На саммите ОБСЕ возрожденный «дух Хельсинки» обогатится «духом Астаны» – посол Казахстана

– Уважаемый Серик Достанович, что Вы ожидаете от Саммита глав государств ОБСЕ в Астане? Какие решения могут быть приняты?

– Астанинский саммит ОБСЕ уже называют чудом казахстанской дипломатии, и его можно считать конкретным результатом успешного внешнеполитического курса президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В своем недавнем интервью Назарбаев отметил, что предстоящий Саммит ОБСЕ должен стать началом новой фазы развития этой организации. Он также высказал следующее мнение по данному вопросу «…Ожидания большие. Готовых решений нет. Все решения принимаются консенсусом. Сейчас идет очень сложная работа».

Ждем личного участия 56 глав государств и правительств или их полномочных представителей на Астанинском саммите ОБСЕ. Своим участием они продемонстрируют свою приверженность ОБСЕ, ее принципам и ее будущему. Это особенно важно, учитывая, что это первый Саммит за последние 11 лет, после Стамбульского Саммита.

Ожидается принятие итогового документа Саммита, в котором участники Саммита подтвердили бы свою решимость безоговорочно и в духе доброй воли выполнять все принятые нормы, принципы и обязательства ОБСЕ во всех трех измерениях ее деятельности. Участникам Саммита необходимо определить общее стратегическое видение развития Евро-Атлантического и Евразийского сообщества и пути совершенствования самой Организации.

Астанинский саммит ОБСЕ придаст импульс общим усилиям по оживлению и укреплению режима контроля над вооружением и мер доверия в нашем евразийском регионе, и еще раз подтвердить и восстановить необходимый уровень доверия среди государств-участников ОБСЕ.

Мы ожидаем, что в документах Саммита найдут отражение вопросы усиления деятельности ОБСЕ в борьбе с транснациональными вызовами и угрозами. В этой связи, думаю, что наряду с другими актуальными вопросами, предметом рассмотрения участников Саммита могут быть вопросы оказания содействия Афганистану для укрепления стабильности афганского государства. Тем более что Афганистан является сопредельным и приграничным государством Центральной Азии, и нам небезразлично как обстоят там дела. В свою очередь государства Центральной Азии могли бы внести свою посильную помощь наряду с другими участниками-государствами ОБСЕ. Без решения проблемы безопасности в Азии нельзя обеспечить безопасность в Европе.

Повышенное внимание будет уделено вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности, учитывая накопленный уникальный казахстанский опыт в этой области.

Естественно, в центре внимания будет подтверждение незыблемости верховенства права, уважения прав человека и его основных свобод.

Все вышеназванное может быть отражено в той или иной форме в итоговом политическом документе Астанинского саммита ОБСЕ.

По итогам Саммита откроется  качественно новый – третий после Хельсинки и Парижа – этап нового сотрудничества, когда возрожденный в новых исторических условиях «дух Хельсинки» обогатится «духом Астаны».

– На мой взгляд, в рамках Астанинского саммита будут обсуждаться проблемы затяжных конфликтов, в том числе и Нагорно-Карабахский конфликт.

Необходимо отметить, что в ходе недавней встречи президента Казахстана Н.А.Назарбаева с президентом Азербайджана И.Г.Алиевым, состоявшейся в рамках 3-го Саммита глав прикаспийских государств, наряду с вопросами двустороннего сотрудничества, предметом обсуждения также были вопросы Нагорно-Карабахского конфликта.

Будем надеяться на определенные положительные подвижки в разрешении этого сложного конфликта в рамках Астанинского саммита ОБСЕ.

– Прошедший Саммит глав прикаспийских государств в Баку, на мой взгляд и по оценкам многих политологов, можно считать прорывным. Ибо в ходе работы Саммита были приняты прорывные и важные решения.

Во-первых, было принято Совместное заявление президентов и подписано важное Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.

Во-вторых, все президенты прикаспийских государств пришли к выводу, что необходимо ускорить процесс переговоров по правовому статусу Каспия и подготовить к подписанию Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря к следующему Саммиту, который пройдет в Российской Федерации.

