«Мирный атом» Чернобыля в финансовом измерении

По итогам работы международной донорской конференции, приуроченной к 25-й годовщине Чернобыльской трагедии (19-21 апреля 2011г., г. Киев), уже можно смело утверждать, что это, безусловно, серьезный внешнеполитический успех президента В. Януковича (а, в данном случае, и всей Украины). Успех, но не триумф, если руководствоваться сугубо финансовыми показателями. Украине удалось собрать на данном саммите на первостепенные нужды обеспечения защиты от последствий Чернобыльской катастрофы около 550 миллионов евро. Сумма, несомненно, рекордная и беспрецедентная! Однако, украинские власти рассчитывали на большую — 740 миллионов евро.

Основная цель встречи столь высокого уровня была официально сформулирована как обсуждение результатов «международного сотрудничества стран Большой Восьмерки, более 20-ти других государств мира, ЕС и ЕБРР с целью выведения из эксплуатации Чернобыльской АЭС и превращения зоны 4-го Реактора в экологически безопасную территорию».

Вместе с тем, в указанной декларации содержится и следующий пассаж: «События на АЭС Фукусима обратили наше внимание на важность повышения уровня ядерной безопасности и оперативного реагирования на аварии и чрезвычайные ситуации на АЭС, а также те, которые вызваны крупномасштабными катаклизмами природного происхождения. Указанные события доказывают, что только совместные усилия мирового сообщества содействуют укреплению ядерной безопасности». То есть, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Иначе говоря, если бы не события в Японии, то украинский урожай с нивы иностранных доноров мог бы оказаться гораздо скромней.

Почему же все-таки украинским руководством была озвучена цифра в 740 миллионов евро? Именно столько, по заявлению главы МЧС Украины Виктора Балоги, не хватает на строительство безопасного «Укрытия» над разрушенным четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС. Но это далеко не единственный объект Чернобыльской инфраструктуры, требующий значительных финансовых вливаний. Помощь мирового сообщества нужна и для сооружения нового хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2) и для создания инфраструктуры для обращения с радиоактивными отходами. Деньги необходимы и для того, чтобы окончательно остановить ЧАЭС. Ведь, хотя 15 декабря 2000 года последний действующий реактор ЧАЭС торжественно остановил второй президент Украины Леонид Кучма, символически повернув ключ аварийной защиты на сцене Дворца Украины, чтобы это действо стало реальностью, нужно освободить все энергоблоки от ядерного топлива. А до этого момента станция продолжает считаться  действующей ядерной установкой.

Как отметил по этому поводу министр по чрезвычайным ситуациям В. Балога, на ЧАЭС задействованы все системы безопасности, а их стабильную работу обеспечивают порядка 3,5 тыс. человек. То есть, ситуация не из простых, особенно с учетом того, что срок эксплуатации действующего саркофага хоть и продлили еще на пять лет, его жизненный ресурс давно исчерпался. Поэтому совершенно понятна «отзывчивость» доноров и озабоченность украинских верхов.

Программа под названием «План строительства Укрытия», как пишет профильный официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), была разработана в 1997 году при участии международных экспертов из стран ЕС, США, Японии и Украины. В том же году страны «G7» («восьмеркой» они стали позже), Европейский Союз и другие финансирующие участники проекта – доноры, обратились к ЕБРР с просьбой учредить фонд «Укрытие» для реализации программы. Банк действует в качестве руководителя фонда и обеспечивает контроль эффективности реализации проекта совместно с правительством Украины. ЕБРР подписал Соглашение о гранте с организациями-получателями финансовой помощи и выплачивает средства подрядчикам проекта.

На сегодняшний день Чернобыльский фонд «Укрытие» уже получил финансовую помощь из 23 стран, Европейского Союза и безвозмездную материальную помощь из шести стран. Кстати, для нового сооружения специалисты применяют выражение конфайнмент (от английского  confinement — удержание). Полное его название — Новый Безопасный Конфайнмент (New safe confinement). Новое сооружение должно, кроме защиты от окружающей среды, обеспечить возможность проведения частичного демонтажа аварийных и ненадежных конструкций объекта «Укрытие». Кроме того, новое укрытие должно иметь технические средства и оборудование для проведения безопасных работ по извлечению и переработке радиоактивных та топливосодержащих материалов. На данный момент уже решено, что защитное сооружение будет создаваться в виде арочного свода. По мнению специалистов, данное решение является наиболее оптимальным для создания новой защитной оболочки. Основная функция конфайнмента – ограничение распространения радиоактивных веществ, которые находятся в объекте «Укрытие». Это условие должно выполняться, как при условиях нормальной эксплуатации конфайнмента, так и в условиях аварии (разрушение существующего объекта «Укрытие»). Предусмотрено, что новое сооружение будет эксплуатироваться на протяжении ста лет (проектный срок эксплуатации). Арка обеспечит изоляцию саркофага от поступления дождевых и талых вод, а также обеспечит защиту грунтовых вод от радиоактивных веществ, которые находятся внутри разрушенного реактора. По предварительным данным, размеры конфайнмента следующие: длина сооружения – 150 метров; высота – 92, 5 метра; пролет арки – 257 метров; площадь конфаймента – 39 000 квадратных метра.

