ООН защитит мирное население Кении от дефицита презервативов
Другой корабль привезет 39 млн. презервативов туда же 11 мая. Это чрезвычайная гуманитарная операция ООН по защите мирного населения от дефицита презервативов. По данным кенийского министерства здравоохранения Кения (40 млн. человек) расходует 15 млн. презервативов ежемесячно. В дни школьных каникул расход возрастает до 20 млн. в месяц. Из чего следует, что в течение четверти кенийские школьники все-таки учатся.
Пока у нас ругают ООН за операцию в Ливии, тысячи ооновских добровольцев отправятся с презервативами по Кении, где уже рыщут по дороге слоны и носороги и говорят сердито: «Что ж нету Айболита?» Айболита с инструментами уже везет к Африке кит. А пока он едет, его официальный представитель, директор по Кении Фонда народонаселения ООН Александер Лин жалуется: проблема не только в нехватке, но и в неравномерном распределении помощи – одним презервативов по блату больше нормы, другим – ничего. Глаз да глаз, чтобы слоны не обделили носорогов.
Примерно в таких заботах и хлопотах жила миссия ООН в Мазари-Шарифе, пока толпа местных носорогов с образованием в виде неоконченного церковно-приходского медресе не ворвалась в местное представительство Айболита и не убила 7 сотрудников (двоим отрезали головы).
Деятельность ООН в Афганистане весьма обширна, с ней можно ознакомиться на сайте Миссии помощи ООН в Афганистане. Там есть все: от трогательных начинаний вроде постройки «скейтостана» – площадки для катания на доске и роликах в Кабуле – до вполне серьезной работы вроде разминирования крестьянских полей и дорог. И, разумеется – море бумажной писанины: ооновцы «мониторят ситуацию», то есть пишут многостраничные доклады и выпускают просветительские листки и брошюры.
В общем, занимаются тем же, чем за тридцать лет до них здесь занимались советские специалисты, иные из которых – вахту сдал, вахту принял – подрядились в ооновские офисы в Афганистане. Работы ведь за время правления талибов и Карзая не убавилось, у местных ведь и корь, и дифтерит у них, и оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, и горлышко болит.
О том, как произошел погром, рассказал на краткой пресс-конференции спецпредставитель ООН по Афганистану Штаффан де Мистура.
Гурки – британские солдаты непальского происхождения, которые охраняли миссию, – не стали открывать огонь по толпе (ооновские правила это запрещают). Слоны и носороги ворвались в офис и убили несколько дипломатов: румына, норвежку, юного шведа и семь охранников-гурок. Русский глава миссии Павел Ершов, говоривший на языке дари, назвался мусульманином, доказал это, прочитав отрывки из Корана на том же языке, был избит, ранен, но отпущен живым.
Те, кто бывал в Афганистане, знают, что Мазари-Шариф – город не талибский. Большинство его жителей – узбеки и таджики, в то время как Талибан – пуштунское движение. Когда в 1990-е талибы захватили почти весь Афганистан, Мазари-Шариф оставался под контролем узбекского командира и политика шаха Дустума и был одним из оплотом антиталибского Северного альянса. После того как талибы взяли город в 1998 г., они устроили здесь резню непуштунского населения. Так что любовь к талибану здесь если и ночевала, то спалось ей плохо.
С другой стороны, афганские узбеки и таджики – в отличие от советских – очень религиозны. В Мазари-Шарифе – одна из главных исламских святынь Афганистана – Хазрат Али (одна из официальных могил имама Али), а город дал свету немало победителей международных конкурсов чтецов Корана. Так что к Корану здесь особо трепетное отношение. Однако ж Сергиев Посад тоже дал миру множество православных певчих и басовитых дьяконов, но вряд ли это послужит оправданием, если жители Сергиева Посада пойдут и перебьют узбекских и таджикских дворников, мстя за айболитов из миссии ООН.
Я писал о пасторе Терри Джонсе, когда он затеял свой «Всемирный день сожжения Корана» на прошлое 11 сентября в посте под названием «Христианский Бен Ладен». Я говорил, что история с пастором Джонсом помогает нам на чужой ошибке понять собственную: как пастор Терри Джонс (а также сжегший по его наущению Коран совсем неизвестный Вейн Сэпп) никого не представляет в христианском мире – ни Ватикан, ни торжество православия, ни незрячий дух кряжистого Лютера. Нет, он – глава церкви с мутным названием «Всемирная голубиная миссия», основанной в древнем 1985 г. и насчитывающей целых 50 членов. Точно так же, как Бен Ладен, мулла Омар и погромщики из Мазари-Шарифа, никого не представляют в исламском мире, кроме себя и кучки маргиналов.
На это мне могут возразить: «Ну вот же она разница: христианский мир не пошел за Терри Джонсом, а мусульманский пошел за Бен Ладеном, и вот результат: убитые гражданские сотрудники в Мазари-Шарифе, а потом и в других городах. Однако в действительности и мусульманский мир не пошел. Кроме дикого Афганистана.
