председателя правления АОД Самвел Абрамян. «АЖ», 14.05.2011). А если речь идет о поиске решений путем диалога, исходящих из интересов народа, страны и государства, то такую сделку нужно только приветствовать. И не случайно, что Евросоюз в своем специальном заявлении, принятом 12 мая с.г., уже приветствовал «положительные политические процессы, проходящие в Армении в последнее время». С подобным заявлением 26 мая выступили также содокладчики ПАСЕ по вопросу Армении Джон Прескотт и Алекс Фишер.
Я так обстоятельно не обращался бы к злым пересудам и пустословию относительно предстоящего диалога, если бы они не содержали в себе опасности сорвать этот перспективный процесс и еще больше затруднить положение страны. Очевидно, что некоторые силы по разным причинам весьма обеспокоены указанной перспективой, которая может кардинально изменить и социально-экономическую, и политическую, и общественную ситуацию в стране. Больше всех обеспокоен «самый нервный» человек Армении, охваченный паникой, который лучше нас знает, какие у него есть основания для беспокойства и паники.
Безусловно, обеспокоены и даже напуганы сотрудники правоохранительных органов, которых этот человек для спасения собственной шкуры в своем последнем интервью, как говорится, отдал на заклание, хотя в свое время публично им обещал, что ни один полицейский не будет осужден за преступления, совершенные «1 марта». Признаки обеспокоенности заметны и у некоторых внешних сил, которым вовсе невыгодно оздоровление внутриполитической атмосферы в Армении, поскольку тем самым они лишатся рычагов воздействия на ее политический курс. Сверх меры обеспокоена «Дашнакцутюн», которая открыто и лихорадочно впряглась в дело дискредитации и срыва диалога. Обеспокоены также разные мелкие политические группировки, ищущие место под солнцем, которые, будучи неспособными сделать какое-нибудь дело, в буквальном смысле слова заняты осквернением дела других. Считаю излишним говорить о дешевых вымыслах по поводу противоречий, якобы возникших внутри Конгресса, которые, не имея под собой реальной основы, направлены на ту же цель — сорвать этот важный процесс.
1. Есть люди, которые рассуждают следующим образом: если в результате нескольких многотысячных митингов и демонстраций власть вынуждена была пойти на такие ощутимые уступки, то зачем с ней вести диалог? Не правильнее ли, перейдя на круглосуточные митинги и сидячие демонстрации, увеличить давление и сразу решить проблему смены власти, поскольку другого такого случая может не быть? Это типичное проявление умонастроений людей, верящих в вышеуказанные одношаговые решения, которое неприемлемо по нескольким причинам. Здесь не учтена необходимость наличия множества других факторов, необходимых для смены власти. Во-первых, мы не азартные игроки, следовательно, мы не склонны к совершению шага, последствия которого неизвестны, а содержащиеся в нем опасности не просчитаны. Во-вторых: необходимая для смены власти политическая и гражданская активность в Армении еще не содержит в себе достаточного заряда или же не достигла соответствующей кондиции. И, наконец, подобное поведение изначально противоречит курсу Армянского Национального Конгресса, который категорически отвергает революционный путь борьбы. Я не понимаю, что значит требовать революцию. Более абсурдной и смехотворной вещи трудно себе представить. Тот, кто требует революцию, сам и должен осуществить эту революцию. Между тем, людей, говорящих об этом, много, а совершающих революцию все нет и нет, и не будет.
2. В общественных настроениях имеется и противоположное настроение: если власть вместе с Конгрессом сообща пойдет на серьезные реформы и эффективные шаги для оздоровления внутриполитической атмосферы, восстановления справедливости и облегчения социального положения народа, то зачем требовать внеочередных выборов, тем более, что очередные выборы уже не за горами? Нужно учитывать, однако, что указанное требование обусловлено не политическими амбициями или простой прихотью, а двумя важнейшими соображениями.
Первое – это проблема законности и принципа, смысл которой заключается в том, что политический кризис, возникший вследствие сфальсифицированных выборов, должен быть преодолен исключительно путем проведения внеочередных выборов, чтобы в дальнейшем уже никому в голову не пришло узурпировать власть. Второе (пожалуй, на данный момент, более важное) — это фактор времени: до проведения выборов от армянского государства может ничего не остаться, то есть чем позже будут проведены выборы, тем больше будет у нас потерь.
