НОВОСТИ.dn.ua Харьковские соглашения года спустя. Хроники лоббизма
Прошел год с момента подписания Харьковских соглашений. 21 апреля 2010 Президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев договорились о продлении на 25 лет пребывания Черноморского флота на территории Украины и внесении изменений в механизм ценообразования на российский газ.
Не меняя формулу расчета газовой цены, закрепленной в 2009 году соглашением между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», Украина получила скидку в размере 30%. В случае, если цена газа превышает $333/тыс. куб. м скидка ограничена $100. Не вдаваясь в детальный анализ ситуации с базированием Черноморского флота РФ на территории Украины, мы попытались проанализировать последствия и подводные камни газовой составляющей Харьковских соглашений спустя год после их подписания.
Скидка в цене импортируемого газа, определенная Харьковскими соглашениями, стала едва ли не единственной международной договоренностью, направленной на поддержание макроэкономической стабильности, которую Виктор Янукович может записать себе в актив за год президентства. В ходе предвыборной кампании Виктор Янукович последовательно использовал лозунги о нормализации отношений северным соседом, которые, по его мнению, были разрушены предыдущей «оранжевой властью». Харьковские соглашения, подписанные спустя всего несколько месяцев после инаугурации Януковича, были призваны продемонстрировать наличие у официального Киева «конструктивного диалога и взаимопонимания» в отношениях с Москвой.
Это, в частности, подтверждает и последний опрос общественного мнения, проведенный компанией Research & Branding Group с 20 по 31 марта 2011 года. Спустя год после подписания Харьковских соглашений 51% украинцев согласны с утверждением о том, что данная договоренность позволила реально улучшить украинско-российские отношения. При этом, за прошедший год восприятие Харьковских соглашений в общественном мнении существенно изменилось. Так, количество украинцев, которые считают Харьковские соглашения более выгодными экономически для России, в сравнении с апрелем 2010 года увеличилось на 15%. Напротив, втрое сократилось число тех, кто считает их более выгодными для Украины. На сегодняшний день 40% украинцев оценивают характер подписанных год назад соглашений как преимущественно уступки со стороны Украины, тогда как лишь 30% опрошенных оценивают их как взаимовыгодные для обеих сторон.
И если с политической подоплекой подписания Харьковских соглашений ситуация более-менее очевидна, то подводные камни в их экономической, прежде всего, газовой составляющей, стали видны лишь по прошествии времени.
Харьковские договоренности с Россией, как заверял общественность президент Янукович, должны были сэкономить Украине около $3 млрд. в 2010 году, и в последующие 10 лет — по $4 млрд. ежегодно. Таким образом, общая сумма, сэкономленная на снижении цены на газ, должна была составить около $40 млрд. Благодаря этому, Президент пообещал не повышать цену на газ для населения и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, по крайней мере, в 2010 году.
Но, исходя из этих обещаний, Президент не сдержал их. С 1 августа 2010 года тарифы на газ для населения были повышены на 50%. Аналогичное повышение стоимости топлива для предприятий теплокоммунэнерго привело к росту тарифов на услуги ЖКХ в большинстве регионов страны.
Спустя год возникает резонный вопрос: в чьих интересах подписывались Харьковские соглашения? Ответ лежит на поверхности — в интересах лоббистов швейцарского оффшора «РосУкрЭнерго» и финансово-промышленных групп, которые контролируют крупнейшие предприятия горно-металлургического и химического комплекса, т. е. наиболее энергоемкие отрасли экономики страны. Рядовые граждане страны и государственный бюджет, в лице импортера российского газа — НАК «Нафтогаз Украины», в результате Харьковских соглашений понесли «невосполнимые финансовые потери».
