Новые опции для инвестора
Те регионы, которые хотят развивать промышленность, обречены заниматься проектами региональных индустриальных парков. Мы обратили внимание на то, что с темой их развития связаны почти все основные новости, посвящённые открытиям новых предприятий в регионах юга России и заявкам на их открытие. Приезжающим инвесторам показывают прежде всего индустриальные парки. И показывать уже есть что. Индустриальные парки развиваются в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях. На каждой из этих территорий есть по одному индустриальному парку, которые уже практически полностью сформированы — Новоалександровский под Азовом, Абинский на Кубани, Невинномысский на Ставрополье. По семь выделенных на индустриальные парки площадок имеют Ростовская область и Ставропольский край, четыре площадки фигурируют на Кубани. Промышленная Волгоградская область на этом фронте явно отстаёт — там созданием индустриальных парков занимаются пока сами предприятия (например, «Северсталь-метиз» и «Никохим»), заинтересованные в освоении доставшихся им избыточных промышленных территорий.
Индустриальные парки — найденный компромисс между запросами бизнеса и возможностями власти. Инвесторов интересует инфраструктура, а местные власти пока не готовы создавать для бизнеса оборудованные всеми коммуникациями площадки там, где тот попросит. Считается, что на это в региональных бюджетах нет денег. Между тем в условиях растущей конкуренции регионов за инвестиции меняются и требования инвесторов — им нужны максимальные льготы. Для регионов это проблема, поскольку не так-то много они могут дать — разве что отказаться от части налога на прибыль, отменить налог на имущество на срок 3–5 лет. Это сегодня предлагают практически все регионы, которые хоть на что-то претендуют. Но, чтобы побеждать в конкурентном состязании, надо и дальше улучшать продукт. Этот процесс улучшения мы сегодня на Юге видим — и надо сказать, что внезапно ворвавшееся в число потенциальных промышленных лидеров Ставрополье значительно оживило общую картину, открыв дополнительные опции, которыми, оказывается, могут пользоваться региональные власти, чтобы повысить привлекательность территории в глазах промышленников.
Можно, например, взять на бюджет субъекта обязательства по вложениям в инфраструктуру для индустриальных парков, либо значительно снизив, либо вовсе отменив расходы на неё инвесторов. Между «снизив» и «отменив» и находится пространство конкурентной борьбы. Далее — оказывается, к предоставлению льгот можно подключить муниципалитеты, которые утверждают ставки земельной аренды. Это пока редко кто делает — на Юге нам известен только Невинномысск, но ставки-то можно снижать почти до нуля. И экономия получается очень внушительная. Далее. Инвестору требуется ещё льгота, позволяющая сэкономить время. Она называется индивидуальным сопровождением. В требованиях некоторых компаний, например, заложено, что начало реализации проекта в регионе должна обязательно предварять личная встреча с губернатором. Не все главы субъектов пока ещё готовы идти на это. Однако наши собеседники уверены, что сегодня главный риск для инвестора, выбирающего регион, — политический. Разубедить в этом инвестора можно только лично — потому так и ценятся коммуникабельные высокопоставленные чиновники, дающие инвестору номер своего мобильного.
Ещё один важный момент — во всех трёх проектах реализованных индустриальных парков самую активную позицию занимают муниципальные власти. Азовский район, Невинномысск, Абинск — руководители этих территорий активно включились в процесс работы с инвесторами. Это очень важно — в конечном счёте, все вопросы решаются в привязке к конкретному месту.
Тема индустриальных парков приняла массовый характер только в прошлом году, когда на инвестиционном форуме в Сочи стало ясно, что инвесторов стали зазывать на конкретные площадки. Наверняка эта модель работы с инвесторами станет образцом и для республик Северного Кавказа, и для отстающих регионов Юга.