Оксана Косаченко: В новом сезоне Виталий будет бороться за место в первой десятке
Менеджер пилота Lotus Renault GP Виталия Петрова – Оксана Косаченко, в интервью журналистам РБК-Спорт подвела итоги сезона-2010, рассказала о внутренней «кухне» Формулы-1, вспомнила самые удачные и неудачные моменты этого года и поделилась планами на новый чемпионат.
О.К: Прежде всего, это очень большое достижение – то, что в этом году Россия, наконец, получила своего участника в чемпионате мира Формула-1. Это очень важный шаг не только для нашего автоспорта, но и спорта вообще. Надеюсь, что Виталий Петров будет первым, но не последним, и за ним последуют другие наши гонщики. Сейчас очень много ребят из России выступают в Европе и добиваются результатов – достойные ребята, которым, может быть, совсем немного не хватает, чтобы последовать примеру Виталия. Так что поздравляю всех их с наступающим Новым годом и всем им желаю удачи. Если говорить конкретно о Виталии, то это был очень сложный год. Так оценивает прошедший сезон и он сам, и я, как его менеджер, могу это сказать так же. Несмотря на то, что за предыдущие три года выступлений в серии GP2 мы провели с ним множество уикендов буквально бок о бок с этапами Формулы-1, мы даже не могли себе представить, насколько сложен этот мир, и насколько сложен этот вид спорта. Все это воспринимается совершенно по-иному, когда находишься непосредственно внутри «Большого цирка». Нам нужно было узнать все эти сложные правила и научиться по ним жить. Другого пути у нас не было.
Не приходится сомневаться, «внутренняя» кухня Формулы-1 очень сложна… И Вы, и Виталий наверняка находились под очень сильным прессингом?
О.К: Безусловно, и Виталий, и я, ощущали определенное давление. Причем, мне кажется, я испытывала его даже больше, чем Виталий. Потому что он сам психологически очень стрессоустойчив и отметал от себя все мысли вроде того, что «я первый, и получится ли у меня?», «смогу ли я продолжать свою карьеру?». Я напомню, что всё-таки заключенный в январе этого года контракт с командой Renault был подписан лишь на один год. И это достаточно напряженные условия для любого спортсмена, ведь каждого интересует его будущее. И Виталий находился в состоянии неведения до самого последнего момента – до середины декабря. Поэтому, конечно, это был психологический прессинг. В течение последних четырех месяцев года я усердно работала над подписанием нового контракта на последующие сезоны. Все это время Виталий был не в курсе того, что происходит. Психологически было достаточно тяжело. С точки зрения самих гонок – да, безусловно, для Виталия было сложно освоить машину Формулы-1. Она совершенно другая и вообще не похожа ни на один автомобиль, который существует в других гоночных сериях. Надо было к нему тоже как-то адаптироваться, и сделать это нужно было очень быстро. И еще очень важно, что любая другая спортивная машина – всё время остаётся такой, какая есть. Ты просто переезжаешь вместе с ней на следующие этапы, передвигаясь от одной трассы к другой и понимая: что вот эта трасса имеет такую-то конфигурацию и такие-то погодные условия – ага, значит, тут немного изменим подвеску, угол атаки крыла – и всё готово. А в Формуле-1 на каждой гонке – это, по сути, абсолютно новый автомобиль со своими характеристиками: у него установлены новые аэродинамические настройки, и на протяжении всего сезона вносятся серьёзные технические доработки. Не глобальные, но существенные, влияющие на поведение машины на трассе. Поэтому здесь надо было каждый раз очень быстро успевать перестроиться и воспринять те новшества, которые твоя команда внедряла к очередному гран-при. И уже во второй половине сезона стало понятно, что Виталий справляется с этой задачей. Может быть, ещё не на «пять с плюсом», но уже вполне на отметку «хорошо».
Как Вы думаете, после «дебютного волнения» во второй половине сезона Виталию удалось полностью сосредоточиться на гонках?
О.К: Нет, я думаю как раз наоборот. Вторая половина сезона стала для Виталия гораздо более сложной – именно с точки зрения внешнего прессинга. Потому что приближалось окончание сезона, и в СМИ, особенно, в российских, активно муссировались слухи о том, что на следующий сезон для Виталия может не оказаться места в команде Renault, да и вообще в Формуле-1. Естественно, ему ни в коем случае нельзя было болезненно реагировать на эти сообщения. Это я, как менеджер, все близко воспринимала и переживала. Понятно, что у российских СМИ нет возможности находиться внутри Формулы-1, поэтому появляется проблема интерпретации происходящих событий. Поэтому до болельщиков информация часто доходила не из первых источников и уже в искажённой форме. Это не проблема особенности российских спортивных СМИ. Просто у наших СМИ нет соответствующей культуры освещения гонок Формулы-1, они просто не воспитаны по её канонам. По сути, они не знают, что это за вид спорта такой и, тем более, что это за бизнес. Поэтому я думаю, что чем больше Россия будет представлена в Формуле-1 – тем более качественным и объективным будет освещение событий этого вида спорта в нашей стране.
Вы – достаточно приближённый человек к Виталию. Кто, по Вашему мнению, из его окружения был в этом году тем человеком, который оказывал ему наибольшую моральную поддержку?
