Наука и человек

Газеты появились в начале XVII в. Ве¬роятно, первой газетой следует считать Nieuwe Tijdingen, которая печаталась в Антверпене с 1605 г.

Первые английские газеты подверга¬лись строжайшей цензуре. Правитель¬ственная лицензия на издание газеты мог¬ла быть отобрана, если газета почему-ли¬бо вызвала недовольство властей. Такой произвол, являвшийся эффективным средством обуздания неугодных прави¬тельству издателей, действовал до от¬мены закона о лицензиях (1694). 11 марта 1702 г. в Англии вышла первая ежеднев¬ная газета Листы печатались вручную, и распространялась газета небольшим тиражом: в 1711 г. в день продавали только 7500 экземпляров. Современное газетное издание ведет свое летосчисле¬ние с 1814 г., когда в Лондоне была введе¬на в эксплуатацию паровая печатная машина для выпуска газеты «Тайме».

Гербовый сбор, введенный в 1712 г., так¬же во многом способствовал сокраще¬нию выпуска газет. В 1836 г. он был вчет¬веро снижен, и, как по мановению волшебной палочки, возникли новые вос¬кресные газеты, содержавшие развлека¬тельный материал и обращавшиеся к но¬вому кругу читателей. Именно в тот период была основана крупнейшая вос¬кресная газета «Ньюс оф уорлд». В 1855 г. сбор был отменен, и появились новые ежедневные газеты, рассчитанные на мел¬кую буржуазию.

Закон о начальном образовании, при¬нятый в 1870 г., способствовал распро¬странению литературы в среде англий¬ских рабочих, средних и низших сословий и стимулировал дальнейший рост тира¬жей газет и журналов. В 1896 г. Альфред Хармсуорт, позднее лорд Нортклифф (1865-1922), основал газету «Дейли Мейл». Первый же выпуск был распро¬странен в рекордном количестве 390000 экземпляров. Популярность газете была обеспечена.

Современные западные газеты не следует рассматривать просто как рупор обще¬ственного мнения. Многие (если не все) из них являются чисто коммерческими пред¬приятиями и предназначены для обеспе¬чения солидной прибыли предпринимате¬лям. Доход складывается из средств от продажи тиража [Ключ] и от рекламы. Однако имеются и заведомо убыточные издания, которые финансируются опреде¬ленными кругами или самим владельцем.

Редакционный состав газеты занимает¬ся двумя видами работ: подборкой и вы¬пуском новостей и составлением так называемого «редакционного» материа¬ла Новости в большинстве своем пред¬сказуемы: они касаются календарных со¬бытий, например сессии парламента, спортивных встреч и т. п. Однако читате¬ля гораздо больше интересует нечто не¬ожиданное, непредсказуемое. Именно та¬кие сенсационные события, как, напри¬мер, убийство знаменитости, заставляют его приобретать газету. Передовые статьи отражают точку зрения газеты на основные события современности.

В разделе редакционных материалов печатаются статьи, раскрывающие подо¬плеку тех или иных событий; там же имеется колонка скандальной или свет¬ской хроники; публикуются рекоменда¬ции по вопросам садоводства; рассказы¬вается о модах; приводятся кулинарные рецепты; печатаются гороскопы.

Все газеты на Западе охотно публи¬куют сенсационные сообщения, однако солидные газеты склонны к более серьез¬ному освещению важных новостей, осо¬бенно политических. Многие сообщения комментируются видными специалиста¬ми в области науки, медицины, образова¬ния, международных отношений. В таких газетах обычно несколько страниц посвя¬щено новостям финансового и делового характера. Что же касается популярных изданий, то они отводят место лишь наи¬более броским новостям дня, например парламентским разногласиям.

Задача редактора – обеспечить газету сбалансированным материалом инфор¬мационного и развлекательного характе¬ра, отвечающим интересам читателя.

1 В крупных газетах у редактора есть не¬сколько помощников, ответственных за внутренние, международные и спор¬тивные новости, женскую страничку, раз¬влекательный материал, новости делово¬го мира, общий отдел и т.д. У каждого помощника имеется свой штат репорте¬ров.

Общий объем каждого выпуска газеты определяется количеством рекламного материала. Каждое утро редактор изу¬чает макет, где размещена реклама. В за¬висимости от свободного места он распо¬лагает новости и другие материалы, которые в течение дня поступают от штатных сотрудников газеты, из инфор¬мационных агенств, по национальным и международным телетайпным каналам. Позднее редактор отбирает наиболее важные сообщения и решает, какие мате¬риалы заслуживают опубликования ¬в первую очередь и какие именно сообще¬ния следует разместить на данной полосе.

На редакционных совещаниях обсуж¬даются срочные вопросы, связанные с по¬ступлением того или иного сообщения, а также вопросы, касающиеся следующих номеров. На совещании руководящего состава обсуждается позиция, которую должна занять газета в связи с междуна¬родной обстановкой.

Периодические журналы на узкие темы: садоводство, домашнее хозяйство, кол¬лекционирование марок, автолюбитель¬ство, равно как и дешевые журналы для женщин, пользуются читательским спро¬сом. Вместе с тем журналы более общего назначения испытывают сильную конку¬ренцию со стороны телевидения и газет. Общедоступные, обильно иллюстриро¬ванные журналы практически исчезли на Западе, зато появляется все больше жур¬налов для состоятельной молодежи и престижных журналов для специалистов, например в области медицины, где поме¬щен большой рекламный материал.