О Японии, автомобильной промышленности и России
Последствия разрушительной стихии, промчавшейся по Японии 11 марта, ещё долго будут откликаться по всему миру, во многих сферах, в том числе и в автомобильной промышленности. Но раздувать из этого панику не стоит. Ситуация не настолько страшна, как её рисуют многие СМИ. Чтобы узнать – какими реалиями аукнется данная ситуация российскому рынку, нашим потребителям, а также самим японцам, мы решили побеседовать с генеральным директором ООО «Сузуки Мотор Рус» Сигэру Сёдзи.
В Японии в результате землетрясения серьёзно пострадало транспортное сообщение. Несмотря на удалённость от основных зон бедствия, не скажется ли это на поставках продукции в Россию? Возможно, сроки доставки увеличатся?
К сожалению, из-за продолжающихся перебоев с поставками некоторых автокомпонентов на производство, количество ввозимых автомобилей Suzuki из Японии в Россию временно будет сокращено. Но компания предпринимает все возможное для скорейшего восстановления прежних экспортных потоков из Японии. Мы планируем полностью урегулировать данный вопрос к июлю-августу 2011 года. Также стоит отметить, что нами были увеличены объемы поставок автомобилей из Венгрии.
Сколько сейчас в среднем по времени занимает поставка автомобилей и комплектующих из Японии в Россию?
Поставка автомобилей из Японии занимает в среднем 2 месяца. Что касается поставки запчастей, то у нас имеется свой собственный склад (около 10 000 наименований), и доставка запасных частей со склада до дилерского центра занимает в среднем 1 неделю. Пополнение склада происходит каждые 2 месяца. Для «срочных» комплектующих существует авиадоставка, которая занимает 2 недели.
Оценивать объем ущерба от возможного срыва поставок не совсем корректно. Есть понятие объема импорта, а есть понятие прибыли. Даже если происходит сокращение импорта, это не означает потерю в прибыли. Упущенные объемы импорта можно наверстать позднее, например, сдвинув поставки на более поздний срок.
Уже сейчас поступают данные о том, что продажи автомобилей в Японии в марте упали примерно на треть. У жителей страны сейчас больше других проблем, в том числе помощь пострадавшим от стихии, на которую японцы тратят значительные средства. Поэтому неудивительно, что покупка нового авто может быть отложена до, например, лета, когда мы ожидаем относительного восстановления ситуации в стране.
А в России? Не боитесь ли Вы, что постоянно циркулирующая информация в прессе по поводу радиации повлияет на желание российских покупателей приобретать автомобили японского происхождения?
Нет, не боимся – вся импортируемая компанией Suzuki продукция проходит антирадиационную таможенную проверку в порядке, установленном федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Закон предусматривает наличие досмотровой рентгеновской техники, количество которой согласовывается с вышестоящим таможенным органом. Все терминалы, на которых организовано таможенное оформление продукции Suzuki, оснащены системами радиационного контроля.
На сегодняшний день радиационный фон всех автомобилей и мотоциклов марки Suzuki, прошедших и проходящих российскую таможню, находится в пределах допустимой нормы.
У Suzuki было небольшое плановое повышение цен с 1 апреля 2011 года на автомобили 2011 года, но это не связано с событиями в Японии.
Согласно отчётам, дольше всего в Японии у Suzuki простаивали заводы по производству легковых автомобилей в Сагара и Ивата. Какие модели выпускаются на этих заводах?
Не совсем так. Дольше всего простаивали завод в Тоёкава (сборка лодочных моторов) и завод в Сагара, на котором выпускаются SX4 и Kizashi. Завод в Ивата, где собираются Grand Vitara и Jimny, работает почти в штатном режиме.
С возобновлением производства на всех предприятиях удастся ли наверстать упущенное? Или уже можно говорить о том, насколько меньше в этом году будет выпущено тех или иных моделей?
Да, безусловно, мы наверстаем упущенное за счет увеличения объемом поставок из Венгрии и немного сдвинутых сроков поставок из Японии.
В результате наводнения в Японии погибло много машин. В связи с этим, не планируется ли увеличивать производственные мощности по выпуску машин для нужд внутреннего рынка? И если да, то не обернётся ли это неким дефицитом для других рынков?
Количество пострадавших автомобилей не столь критично, если посмотреть на мощность автомобильного рынка в целом. Гораздо серьезнее в своих последствиях именно психологический эффект, вызванный землетрясением, который может существенно повлиять на продажи автомобилей в Японии.
В Японии довольно сложно обстоят дела с природными ресурсами. Большая часть энергии, производимая в стране, добывается при помощи атомных электростанций. После ситуации с Фукусимой-1 наверняка правительству Японии придётся провести проверку всех действующих АЭС, и, не исключено, что какие-то станции даже закрыть. Есть ли вероятность того, что это может привести к нехватке электроэнергии и пересмотру её распределения в сторону более жизненно важных производств (пищевая промышленность и прочее)?
Согласно статистике, энергия, поставляемая атомными электростанциями в Японии, составляет порядка 15-20% от общего объема. В данный момент правительство Японии делает все возможное для скорейшего разрешения ситуации с дефицитом электроэнергии.
Мы примем все необходимые меры для того, чтобы сократить количество потребляемой нашими предприятиями электроэнергии или использовать электроэнергию в ночное время, чтобы восполнить дефицит.
Работают ли автопроизводители над внедрением альтернативных источников энергии, позволяющих обеспечивать функционирование заводов с меньшими затратами электроэнергии?
Предприятия Suzuki в Японии уже работают на необходимом «минимуме» энергии. На данный момент у нас нет планов по дальнейшему снижению энергозатрат.