Непростые задачи стратегического порта Мурманск

– Прежде всего, хотелось бы отметить, что 2010 год был достаточно сложным в плане решения организационных вопросов. Но мы сумели реализовать все поставленные задачи.

Первая половина года была посвящена существенному расширению зоны ответственности АМП Мурманск за счет включения в её состав филиалов, расположенных в морских портах Витино, Мезень, Игарка и Нарьян-Мар.

Несмотря на негативные тенденции в этот период, связанные с перераспределением грузопотоков ввиду мировой конъюнктуры, показатели грузооборота морских портов, входящих в зону ответственности АМП Мурманск, остались на высоком уровне.

В последние годы в порту Мурманск отмечается рост числа судозаходов. Только в 2010 году совершено более 3000 судозаходов в порт. Это, в свою очередь, требует от АМП постоянного контроля и координации действий всех ее служб. Отмечу, что в минувшем году в работу Инспекции государственного портового контроля (ГПК) внедрены современные системы учета и контроля судозаходов в морские порты России и система учета проверок судов.

Также в начале 2010 года в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 г. №628 ФГУ «АМП Мурманск» приступило к оформлению удостоверений личности моряков. На данный момент уже оформлено более 1700 таких удостоверений.

Вместе с тем, до 2013 года нам предстоит оформить около 25 тысяч удостоверений для плавсостава, зарегистрированного в Мурманске. Поэтому в самое ближайшее время мы планируем ввести в действие дополнительное рабочее место оператора, чтобы существенно повысить эффективность работы.

Безусловно, важнейшим событием прошлого года для дальнейшего развития морского порта Мурманск стало принятие Постановления Правительства РФ от 12.10.2010 г. №800 «О создании особой экономической зоны портового типа в морском порту Мурманск».

На территории портовой ОЭЗ «Мурманск» предполагается строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, обработке и перевалке насыпных и наливных грузов. Кроме того, будет возможна сборка буровых платформ, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа.

В ноябре 2010 года в порт Мурманск для дооборудования прибыла буровая платформа «Приразломная» (ППБУ). Замечу, что ППБУ такого типа и размерений еще никогда не заходило в Мурманск. Тем не менее, нам удалось эффективно решить все многочисленные организационные вопросы, возникшие в период подготовки к буксировке и во время самой буксировки платформы, а также обеспечить необходимые условия для её безопасной стоянки в порту.

По завершении дооборудования платформа выйдет на месторождение в Баренцевом море. Это должно произойти во второй половине 2011 года.

– Одним из важных вопросов в настоящее время для нас является обустройство пункта пропуска в порту Мурманск.

Морской порт Мурманск открыт для захода иностранных судов на основании Постановления Совета Министров СССР от 06.11.1951 г. №4393-1972-с; в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №1724-р пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Мурманск следует считать установленным?– он классифицируется как морской грузопассажирский постоянный многосторонний.

Обустройства пункта пропуска в порту Мурманск ранее не производилось. Здания, сооружения и помещения для работы органов государственного контроля сегодня выделяются морскими терминалами или арендуются у них. С целью приведения пункта пропуска в соответствие с установленными требованиями приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) от 27.02.2010 г. №93-ОД инициирована реконструкция пункта пропуска в морском порту Мурманск и его поэтапное принятие.

Порядок реализации этого приказа был рассмотрен на заседании Координационного совета морского пункта пропуска. Он предусматривает, в первую очередь, выполнение работ, направленных на изменение пропускной способности пункта пропуска и на определение его границ. Координационным советом также была создана межведомственная рабочая группа, которая в настоящее время обобщает материалы, полученные от операторов морских терминалов, намеревающихся осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порту Мурманск, в том числе на его удаленных участках.

Основная сложность для рабочей группы заключается в том, что операторы морских терминалов предоставляют сведения об участках пункта пропуска в различных «системах координат», а схемы участков не имеют единообразного оформления, несмотря на то, что рабочей группой направлялся образец оформления схемы.

Межведомственной рабочей группой предусмотрено предварительное деление пункта пропуска на 15 участков, из которых на такие, как акватория якорных стоянок, рейдовые перегрузочные комплексы нефтепродуктов РПК-3 (ООО «НТ «Белокаменка») и РПК-5 (ООО «Коммандит Сервис»), терминал Мурманского филиала ОАО «ГМК «Норильский никель», документы могут быть представлены в ближайшее время Межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном Правилами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. №486). Открытие этих участков пункта пропуска станет первым этапом реализации приказа Росграницы.

В дальнейшем, после реконструкции или строительства новых зданий, сооружений и помещений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, в несколько этапов планируется открытие остальных участков. Но для нового строительства и реконструкции потребуются значительные финансовые средства, которые должны быть предусмотрены ФЦП «Государственная граница РФ».

– Сложной проблемой именно для морского порта Мурманск был и остается вопрос брошенных и затонувших судов, большое количество которых угрожает безопасному мореплаванию на акватории порта.

Так, по состоянию на 31 декабря 2010 года на акватории порта Мурманск брошенных владельцами и покинутых экипажами на плаву находится 22 судна, 7 затонувших у причалов судов и еще 2 судна находятся на осушке в районе п. Три Ручья.

На брошенных судах, находящихся на плаву, не выполняются требования законодательства и нормативных документов по обеспечению безопасности. Суда не имеют действующих документов Российского Морского Регистра судоходства. Судовые системы, устройства и механизмы не освобождены от вредных загрязняющих веществ. В связи с негодным техническим состоянием этих судов существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Предписания Инспекции ГПК, требования Капитана морского порта, вступившие в силу решения судебных органов судовладельцами не выполняются.

