Машина дорожного контроля
На прошлой неделе на Вильнюсской железнодорожной станции состоялась презентация новой покупки АО Lietuvos gele?inkeliai – выпущенной австрийской компанией Plasser&Theurer машины дорожного контроля ЕМ140. На мероприятии присутствовали министр сообщений Литовской Республики Элигиюс Масюлис, генеральный директор АО Lietuvos gele?inkeliai Стасис Дайлидка, посол Австрии в Литве доктор Гельмут Коллер, представители компании Plasser&Theurer и другие почетные гости.
Самоходный вагон дорожного контроля ЕМ140 – одна из самых современных машин дорожного контроля, используемых на железной дороге. Ее назначение – беcконтактным, лазерным методом измерять геометрические параметры железнодорожного пути. Полученные отчеты о фактическом состоянии пути позволят принимать срочные решения.
«Совсем недавно мы с гордостью могли утверждать, что компания АО Lietuvos gele?inkeliai располагает самым современным парком подвижного состава в Восточной и Центральной Европе, а вот сегодня мы снова стали свидетелями нового важного события. Этот самоходный вагон дорожного контроля, отвечающий европейским стандартам, — еще один важный шаг в деле приближения технического уровня инфраструктуры железнодорожного сектора Литвы к европейскому уровню», — приветствуя участников мероприятия, сказал министр сообщений Э. Масюлис.
Эта машина может не только записывать и производить замеры по двум направлениям, но и анализировать параметры пути. На ней также смонтировано оборудование по контролю габаритов, позволяющее производить замеры быстро и точно. Поскольку масса ЕМ140 аналогична массе локомотива, это позволит проверить параметры пути под нагрузкой.
«Параметры пути, по которым судят о его состоянии, будут фиксироваться на компьютере цифровым способом и обрабатываться быстро и качественно. Кроме того, благодаря использованию оборудования по замеру пути можно будет точно установить, сколько на определенном участке пути должно быть щебенки. Специальные программы также позволят моделировать, как с течением времени будет изменяться состояние пути», — охарактеризовал преимущество новой покупки генеральный директор АО Lietuvos gele?inkeliai С. Дайлидка.
На машине также смонтировано оборудование для проверки радиосвязи поездов и вводимой сейчас в пользование связи GSM-R, есть возможность оборудовать предназначенные для дополнительного контроля системы считывания киносъемки пути и профиля рельсов, проверочное оборудование приборов автоматического контроля подвижного состава.
До сих пор в Литве геометрические параметры железных дорог замерялись при помощи выпущенного в 1960 г. в России вагона дорожного контроля CNII-2. Он в диаграммах записывал данные о ширине колеи, положении рельсов по отношению друг к другу, местные впадины обоих рельсов, положение рельсов на плане. Однако этот вагон устарел, а технология его работы стала примитивной, так как замеры производились контактным способом непосредственно. Этот вагон фиксировал замеряемые параметры на ленточных самописцах, которые синхронизировались со скоростью вращения вагонных колес. Когда вагон CNII-2 проезжал через перекрестки стрелок, замерительные колесики поднимались, поэтому записи на ленте искажались и не поддавались расшифровке. Состояние пути оценивалось ручным способом, а надежность результатов конечных замеров зависела не только от точности замера, но и от квалификации и добросовестности работников.
Новая машина дорожного контроля ЕМ140 была изготовлена компанией Plasser&Theurer в течение двух лет – договор о покупке был подписан в марте 2009 г. Покупка обошлась почти в 23,5 млн литов. 85 проц. этой суммы финансируется за счет средств структурной помощи ЕС на 2007-2013 гг. в рамках администрируемого Министерством сообщений мероприятия «Модернизация и развитие железнодорожных линий трансъевропейского значения, создание нужной инфраструктуры для учреждения общественных центров логистики», остальная часть – на средства железных дорог.
Приобретение ЕМ140 – значимое завершение первого этапа проекта «Внедрение систем диагностики инфраструктуры». На следующих этапах планируется оборудовать полигонометрическую сеть, приобрести диагностическое оборудование, аккредитировать метрологическую лабораторию и закупить нужное программное обеспечение.