Известно, что подготовка к подписанию газового блока Харьковских соглашений планомерно велась тогдашним министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко на протяжении нескольких месяцев. Еще 8 апреля 2010 года пресс-служба Минтопэнерго распространила заявление, о том, что в ходе переговоров министра Юрия Бойко и председателя правления «Нафтогаза» Евгения Бакулина с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером в Москве была достигнута договоренность об увеличении объемов закупок природного газа украинской стороной с 33,7 млрд. куб. м до 36,5 млрд. куб. м в 2010 году. Данная договоренность откровенно противоречила непростому переговорному процессу, в ходе которого предыдущее руководство «Нафтогаза» торговалось за уменьшение объема поставок газа, который попросту был не нужен украинским предприятиям в условиях спада промпроизводства.
Причиной кардинального изменения подхода украинской стороны к объемам закупаемого в России газа стала последовательная линия нового руководства ТЭК на удовлетворение претензий швейцарского оффшора РосУкрЭнерго на 11 млрд. куб. м, изъятых в ходе заключения газовых соглашений 19 января 2009 года. Для скорейшего возврата данного газа на протяжении отопительного сезона 2010–11 гг. «Нафтогаз» ежемесячно приобретал дополнительные объемы российского газа и тратил на его оплату $1–1,5 млрд., которые компания в принципе не может собрать с внутреннего рынка. К началу апреля основной долг «Нафтогаза» перед «РосУкрЭнерго» в объеме 11 млрд. куб. м был погашен. Осталось погасить лишь пеню в размере 1,1 млрд. куб. м. Именно эта логика закладывалась министром топлива и энергетики в ходе разработки «газового блока» Харьковских соглашений.
И именно эта логика по итогам 2010 года привела НАК «Нафтогаз Украины» в то плачевное финансовое положение, в котором компания находится в настоящее время. Убыток компании в 2010 году превысил 22 млрд. грн. (более $2,5 млрд.). А ожидаемый показатель дефицит финплана «Нафтогаза Украины» в размере 8,5 млрд. грн., который должен покрываться выпущенными правительством облигациями госзайма, скорее всего, не будет достигнут на фоне роста среднегодовой цены на импортируемый газ с $269/тыс. куб. м до более $300/тыс. куб. м. Общая сумма, на которую государственные банки выкупили ОВГЗ из уставного фонда «Нафтогаза» уже превысила $3 млрд. в 2011 году к ним добавиться еще 8,5 млрд. грн., т. е. более $1 млрд. Сюда же следует добавить $1,5 млрд. аванса, предоставленного украинской госкомпании «Газпромом» при закрытии сделки с «РосУкрЭнерго» в 2011 году. «Нафтогаз» уже потратил эти деньги на оплату газа, а отрабатывать будет услугами по транспортировке дополнительных 18 млрд. куб. м. газа в течение пяти лет по заниженной ставке $1,6/тыс. куб. м на 100 км.
Какие пути выведения государственного монополиста из финансовой ямы предложит министерство энергетики остается неясным. Как и непонятно то, на основании чего министр Юрий Бойко 17 сентября 2010 г. заверял общественность: «Нет финансового кризиса в „Нафтогазе“, и ни разу, начиная с весны, НАК не принимал финансовых займов у государства. В настоящее время Минтопэнерго усилило уровень платежной дисциплины. Отдачи из газового баланса Украины 12 млрд. куб. м газа компании „РосУкрЭнерго“ не будет».
Краткий анализ цен, по которым получали газ европейские страны, показывает, что им удавалось добиваться компромиссов с «Газпромом» и без существенных политических уступок. По данным российского Агентства газовой информации, средневзвешенная цена поставок российского газа в Европу в 2010 году составила около $305/тыс. куб. м. Немецкие E. ON Ruhrgas, Wingas и Wintershall в 2010 году получали 16% от всего объема топлива «Газпрома» по более низким ценам спотового рынка. Французская GDF-Suez во втором полугодии 2010 года тоже покупала 16% российского газа по ценам спотового рынка, а Италия получила от монополии, управляемой Алексеем Миллером, скидку в размере $40 на каждой тысяче кубометров газа. Австрия и Турция также добились уменьшения среднегодовой цены до $304 и $328/тыс. куб. м соответственно. И эти цены включают расходы на транспортировку газа на значительно большие, чем для нашей страны расстояния. Украина же на протяжении трех последних кварталов 2010 года платила за тысячу кубометров газа $344. Т. е. фактически — $244, поскольку $100 Киев зачислял в счет будущей оплаты за базирование Черноморского флота РФ в Крыму.