3. Согласно другому наблюдению, распространенному на уровне разговоров, в случае отказа от решительных действий народ может разувериться, отчаяться и отвернуться от Армянского Национального Конгресса. Такие разговоры, которые частично рождаются из искренней обеспокоенности, а часто намеренно распространяются с целью разуверить, разочаровать народ и посеять недоверие к Конгрессу, мы часто слышали в течение последних трех лет. Но удивительное дело: параллельно таким разговорам людей на наших митингах не только не стало меньше, но митинги стали еще многолюднее, что означает, что большинство народа не поверило им. Чрезвычайно высоко оценивая фактор доверия народа, считаю нужным вместе с тем отметить, что разочарование, отчаяние и другие подобные понятия – не политическая категория. Это преходящие, временные настроения, единственным критерием оценки которых являются не различные разговоры, а точные социологические опросы, но таких, к несчастью, в Армении нет. Массы могут временно разочаровываться, отчаиваться или, наоборот, воодушевляться и ликовать, но для такой ответственной политической силы, как Армянский Национальный Конгресс, не это важно. Важно сделать правильные расчеты и шаги, которые если не сразу, но, в конечном счете, не могут не быть поняты и по достоинству оценены обществом. Конгресс в своей деятельности всегда стремился руководствоваться этим принципом, и впредь не намерен отказываться от него.
4. И, наконец, еще одно опасение, высказываемое по поводу тактики, избранной Армянским Национальным Конгрессом, заключается в том, что диалог даст власти возможность путем затягивания переговоров выиграть время и довести дело до очередных выборов, надеясь, что за это время Конгресс потеряет свой электорат или его подавляющая часть сформирует другую оппозиционную силу. Если рассуждающие так считают, что мы настолько наивны, что не осознаем этой опасности, то они ошибаются. Более того, мы осознаем также, что власть не только попытается затянуть диалог, но и в случае, если почувствует силу, вообще прекратит его. Но желание – это одно, а осуществление – это другое. Диалог, к счастью, не односторонняя, а двусторонняя игра, и в этой игре у нас в запасе тоже есть шаги. Во-первых, у власти нет никаких ресурсов для усиления, поскольку социально-экономическая ситуация в стране, как мы уже отмечали, будет не улучшаться, а ухудшаться. И, во-вторых, в случае, если мы заметим тенденцию затягивания или саботажа, то также в любой момент можем прекратить диалог и применить испытанный и уже зафиксировавший успехи метод оказания давления на власть путем консолидации народа. Единственный залог достижения проведения внеочередных выборов и принуждения власти к конструктивности в целом – это постоянное давление народа. За все время диалога власть у себя за спиной должна чувствовать его дыхание. А вариант разделения всегда есть.
Таким образом, учитывая выполнение трех требований, выдвинутых Армянским Национальным Конгрессом, мы готовы к формальному диалогу с властями, то есть на уровне делегаций. В ближайшие дни мы определим состав делегации, которая будет состоять из 3-5 человек, и представим власти нашу повестку диалога. Естественно, это же должна сделать власть как в плане формирования делегации, так и представления своей повестки. Повестка Конгресса известна – проведение внеочередных президентских и парламентских выборов. Но это не значит, что мы не должны считаться с повесткой и контрпредложениями власти, иначе будет нарушено равноправие сторон. Более того, в ходе диалога мы не можем игнорировать остальные требования нашего общества, содержащиеся в принятом 1 марта с.г. заявлении, состоящем из 15 пунктов, которые касаются социальной сферы, проблем малого и среднего бизнеса, крестьянства, законности, коррупции, и которые в целом, параллельно диалогу, всегда должны находиться в центре нашего внимания. Напомню, что, как уже отмечалось в выступлении Левона Зурабяна, на переговорах с властью одним из первоочередных требований должно быть освобождение политзаключенных Мурада Боджоляна и Саркиса Ацпаняна, а в случае с последним – еще и предоставление вида на жительства или гражданства Армении.
Если мы попытаемся одним предложением сформулировать нынешние политические процессы в Армении, то очевидно, что у нас, по сути, происходит то же самое, что и в арабском мире, то есть принуждение к внеочередным выборам путем общенародного давления и к смене власти. Однако, в отличие от арабских стран, мы стремимся достичь этого не после ужасных потрясений, хаоса и кровопролития, а мирным, конституционным путем. Я уверен, что если бы у арабских народов была бы эта альтернатива, то они тоже предпочли бы поступить так. А насколько гарантирован успех избранного нами пути, это уже зависит не столько от Конгресса, сколько от сплоченных усилий всего народа и способности общества держать процесс под постоянным контролем. В случае непреклонности властей, независимо от нашей воли, не исключен также арабский вариант, потому что поведение народа, доведенного до отчаяния, не всегда подчиняется повелению разума. Будем надеяться, что у власти хватит мудрости, чтобы понять эту простую истину.
Механизмом контроля процесса, естественно, будут наши регулярные митинги, которые будут проходить по необходимости, для того, чтобы держать вас в курсе хода диалога, или же в случае обострения социально-экономической ситуации или чрезвычайной ситуации. Что касается следующего митинга, то он намечен на июнь, а о точной дате мы сообщим вам дополнительно. В Армении создана новая политическая ситуация, которая дает возможность решить хотя бы самые острые проблемы законным путем. У нас есть возможность доказать миру, что мы действительно цивилизованный народ, имеющий вековые традиции государственности. И ни власть, ни общество не вправе упускать эту возможность. Доброго пути и до новой встречи, которая, можно с уверенностью сказать, не заставит себя ждать, поскольку события развиваются стремительно!