О.К: Прежде всего, я хочу сказать, что у Виталия очень хорошая семья. У него очень тесные связи со своей семьёй. И, наверное, самый близкий и главный человек в этой жизни для Виталия – это его отец. Это было всегда, на протяжении всей его карьеры и жизни, начиная с детства. Отец воспитал в своих двух сыновьях страсть к спорту и одновременно, правильный внутренний подход к нему, что и позволило Виталию выработать такую хорошую психологическую устойчивость. Соответственно, за это огромное спасибо Александру Петровичу. Ну и важно отметить, что Виталия окружает группа людей, которая работает с ним уже многие годы. Помимо отца, это главный меценат – человек, который его поддерживает, и его менеджер… Вот такой группой мы и работаем уже десять лет. Можно сказать, что мы действуем как единая команда. Если у нас возникают проблемы, то мы собираемся, прилетаем в Петербург, садимся вместе за стол и начинаем разбирать, что и как происходит. И только после этого мы выносим все обсуждения в команду Renault.
О.К: Нет, в основном их взаимодействие строится по телефону. На всех этапах из его близкого окружения присутствую лишь я одна. Мы ездим вдвоём – так сложилось с самого начала нашего сотрудничества. Мне, как менеджеру Виталия, приходится неотрывно с ним вместе бывать практически на всех мероприятиях: гонках, тестах, пресс-конференциях и маркетинговых событиях… Это практическая необходимость – она обусловлена тем, что сам гонщик не занимается никакими коммерческими или юридическими вопросами, он полностью занят гонками и личной физической подготовкой к ним. Все остальные вопросы решает его менеджер, вплоть до разрешения на интервью.
О.К: Я думаю, мы с Виталием по-разному оцениваем эту ситуацию. Если спросить об этом самого Виталия, думаю, самым важным спортивным моментом года (за исключением подписания контракта) он назовёт гран-при Венгрии, где он финишировал пятым. А для меня – это первые очки, которые он заработал в Формуле-1 на гран-при Китая. Если же говорить о самом тяжёлом моменте, я полагаю, что тут тоже точки зрения расходятся. Виталий очень сильно переживал свою глупую ошибку, которую он допустил во время квалификации на этапе в Бельгии. А для меня самым тяжёлым ударом, конечно, стал его вылет в корейской гонке, где он шёл на седьмой позиции.
Насколько отличаются те внутренние ощущения, которые вы с Виталием чувствовали в начале 2010 года, когда подписывался первый контракт с Renault, в сравнении с теми, что испытываете сейчас?
О.К: После того, как мы подписал первый контракт, мы понимали, что вступаем в некую «терра инкогнита». Мы вообще не понимали: что и как дальше будет, насколько изменится вся наша жизнь. И ведь она на самом деле изменилась кардинально: если Виталий говорит, что у него остается лишь 2% времени на решение собственных вопросов и проблем, то у меня их даже не два, а минус два процента. Потому что вообще нет времени ни на что. А сейчас мы уже начали с ним лучше ориентироваться, и готовимся к новому сезону совсем иначе. Например, самому Виталию надо подготовиться, прежде всего, физически. Потому что каждый из этапов чемпионата мира предъявляет в этом плане свои требования – идёт повышенная нагрузка на определенную группу мышц. У него уже есть понимание всех этих трасс: их конфигураций, особенностей и требований. Может быть, лишь за исключением совершенно нового этапа в Индии. Но и там все гонщики будут в равных условиях, никто не знает эту трассу. А в 2010 году ему, как новичку, пришлось, буквально, как слепому котёнку выступать на большинстве трасс. Словом, теперь, когда первый год в Формуле-1 позади, мы сможем избежать очень многих ошибок и неточностей. Если говорить про изменения в психологии, сейчас мы стали гораздо спокойнее. Очень важно и то, что новый контракт с командой подписан сразу на два года – это был очень принципиальный момент. Теперь Виталий может спокойно себя чувствовать, зная, что ему доверяют и на него рассчитывают в ближайшие два года. Таким образом, у него есть впереди 24 месяца, и он может спокойно и сосредоточенно развиваться и повышать мастерство. И самое главное, радовать наших болельщиков. Конечно, сам он прекрасно понимает, чего он должен достичь за это время. Подписав новый контракт, Виталий теперь внутренне расслаблен, и для него сейчас действительно многое упростилось. А для меня всё только начинается, начинается самая сложная работа по поиску спонсоров.
О.К: Ничего не изменится, разве что цвет комбинезона. Станет ли новая машина быстрее? Да, безусловно. Потому что новый акционер – компания Lotus, пришла с определёнными финансовыми вливаниями, которые позволят развивать автомобиль.
Чего Вы с Виталием ждёте от нового сезона? Можем ли мы ожидать качественного прорыва в его выступлениях?
О.К: Россия – страна чудес. Мы все ждём какого-то чуда, прорывов… Я рассчитываю на продолжение поступательного движения. Никаких резких скачков быть просто не может.
О.К: Всякое в этой жизни случается. Но я думаю, что в новом сезоне Виталий будет бороться за место в первой десятке. Мы ставим перед собой реальные цели. Это жёсткий спорт, но даже тут многое можно спрогнозировать. Зачем мечтать о том, что Виталий Петров в 2011 году станет чемпионом мира? Предпочту твердо стоять на земле, а не витать в облаках.