Практически все брошенные суда обременены залогами в качестве обеспечительных мер по договорам с кредитными организациями, арестами и запретами на отчуждение, наложенными судебными приставами-исполнителями.

Многие из судовладельческих компаний находятся в процессе банкротства и ликвидации, что объясняет их ресурсную несостоятельность и отсутствие средств на содержание судов и экипажей.

– Появление большого количества брошенных судов в конце 2008-го – начале 2009 года связано с изменением рыболовного законодательства, когда доли на добычу биоресурсов были закреплены за заявителями (пользователями) – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями?– и не были связаны с наличием в собственности заявителя рыболовных и добывающих судов.

Кроме того, анализ показал, что суда, являющиеся залоговым имуществом, имеют высокие залоговые стоимости по сравнению с реальной рыночной. При отсутствии возможности у залогодателя исполнять кредитные обязательства залогодержатели не спешат приобретать предмет залога в собственность и нести бремя содержания непрофильных и неликвидных активов (судов).

К тому же, с целью удержания уровня собственных активов банки не спешат реализовывать имущество по существующей рыночной стоимости, так как доход от реализации (принудительной или добровольной) не погасит основные долги по кредитам, пени, штрафы, суммы налога от реализации, судебные и прочие издержки.

– Основным выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является разработка законодательного механизма признания судов бесхозными и изъятия их у безответственных собственников с правом последующей утилизации.

ФГУ «АМП Мурманск» во взаимодействии с контролирующими органами Мурманска ведет постоянную работу по разрешению сложившейся ситуации и недопущению создания угроз для безопасности мореплавания. Мы надеемся, что в самое ближайшее время ситуация с брошенными судами все-таки изменится.

Мне хотелось бы затронуть еще вопрос с обеспечением поисково-спасательной деятельности, который требует решения на федеральном уровне.

В зоне ответственности АМП Мурманск находится Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) с подцентром в г.Архангельске. Под непосредственным руководством МСКЦ проводятся спасательные операции практически во всем западном регионе Арктики.

Вместе с тем, при осуществлении этой деятельности часто возникают большие сложности, связанные с обеспечением спасательных операций – на Кольском полуострове нет ни одного гражданского вертолёта, который может проводить поисково-спасательные работы над морем.

Вертолёты же, принадлежащие ВВС Северного флота и ФСБ России, ограничены радиусом действия в 200 км, скоростью ветра до 22 м/с и темным временем суток. Кроме того, разрешительная процедура подъема военного вертолёта занимает больше времени, чем сама спасательная операция.

– Одной из приоритетных задач на 2011 год является подготовка и реализация большого объема мероприятий, связанных с созданием единой бассейновой Администрации морских портов Севера на базе ФГУ «АМП Мурманск».

Сегодня практически полностью реализован «пилотный» проект создания единой бассейновой Администрации морских портов восточной части Финского залива на базе ФГУ «АМП «Большой порт Санкт-Петербург».

Вместе с тем, АМП Севера не может быть просто создана по шаблону АМП восточной части Финского залива. Это, прежде всего, связано с отличительными особенностями морских портов, которые уже включены или должны быть включены в состав единой Администрации. Так, например, морской порт Дудинка расположен на расстоянии более 1300 морских миль и 4-х часовых поясов от порта Мурманск.

В зависимости от условий навигации и территориального расположения портов, в филиалах ФГУ «АМП Мурманск» установлены различные режимы работы – сезонный, вахтовый, круглогодичный, что также накладывает определенные организационные трудности.

В настоящее время мы совместно с ФГУ «АМП Архангельск» проводим консультации практически по всем организационным вопросам предстоящего объединения и надеемся, что эта работа пройдет без осложнений. Предположительно постановление правительства о создании единой бассейновой Администрации морских портов Севера будет подписано ближе к середине 2011 года.

Говоря о перспективах развития морского порта Мурманск, все мы с нетерпением   ожидаем дальнейших действий по реализации стратегических проектов – Комплексного развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Принятие инвестиционных решений в отношении последнего проекта должно состояться в марте 2011 года. Это позволит активизировать работу по строительству и реконструкции действующих портовых комплексов, площадок для снабжения, производственных мощностей и многих других объектов в Мурманске и Териберке.

Важными вопросами для нас также являются согласование и утверждение обязательных постановлений по морским портам, входящим в зону ответственности АМП Мурманск, уточнение границ морских портов в связи с включением в них новых терминалов и участков.

В завершение хотелось бы отметить, что и в 2011 году, и в последующие годы нам предстоит очень серьезная работа. Но я убежден, что благодаря профессионализму и ответственности коллектива АМП Мурманск мы сумеем достойно выполнить все поставленные перед нами задачи.

Морской порт Мурманск является самым глубоководным портом России, способным принимать суда дедвейтом до 300 тыс. тонн.

К важным преимуществам порта относится то, что он является незамерзающим, глубоководным, защищенным от штормов, круглогодичным портом, в отличие от многих мировых портов?– потенциальных конкурентов Мурманска.

Единоличные властные функции в порту и его филиалах, обеспечивающие интересы Российской Федерации, возложены на ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» под руководством Капитана порта.

В зону ответственности АМП Мурманск входят морские порты Мурманск (включая удаленные терминалы Ура-Губа, Лиинахамари, Териберка), Кандалакша, Дудинка, Витино, Нарьян-Мар, Игарка и Мезень.

27 апреля 2010 года приказом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) на должность Капитана морского порта Мурманск назначен Платонов Владимир Евгеньевич.