– о поручении соответствующим ведомствам в трехмесячный срок обсудить и согласовать ширину национальной зоны, исходя из 24-25 миль, включающей водное пространство, на которое распространяется суверенитет прибрежного государства.

О важности и значимости высказанных президентом Н.А.Назарбаевым предложений свидетельствует то, что по этим предложениям президентами прикаспийских государств было подписано отдельное Протокольное решение.

– Проект создания Организации Каспийского Экономического Сотрудничества (ОКЭС) весьма реалистичен и сулит определенные экономические выгоды всем прикаспийским государствам. Тем более, все пять государств очень хорошо осознают необходимость улучшения торгово-экономических отношений, интеграционных  устремлений, учитывая позитивную динамику торгово-экономических взаимоотношений прикаспийских государств и имеющийся опыт работы аналогичных структур, таких как  СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, СВМДА ОЧЭС и т.д.

Целесообразнее ставить вопрос о создании ОКЭС после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, т.е. после того, как будут сняты принципиальные противоречия между прикаспийскими государствами по правовому статусу Каспийского моря.

– На каком этапе находится реализация Соглашения о транспортировке казахской нефти на мировые рынки посредством Азербайджана?

– Особое значение в вопросах казахстанско-азербайджанского сотрудничества в нефтегазовой отрасли имеет Договор по поддержке и содействию транспортировке нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Для транспортировки казахстанской (точнее кашаганской и тенгизской) нефти в ноябре 2008 года между АО «Национальная компания «КазМунайГаз» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики было подписано Соглашение об основополагающих принципах создания Транскаспийской транспортной системы.

Казахстанская Каспийская Система Транспортировки (ККСТ) состоит из двух сегментов – нефтепровода Ескене-Курык и Транскаспийской системы. Вопросы транспортировки казахстанской нефти в серьезных объемах на мировые рынки зависят от того, когда пойдет «большая нефть» с Кашагана.

Сроки реализация проекта ККСТ будут увязываться с созданием гарантированной ресурсной базой. По оценкам специалистов  национальной компании «КазМунайГаз», к концу 2012 года планируется начало добычи нефти по фазе опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган (Фаза 1). Для экспорта объемов Кашаганской нефти (по Фазе 1) и других Северо-Каспийских проектов будет достаточно мощностей существующих экспортных систем с учетом полного расширения нефтепровода КТК к концу 2014 года.

Основной ресурсной базой для проекта ККСТ будут объемы нефти, планируемые к добыче на Кашагане по Фазе 2, разработка которой начнется только в 2018 году, а не в 2012 году, как было заявлено ранее. В связи с этим, сроки реализаций проекта ККСТ будут перенесены на более поздние сроки.

– Ваша оценка нынешнего состояния отношений между Азербайджаном и Казахстаном и перспективы их развития?

– Казахстанско-Азербайджанские отношения развиваются весьма успешно и динамично. Наши страны активно сотрудничают в рамках международных и региональных организаций.

Двусторонние торгово-экономические отношения также развиваются динамично. Развитию двусторонних отношений в экономической сфере способствует активная работа казахстанско-азербайджанской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, седьмое заседание которой состоялось 4 ноября 2010 года в Астане.

Несмотря на то, что последствия мирового финансового кризиса в 2009 году оказали негативное влияние и на торговые отношения между нашими странами, в этом году наблюдается заметный рост товарооборота. Так, если торговый оборот между Казахстаном и Азербайджаном за 2009 год составил 237 млн. долл., то за девять месяцев 2010 года данный показатель составил 276,7 млн. долл.

Необходимо также отметить, что Казахстан в трудный сельскохозяйственный период, за десять месяцев 2010 года поставил Азербайджану почти 1 млн. тонн зерна. В Баку успешно работает совместное казахстанско-азербайджанское предприятие ООО «Бакинский зерновой терминал».

В настоящее время в Баку функционируют представительства  казахстанских авиакомпаний «Air Astana» и «SCAT», выполняющих регулярные рейсы по маршруту Алматы-Баку-Алматы, Актау-Баку-Актау, Атырау-Баку-Атырау. Действует паромное сообщение по маршруту Баку-Актау-Баку. Налажены тесные связи между международными морскими торговыми портами Актау и Баку.