Не гладко со взятками
“В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить”, — утверждается в аналитическом обзоре “Коррупция в образовании современной России”, тезисы которого на днях были представлены на пресс-конференции в РИА “Новости”. Разговор о проблемах борьбы с правонарушениями вели заместитель председателя Комитета общероссийского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ), он же автор обзора Виктор Панин и начальник 3-го отдела оперативно-розыскного бюро (ОРБ-3 по борьбе с коррупцией) Департамента экономической безопасности МВД России подполковник милиции Александр Бланков.
Выводы о моральном состоянии нашего общества, не способствующем сокращению потока хищений бюджетных средств, мошенничества, взяточничества и прочих форм противозаконной деятельности в сфере образования, автор обзора подкрепляет статистикой. По его словам, опросы и исследования свидетельствуют: порядка 80% наших граждан готовы дать взятку за устройство ребенка в детский сад или школу, за повышение оценок успеваемости и тому подобное. По данным Фонда “Общественное мнение”, 58% участников опроса, проведенного его экспертами, осудили тех, кто не приобретает профессию честным путем, а покупает диплом, 36% опрошенных заявили о своем безразличии к подобным поступкам, а 23% допускают, что при определенных обстоятельствах такие действия оправданны. Приведенные в обзоре факты экономических преступлений и коррупции в отрасли, не получающих достойного отпора со стороны как общества, так и правоохранительных органов, выглядят впечатляюще.
Полноценного исследования по данной теме до сих пор не проводилось, однако, как сказал Виктор Панин, по “средневзвешенным оценкам экспертов оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании составляет около 5,5 млрд долларов”. Такая цифра, сопоставимая с бюджетом небольшого государства, складывается по большей части из реализации многочисленных схем нецелевого использования, растрат и воровства выделяемых госсредств (по данным Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ — 60%), в том числе в рамках нацпроекта “Образование”. Приемы и методы мошенников постоянно “модернизируются”, ведь ума, знаний и креативности большинству из них не занимать. Система “откатов” при реализации проектов, связанных с образованием, совершенствуется, поле для взяточничества растет, и отрасль, где решаются задачи просвещения и профессионального обучения, прочно лидирует среди других по объему своей коррупционной составляющей. Показатель по взяткам в шкале нарушений далеко не самый весомый — всего 8%. Однако, по мнению Александра Бланкова, эта цифра не отражает реального положения дел. Выявление взяточничества осложняется, в частности, низким числом заявителей (родителей и законных представителей учащихся и абитуриентов, студентов), обращение которых в правоохранительные органы является поводом для возбуждения 70% уголовных дел. Согласно статистике ДЭБ, только в период приемной кампании масштабы коррупции в образовании оцениваются в объеме от половины до полутора миллиардов долларов. Введение обязательного ЕГЭ, по мнению экспертов ОЗППОУ, только подлило масла в огонь. Так, в 2009 году по сравнению с предыдущим число должностных преступлений выросло на 116%, а количество случаев получения и дачи взятки — на 91%. В 2008 году ОЗППОУ был выделен президентский грант на осуществление проекта “Высшее образование — твое право!”, одной из задач которого стала реализация механизма объективной общественной экспертизы процедур проведения ЕГЭ, а также вступительных и межсессионных экзаменов в вузах. В аналитическом обзоре со ссылкой на практику этой работы в прошлом году отмечено, что вокруг ЕГЭ возникают новые коррупционные механизмы, например помощь выпускникам на экзаменах со стороны учителей, разглашение чиновниками закрытой информации о содержании заданий, подделка сертификатов и т.д. Размеры незаконных выплат варьируются от десятков тысяч до полутора миллионов рублей. Средняя величина взятки составляет 20 тысяч.
Величина некоторых названных в обзоре сумм не может не вызвать недоумение и даже сомнение в реальности подобных запросов. Вот наиболее яркие примеры из отчета. В Московском государственном университете сервиса в 2010 году за положительную оценку на экзамене студенту предложили заплатить 260 тысяч рублей. Размер взятки за поступление на факультет госуправления МГУ, по факту которой недавно было заведено уголовное дело на его преподавателя, равен 1365 тысячам рублей. Это выше прошлогодней стоимости платного обучения, заявленного на факультетской интернет-страничке (210 тысяч рублей за год). На вопрос о том, существовал ли заявитель по этому делу, представитель МВД ответил, что разглашение подобной информации противоречит соблюдению тайны следствия.