В 2009 году акционеры ЕБРР для строительства безопасного конфайнмента предоставили грант на 58 миллионов евро. На конец 2010 года общая сумма, полученная фондом «Укрытие», составила 990 миллионов евро (включая поступления от управления ликвидными активами, денежный вклад ЕБРР и некоторые запланированные доходы). На сегодняшний день Ассамблея одобрила 9 Соглашений, предусматривающих предоставление грантов на сумму более 800 миллионов евро. В рамках этих соглашений, было заключено 162 контракта, из которых 135 уже выполнены.

Что касается отработанного ядерного топлива, то строительство второго хранилища для него финансируется через Соглашение о счёте обеспечения ядерной безопасности, которым также управляет ЕБРР. В июле 2007 года финансирующие страны-доноры согласились финансировать завершение его строительства, что является ключевым объектом для прекращения эксплуатации 1-3 реакторов ЧАЭС. Пожертвования для Соглашения о счёте обеспечения ядерной безопасности предоставили 16 стран, плюс Европейская комиссия. Кроме этого, в 2008 году ЕБРР предоставил грант на 77 миллионов евро для строительства второго хранилища отработанного ядерного топлива. По состоянию на конец 2010 года, Соглашение о счёте обеспечения ядерной безопасности получило около 520 миллионов евро (включая поступления от управления ликвидными активами, денежный вклад ЕБРР и некоторые запланированные доходы). Были успешно завершены проекты в Болгарии, России и Литве общей стоимостью 140 миллионов евро.

Кстати, в Рамочное соглашение с ЕБРР в 2010 году были внесены изменения, которые предусматривают увеличение сугубо украинских ресурсов, которые дополняют объем Чернобыльского фонда Украины — с 50 до 104,163 млн. долларов. Такие ресурсы должны предоставляться в виде имущественных взносов или же иным способом на всех этапах внедрения Плана мероприятий на объекте «Укрытие». Обязательства Украины составляют 6,51% начальной оценки стоимости плана мероприятий – 768 млн. американских долларов. На протяжении 2010-2012 гг. необходимо реализовать дополнительный взнос Украины в ЧФУ в объеме 32,163 млн. долларов.

Нельзя здесь не вспомнить и том, что в феврале 2010 года пресс-служба Счетной палаты распространила сообщение, в котором указывается на неэффективность расходования государственных и донорских средств при выполнении донорских программ в 2007-2009 годах. В частности, контрольное финансовое ведомство указывало на затягивание сроков строительства нового безопасного конфайнмента  над объектом «Укрытие» и как следствие — удорожание стоимости работ по проекту с 758 млн. евро до 1,6 млрд. евро.

Тогда, комментируя заявление Счетной палаты, бессменный генеральный директор государственного специализированного предприятия «Чернобыльская АЭС» Игорь Грамоткин заявил, что «тут очень серьезные вопросы, и по простому формальному признаку, что тут завышена цена, говорить нельзя, потому что за этим стоят очень сложные технические решения. Это только оценочная стоимость. Сегодня мы говорить о такой стоимости не можем до тех пор, пока не будет выполнен проект», — сказал он.

В то же время гендиректор не исключил, что окончательная стоимость строительства конфайнмента может быть скорректирована в сторону увеличения, поскольку украинская сторона как заказчик стремится включить в проект наиболее надежное оборудование, чтобы в дальнейшем избежать эксплуатационных рисков. «Нам нужно не гоняться за сроками, а построить надежный безопасный объект, который Украина будет в состоянии эксплуатировать. И сроки должны определяться специалистами-атомщиками, а не специалистами в финансовой сфере, и уж тем более не бухгалтерами, которые проверяют правильность платежей или правильность взаиморасчетов», — сказал И. Грамоткин. Гендиректор выразил надежду, что строительство завершится в 2013 году.

То есть, как мы видим, сроки откладываются, а цены растут. Так что,  если к реализации проекта Украина не приступит в ближайшее время, то уже стоит договариваться о следующей встрече и о новых взносах мировой общественности. Кстати, не исключено, что данный взнос доноров, как поговаривали в кулуарах ядерного саммита,   может оказаться последним. Да и время строительства объектов, на которые Украина собирает деньги не первый десяток лет, ограничено. А пока, на площадке под новое «Укрытие» уже заливают фундамент.

Возникают, как ни странно, и новые, несколько неожиданные источники «чернобыльских» доходов. Так, например, место чернобыльской ядерной катастрофы посещает все большее число туристов. Поездка на один день в опасную зону стоит сто долларов. В турпакет включается использование счетчика Гейгера и обед в столовой атомной станции. Радиостанции в Киеве рекламируют туры при помощи слогана «Посети Чернобыль». Украинское правительство даже объявило о планах увеличить ежегодное число туристов с 60 тысяч до миллиона. Кстати, с тех пор, как произошла авария на Фукусиме, туры очень быстро раскупаются. Но если даже эти туристические планы осуществятся, то полученные средства не смогут существенно повлиять на окончательное решение столь масштабной проблемы.

Выход только один – слаженные действия всех ветвей и органов украинской государственной машины по оперативному отысканию недостающих финансовых средств и не менее оперативному их освоению. Причем, «освоению» не в более привычном для большинства ее представителей смысле («распила»), а  освоению по прямому назначению. Хотя бы под воздействием элементарного инстинкта самосохранения!