Мы можем долго говорить о неравном положении, в котором находится Украина и страны Западной Европы, имеющие доступ к спотовому рынку, на котором цены могут существенно колебаться. Однако не следует забывать, что все компании из вышеназванных стран имеют долгосрочные контракты с «Газпромом», на основании которых и рассчитываются цены российского газа. Т. е. находятся в тех же условиях, что и НАК «Нафтогаз Украины» по отношению к ОАО «Газпром».
Таким образом, газовая скидка, зафиксированная в Харьковских соглашениях, не только не решила проблему высокой цены на российский газ, но и усугубила ее дополнительными обязательствами, которые взяла на себя Украина. Как мы видим, данные обязательства не отвечали интересам украинских граждан и государственного бюджета. Логика, которая закладывалась в данные договоренности, была направлена на удовлетворение претензий «РосУкрЭнерго» задолго до оглашения официального вердикта Стокгольмского арбитража.
По итогам 2010-го оказалось, что предоставленная Россией скидка оплаты за газ, оказывается, не решает проблем Украины. Уже в конце 2010 года Премьер Николай Азаров заговорил о необходимости пересмотра на этот раз формулы ценообразования на российский природный газ, называя это одним из важнейших приоритетов правительства. В ходе последних переговоров с Премьером РФ Владимиром Путиным 12 апреля Николай Азаров передал ему документы, свидетельствующие ценовом дисбалансе, при котором Украина получает российский газ по более высоким ценам, чем европейские страны. Справедливой для Украины была названа цена российского газа — $200/тыс. куб. м. Владимир Путин обещал подумать, при этом, заявив о необходимости «неукоснительно придерживаться ранее достигнутых договоренностей».
Тем временем, Харьковские соглашения готовы подкинуть очередной сюрприз украинскому правительству. Взятые гарантии по обязательному приобретению у «Газпрома» ежегодно более 41 млрд. куб. м газа будут выполнены только по итогам 2011 года, поскольку именно в текущем году из ресурсов НАК «Нафтогаз Украины» в адрес РосУкрЭнерго будет передано около 7 млрд. куб. м. В свою очередь, потребители Украины реально нуждаются в приблизительно 35 млрд. куб. м в год. Кто будет оплачивать сверхнормативные объемы остается загадкой. А принимая во внимание то, что в контактах НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» до сих пор фигурирует принцип «бери или плати» Киеву в очередной раз остается надеяться на добрую волю «старшего брата», который в последние годы демонстрирует исключительно прагматический подход в отношении Украины.
Год, прошедший после подписания Харьковских соглашений показал, что стремление «новой власти» любой ценой показать быстрые успехи своим избирателям вкупе с неприкрытым лоббизмом отдельных финансово-промышленных групп завели Украину в ситуацию, из которой любой выход покажется неудачей. Даже, если вычесть из среднеевропейской цены российского газа, которая в первом квартале 2011 г. составила $346/тыс. куб. м, транспортную составляющую, достичь цены в $200 просто невозможно. И если харьковские соглашения перестали удовлетворять украинское правительство спустя год после их подписания, то возникает резонный вопрос: почему в апреле 2010 года не были инициированы полномасштабные переговоры, направленные на изменение формулы ценообразования на российский газ? Ведь ценой харьковских договоренностей стало продления базирования Черноморского флота РФ в Севастополе с потенциальными миллиардными прибылями Украины за размещение этой военной базы. Сегодня же перечне компромиссов в борьбе за дешевый российский газ остались разве что контроль над газотранспортной системой и вступление страны в Таможенный союз.