Участники пресс-конферен-ции сообщили немало интересных сведений, касающихся темы поддельных дипломов. По данным Рособрнадзора, количество ежегодно реализуемых подделок составляет порядка 500 тысяч, в том числе “с проводкой” по официальным документам — около 100 тысяч. Стоимость одного такого документа в среднем — 20-50 тысяч долларов, предельная цена — 150-180 тысяч. Социальную шкалу “пользователей” фальшивок возглавляют весьма солидные люди, в том числе руководители администраций городов, районов, контрольно-надзорных органов. Среди уличенных фигурируют сотрудники милиции, врачи и фармацевты, юристы, педагоги и судебные приставы. В обзоре, в частности, упомянуты глава администрации губернатора Пермского края, мэры городов Архангельска и Партизанска (Приморский край), начальник управления Ростехнадзора по Владимирской области, 35 сотрудников ДПС ГИБДД УВД Южного округа Москвы во главе с заместителем командира полка и хирург детской поликлиники №2 Ульяновска. Журналистам, участвовавшим в пресс-конференции, была представлена подборка публикаций, содержащая несколько фактов наказания пойманных на использовании подделок. Например, начальник караула одной из пожарных частей Алтайского края оштрафован на 13 тысяч рублей за представление по месту работы подложного диплома, а фармацевта одной из аптек Воронежской области за аналогичное преступление приговорили к штрафу 18,5 тысячи рублей. В обзоре Виктора Панина есть ссылка на данные от аналитиков системы Поиск@Mail.Ru. Сообщается, что наиболее часто пользователей интересует возможность приобрести дипломы, водительские права и больничный лист. Документы о получении образования лидируют со значительным отрывом — 46,41% от общего числа запросов.
Представитель Общества защиты прав потребителей обратил внимание на пассивность представителей органов охраны правопорядка в отношении изготовителей и торговцев подделками. Он в красках поведал собравшимся о том, как дважды пытался с помощью милиции привлечь к ответственности человека, открыто предлагающего дипломы прохожим в переходе метро. По словам Виктора Панина, должный энтузиазм в действиях представителей МВД при этом отсутствовал, а довести дело до суда удалось только со второй попытки. Оппонируя коллеге, Александр Бланков сообщил, что абсолютное большинство уличенных нарушителей закона в образовательной сфере привлекаются к суду и получают свой приговор. Ежегодно с 1 мая по 1 сентября ДЭБ проводит оперативно-профилактическую операцию “Образование”. В прошлом году она позволила выявить более тысячи фактов дачи и получения взяток в ПТУ, вузах и центрах сдачи ЕГЭ. Коллеги сошлись на том, что работу правоохранительных органов в этом направлении серьезно осложняет как индифферентность граждан в отношении взяточничества, так и их активное участие в этом двустороннем процессе. Причем те, кто дает, отнюдь не всегда бывают пассивной стороной. Случаи понуждения к получению незаконного вознаграждения под угрозой шантажа нередки. Важным препятствием развитию процесса пресечения правонарушений в сфере образовательных услуг названо и несовершенство законодательных механизмов. Как заявил Виктор Панин, экспресс-анализ действующего Закона об образовании показал, что в ряде его статей заложены коррупциогенные факторы: одни носят декларативный характер, в других содержатся отсылки к несуществующим нормативно-правовым актам и присутствует законодательная казуистика, а в 12 прямо узаконены условия для коррупции и взяточничества. Нет единого свода льгот для поступающих в вузы, часть их устанавливается на местном уровне, и это обстоятельство не дает возможности для полноценного информирования граждан, зато предоставляет удобное поле деятельности мошенникам от образования. Реформа бюджетных учреждений, по мнению защитника прав потребителей, — это отказ государства от гарантий в сфере образования, продолжение ее коммерциализации и попытка вывести теневые средства “через кассу”.
Похоже, коррупция в отрасли на данный момент побеждает. Во всяком случае, как представитель МВД, так и общественный деятель признались на пресс-конференции, что без гражданской поддержки все усилия борьбы с мздоимцами и расхитителями обречены на неэффективность. Кроме того, как заявил Виктор Панин, нет единой концепции и понимания путей сопротивления расцвету коррупции в российском образовании, слава о которой, как выяснилось на пресс-конференции, уже вышла далеко за границы страны. Отметив важность привлечения внимания широкой общественности к данной проблеме, оба ответственных лица озвучили перед журналистами свои предложения: укрепление сотрудничества общественных организаций и правоохранительных органов, лоббирование закона о системном контроле в области аккредитации образовательных учреждений с участием независимых представителей, пропаганда антикоррупционных мер в СМИ и формирование с их помощью новых норм гражданской морали, а также создание механизма защиты свидетелей, которого в нашей стране до сих пор нет, и потому потенциальных заявителей о преступлениях часто останавливает сознание собственной незащищенности.
“Когда человек будет понимать, что он может с помощью правовых инструментов с легкостью получить то же самое, что сейчас он может получить с помощью взятки, — бытовая коррупция потеряет смысл”, — такой вывод делает автор аналитического обзора.
Предложенная обществу формула успеха проста — сложно создать условия для ее применения и спрогнозировать хотя бы приближенный ответ на вопрос “когда?”. И причина — в первой фразе этой статьи.
Уважаемый посетитель, вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.