Когда в мае 2005 года Newsweek рассказал историю о том, как в Гуантанамо лагерный персонал вырывал страницы из Корана и спускал их в унитаз, а той же осенью датская газета Jyllands-Posten опубликовала в 2005 рисунки Мухаммеда, погромы, протесты с жертвами прошли во множестве мусульманских стран: не только в вечно оскорбленных Афганистане и Пакистане, но и в Турции, Ливии, Египте, Нигерии, Индонезии, Сирии. В протесты были вовлечены целые правительства и международные организации. Когда в сентябре прошлого года пастор Терри Джонс только обещал сжечь Коран, массовые демонстрации по поводу нового великого почина заблаговременно стартовали в Индонезии и том же Афганистане. «Фронт исламского действия» в Иордании призвал считать это объявлением войны всему исламскому миру, а с ним согласились египетские «Братья-мусульмане». Сейчас про такое не слыхать.
Пастор-пироман (которого тогда удалось отговорить) теперь устроил-таки свое художественно-самодеятельное аутодафе. Да еще в какой момент. Западные страны бомбят очередную мусульманскую страну. Более того, на этой неделе от ошибочных ударов на стороне ливийских повстанцев погибли первые мирные жители и первые дружественные солдаты. Остановись мгновенье, более подходящего все равно не будет. И какое разочарование. Сотни тысяч и миллионы людей выходили и продолжают выходить на улицы мусульманских столиц от Атлантики до Евфрата по таким непонятным для российских граждан поводам, как смена засидевшихся лидеров, проведение честных выборов, свобода печати и политические свободы. А тут – наших бьют, Коран жгут – и где же массовое недовольство? Нету его.
Оказывается, исламский мир образца 2011 года на это уже так просто не разведешь, это уже не повод, это уже неинтересно. Он весь захвачен арабскими революциями, настоящей текущей и будущей политикой, а не ее подделкой в виде коллективных обид на враждебный внешний мир. Стала встречаться даже исключительно редкая в исламском мире и вообще в странах третьего мира благодарность Западу за его позицию и помощь. Налицо существенно другое отношение исламского мира к нынешнему вмешательству Запада, чем к тому, которое было, допустим, в Ираке. Забурлил только нищий и ныне дикий Афганистан: все меню – баранина да конина. После Мазари-Шарифа в выходные и в начале недели были демонстрации и погромы в Джелалабаде и Кандагаре.
Это заодно повод вспомнить о том, какие широкие понятия – исламский и христианский мир. В христианский мир входят вместе с Америкой, Италией, Скандинавией и Россией какие-нибудь Гондурас с Никарагуа и беднейшие страны черной Африки, где представители разных крещеных миссионерами племен вырезают друг друга сотнями тысяч. Исламский мир – это вместе с сытым Катаром и электронной Индонезией афганцы, не видавшие ни моря, ни пианино. Афганистан для большинства арабов или малайцев – в общем и целом, как для европейцев христианская страна Конго.
Интересно, как в афганских горах, с жителями, защищенными только спиной от ветра, узнали про злобную проделку флоридского пастора? Ведь эта история поначалу не попала даже в вездесущую «Аль-Джазиру». Есть основания полагать, что афганским религиозным фанатикам о ней рассказал собственный президент Хамид Карзай. Сожжение произошло 20 марта, а грибоедовский погром в Мазари-Шарифе — 1 апреля. Между этими датами – 24 марта: Хамид Карзай выступил, оскорбился, осудил и потребовал от США извинений. Не могу молчать. Сегодня рано, завтра будет поздно.
Возможно, правоверные афганцы так плохо воспринимают американского ставленника Карзая, что ему приходится любыми способами доказывать свою независимость от Запада. Но иногда кажется, что ему ну очень хочется испортить жизнь западным союзникам. У Карзая явно не сложились отношения с Обамой. И вообще, последние пару лет он стал себе много чего позволять. То осудит авиаудары НАТО (хотя они производятся, чтобы вернуть территории страны под власть его же правительства), то в прошлом октябре назвал американский антинаркотический рейд с участием российских борцов с наркотиками нарушением суверенитета Афганистана.
Особенно разозлило Карзая то, как американцы помешали ему быстро переизбраться в первом туре выборов – как это делают соседи из бывших советских республик Средний Азии. И, разумеется, Казахстана. В условиях гражданской войны и противостояния племен и кланов переизбрание и так было трудным делом, но американцы не признали официального счета голосов, предъявили собственный и устроили второй тур. Хорошо, соперник – министр иностранных дел Абдулла Абдулла – отказался участвовать, и Карзай автоматически вышел победителем. Но сколько нервов и времени потеряно зря.
Иногда кажется, что Карзай с не меньшим удовольствием, чем талибы, выставил бы западных союзников и правил бы без их опеки как нормальный центральноазиатский деспот. И только неуверенность в своих силах в конфликте с талибами заставляет его терпеть принципиальных союзничков.
От умных, честных, но не особенно вникающих в устройство современного мира людей – каких-нибудь университетских преподавателей древних языков, физиков или актеров – мне приходилось слышать наивное мнение, что в конце концов было бы неплохо (если б такое было вообще возможно), чтобы нас кто-нибудь освободил. Доброй, но сильной рукой снял бы с доски черного короля и поставил бы белого. Ну вот Хамид Карзай такой белый король.
Но если сравнить его или иракского премьера Нури Малики с тем что происходит сейчас в Тунисе, Египте, Йемене, даже Ливии, – они кажутся какими-то ряжеными пешками, по которым плачет революция. У такого освобождения извне очень низкое качество, и оно слабо улучшает свободолюбие населения и его приверженность общечеловеческим ценностям. Настоящего белого короля можно поставить себе только самим.