Ликбез для всех: о чем можете спрашивать у чиновников об экологии
Главным правом, без которого невозможна защита экологических прав, является право на информацию. Основным международным документом о доступе к информации является Орхусская конвенция, подписанная Украиной. На нее смело можно и нужно ссылаться в «шапке» любого вашего запроса. Этот документ предоставляет гражданам, организациям и госорганам право на доступ к любой экоинформации. При этом, что важно, вы не обязаны доказывать свою заинтересованность в получении этих данных.
Сейчас срок изучения запроса, присланного вами, составляет 10 суток. Срок предоставления информации – на протяжении одного месяца (согласно Закону Украины «Об информации», статья 33). В предоставлении информации может допускаться отсрочка, если документ не может быть выдан на протяжении месяца, о чем вас обязаны специально уведомить.
Но есть такие виды информации, в предоставлении которой вам не могут отказать ни при каких условиях. Это информация: о стихийных бедствиях; авариях и катастрофах, опасных природных явлениях; чрезвычайных событиях, угрожающих безопасности граждан; состоянии здоровья населения; качестве пищевых продуктов и предметов быта; о выбросах в окружающую среду; о фактах нарушения прав человека, в том числе и экологических. Если вам отказали в предоставлении информации по экологическим вопросам, следует оспаривать этот отказ в высшем органе в порядке подчинения чиновника или в суде.
В целом 2011 год начался для общественности удачно – 13 января 2011 года Верховная рада Украины приняла Закон Украины «О доступе к публичной информации» и Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об информации»». Эти законы вступят в силу через три месяца после их подписания Президентом Украины и официального обнародования, то есть примерно в начале мая 2011 года.
Как рассказала «Багнету» Елизавета Алексеева, ведущий юрисконсульт организации «Екологія-право-людина», эти законы наконец-то чётко установили прописные истины, которые раньше часто игнорировались госслужащими. Причиной тому было информационное законодательство, запутанное и дырявое. Казалось бы, новопринятые законы изменили «мелочи» — сроки представления информцаии госинстанциями по запросу. Но эти сроки приятно удивили общественность.
Теперь чиновник, получивший запрос о предоставлении публичной информации, имеет лишь 5 дней, а не месяц, как раньше, на предоставление ответа на запрос. Более того, закон устанавливает виды информации, на которые ответ должны прислать еще быстрее – на протяжении 48 часов. Это вид информации, о котором мы упоминали, в предоставлении которого вам не могут отказать ни при каких условиях (качество пищевых продуктов, предметов быта и так далее).
Знаменательна и удачная попытка Верховной рады правильно переписать определение экологической информации согласно Орхусской конвенции. Так, статья 16 закона слово в слово дублирует определение Конвенции. Также она устанавливает национальный правовой режим доступа к этой информации, согласно которому информация о состоянии окружающей среды, кроме информации о месте расположения военных объектов, не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом .
Согласно статьям 1 и 13 нового Закона Украины «О доступе к публичной информации», информация о состоянии окружающей среды относится к публичной информации, даже если она была создана и находится во владении предприятия. К распорядителям информации, которые должны обеспечивать доступ к информации в порядке, предусмотренном этим законом, приравниваются и субъекты хозяйствования, которые владеют информацией о состоянии окружающей среды. Это означает, что со вступлением в силу данного закона материалы оценки воздействия на окружающую среду, отчеты по выбросам загрязняющих веществ, результатам мониторинга воздействия деятельности на окружающую среду и любая другая экологическая информация, которая создается субъектами хозяйствования, станет публичной информацией, то есть открытой для общественности.
Следует помнить, что не всю информацию вы можете получить. Так, информация, объявленная гостайной, материалы следствия, информация о личной жизни граждан и внутриведомственная корреспонденция не подлежат огласке и предоставлению гражданам. Есть также несколько категорий информации с ограниченным доступом. В этой сфере и возникают значительные проблемы с доступом, часто в связи с тем, что госинстанции грубо превышают свои полномочия по засекречиванию.