На следующей неделе в Петербурге открывается юбилейный фестиваль «Балтийский дом»
Программа XX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» составлена так, что каждый зритель найдет для себя спектакль, достойный внимания. Будут постановки беспроигрышные, проверенные временем, будут имена новые, вызывающие интерес, будут и спектакли, будоражащие сознание уже сейчас, после одного взгляда на афишу — такая там ядерная смесь участников. Главное, выдержать все две недели фестиваля, не взорвавшись в середине.
Юбилейный, двадцатый фестиваль «Балтийский дом» носит подзаголовок «Избранное», заведомо определяя всех участников как людей не случайных. Пожалуй, самым дорогим гостем будет восстановленный театром «Мено Фортас» специально для фестиваля пятичасовой «Отелло» Эймунтаса Някрошюса — он и откроет программу 27 сентября. Някрошюс представит и прошлогоднюю премьеру «Идиота» — спектакль о любви нервных, запутавшихся в себе людей, вызвавший у критиков множество разногласий. Малый театр Вильнюса, ровесник фестиваля, 9 октября проведет в Петербурге последний показ своего знаменитого спектакля «Маскарад» Римаса Туминаса. Эти спектакли-долгожители («Маскараду» 13 лет, «Отелло» практически десять лет) — из тех, что зрители готовы из года в год пересматривать. В этом же ряду стоит и «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса — постановка Нового рижского театра 2003 года, которую после нескольких показов в Петербурге уже успели полюбить искренне и сильно.
На фестивале будут представлены и относительно новые работы: «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы (29 сентября), «Дети Солнца» Люка Персеваля (10 октября) и долгожданная «Медея» Камы Гинкаса (5 октября). Взяв за драматургическую основу пьесу Жана Ануя, добавив к ней фрагменты из трагедии Сенеки и стихи Иосифа Бродского, Гинкас создал спектакль в редком для сегодняшних дней жанре — высокой трагедии. Великолепного Игоря Гордина в рамках фестиваля можно будет увидеть дважды: исполнителем главной мужской роли в «Медее» и 7 октября в одном из лучших спектаклей прошедшего московского сезона — в «Кроткой» ученицы Гинкаса Ирины Керученко.
Для любителей современной драмы будет целых два спектакля Михаила Угарова (Театр.doc): обладатель «Золотой маски-2010» «Жизнь удалась» (6 октября) и злободневная постановка «Час восемнадцать» (8 октября) по письмам и дневникам адвоката Магнитского, погибшего в Бутырской тюрьме. Сюда, наверное, можно отнести и «Дом» по пьесе Евгения Гришковца в постановке московского режиссера Иосифа Райхельгауза.
Формируя программу, организаторы не забыли и о своей миссии открывать новые имена. Такими для многих станут Леван Цуладзе (Тбилисский драматический театр им. Коте Марджанишвили) со спектаклем «Дама с собачкой» (8 октября) и один из самых заметных европейских режиссеров, участник Авиньонского и Эдинбургского фестивалей, впервые представляемый в России голландец Иво ван Хове («Человеческий голос» 4 октября).
7 октября на фестивале покажут премьеру — «Москва — Петушки». Театр «Балтийский дом», в свое время открывший миру Андрея Жолдака, предоставляя ему сцену для безумных поисков, и в этот раз идет на рискованные эксперименты известного провокатора. В новой постановке по тексту Венички Ерофеева южный, взрывной Андрей Жолдак вступит в диалог с северным, вдумчивым, глубоким Владасом Багдонасом. Гениальный Владас Багдонас — полюбившийся, кажется, всем, кто видел его в роли Отелло у Някрошюса, привлечет, вероятно, на «Москву — Петушки» даже самых страстных противников Жолдака. Чем, конечно, поддержит атмосферу разнообразия критических отзывов по итогам фестиваля.