Орловский горсовет: заметки с сессии

Четвертая — майская — сессия городского Совета, прошедшая на прошлой неделе, длилась — ни много ни мало — пять часов. Впрочем, несмотря на не всегда понятную риторику некоторых новоизбранных депутатов, скучно не было — ни журналистам, ни чиновникам, ни мэру.

Справедливости ради скажем, что мэр на сессии появился лишь к середине заседания, а потому пропустил вопрос, при обсуждении которого ему не помешало бы поприсутствовать. «Об исполнении бюджета города Орла за первый квартал 2011 года» — так значился этот вопрос в повестке дня.

Начальник финансового управления мэрии Людмила Полунина попыталась было оптимистично отчитаться о том, как исполнен бюджет по доходам и расходам, но оптимизм, что называется, не прошел — депутаты стали задавать неудобные вопросы. И самый неудобный из них касался расходов на содержание чиновников мэрии.

Как подсчитали специалисты городской Контрольно-счетной палаты, расходы на содержание администрации Орла по сравнению с первым кварталом прошлого года выросли на 49 миллионов рублей (нетрудно подсчитать, что при таком раскладе за год рост составит до 200 миллионов)! И это при том, что еще в декабре прошлого года, принимая решение горсовета о бюджете Орла на 2011 год, депутаты черным по белому в нем записали: ни администрация Орла, ни городской Совет не вправе увеличивать численность своих аппаратов. Но, как оказалось, решение представительного органа муниципальной власти для власти исполнительной не указ: с января численность чиновников продолжала расти. Если верить Людмиле Полуниной, то на работу в мэрию, начиная с Нового года, приняли шесть человек. По мнению депутатов, это прямое нарушение решения горсовета и финансовой дисциплины. Почему подобные нарушения имеют место, Людмила Полунина внятно объяснить так и не смогла, заявив лишь, что этот вопрос «стоит достаточно серьезно» и его будут рассматривать в ближайшее время. Как и кто будет рассматривать, Людмила Ивановна не пояснила.

Между тем, по признанию заместителя мэра В. Бочарова, сегодня интересам жителей Орла верой и правдой служит 731 чиновник! Депутаты, в свою очередь, расшифровали это общее число. Для примера: в управлении информатизации и связи сегодня трудится 15 человек (ранее такого управления не существовало вовсе), в управлении транспорта и дорожного хозяйства — 12 человек (когда-то обходились двумя). Далее: в пресс-службе — 10 человек, при этом девять из них — муниципальные служащие (когда-то хватало пятерых, а еще ранее — двоих), то же касаемо диспетчерской службы (тринадцать против пяти) и так далее, и так далее. Но самое интересное подразделение нынешней мэрии, этакое ноу-хау — это управление законности, правопорядка и безопасности, которое депутат Игорь Рыбаков остроумно окрестил «абракадаброй». Почему «абракадабра»? Да потому что совершенно непонятно, чем на самом деле это управление занимается. Охраняет законность и правопорядок? Но на это у нас, как известно, есть прокуратура, УФСБ, УВД и прочие структуры. А между тем в этом непонятном управлении трудится — ни больше ни меньше — аж 28 человек. Естественно, за наш с вами — налогоплательщиков — счет.

Еще один неудобный вопрос, который депутаты задали чиновникам, касался людей в погонах. Жителям Орла небезызвестно, что при мэре-генерале в администрацию Орла все чаще на различные муниципальные должности стали приходить бывшие военные, правоохранители и их коллеги из других силовых структур. Что ж, возможно, мэр как человек при звании доверяет им больше, чем гражданским: эти люди приучены выполнять приказы не рассуждая. Оно бы и ладно, да не все так просто. Жителям Орла вряд ли известно, что если человек, уволившийся, к примеру, из армии, имея определенную выслугу лет, пришел на работу в мэрию и отработал там год-два перед пенсией, то его стаж воинской службы приравнивается к стажу муниципальной службы. А это значит, что такой человек получит муниципальную пенсию. А муниципальная пенсия, если кто не знает, в два, а то и в три раза выше обычной. Вот и задались депутаты вопросом: не является ли массовый прием на работу в мэрию людей в погонах лазейкой для получения ими приличной пенсии? И вообще — уж не коррупция ли это? И считал ли кто-нибудь из чиновников, во что эти пенсии обойдутся городской казне в перспективе?

Заместитель градоначальника Валентин Бочаров версию о коррупции с гневом отверг. И заявил, что никто не может запретить брать человека на работу по признаку наличия у него погон и потом платить ему муниципальную пенсию.

мэра… И, наконец, последний пример, касающийся ремонта дворовых территорий и межквартальных проездов. На нем депутаты остановились особо.

Этот вопрос предложил внести в повестку дня, в раздел «Разное», депутат Константин Федотов. Председателя комитета горсовета по бюджету, равно как и многих его коллег-депутатов, заинтересовал прин­цип, по которому составлялся список дворов и проездов, включенных в программу ремонта за счет федеральных средств. Потому что с программой тоже вышла полная абракадабра.

Напомним, программа начала реализовываться в Орле буквально на днях, утверждена же была в конце апреля. Так вот, получив списки дворовых территорий и межквартальных проездов, где до октября должны залатать все старые дыры, многие депутаты с возмущением обнаружили, что поданные ими заявки — по избирательным округам — в эти списки не вошли.

Так, к примеру, как сообщил спикер горсовета Леонид Музалевский, в таких «убитых» районах, как Лужки или Рабочий городок, в программу попало всего лишь по два объекта. Между тем депутат Раиса Дубровская (а ее округ как раз в Лужках) заявила, что подавала документы на ремонт 10 дворовых территорий и одного проезда, из коих в программе осталось только два двора.

И. Рыбаков, в программу во­шли придомовые территории по ул. Горького, 50 и 50-а, которые находятся вполне в приличном состоянии.

Появившийся к тому времени на заседании мэр Сафьянов (который, впрочем, ко времени обсуждения данного вопроса намеревался отбыть на очередное парадно-показательное мероприятие, но был остановлен депутатами), что называется, на голубом глазу заявил: «Если есть такие дороги и дворы, которые нормально благоустроены и они туда (в программу ремонта то есть. — Авт.) попали, мы тогда их оттуда исключим». Это вместо того, чтобы у своих «профессиональных» кадров — в погонах и без погон — тут же, при депутатах, спросить: а почему они «туда» попали? И заодно объяснить тем же депутатам, что будет с теми, кто эти дворы и дороги «туда» по необъяснимым причинам включил.

К. Федотов, вызывает вопросы и стоимость ремонта. Так, допустим, отремонтировать квадратный метр территории у дома № 37 по улице Планерной стоит, согласно программе, 800 рублей. А тот же квадратный метр, условно говоря, у дома № 43 по той же улице обойдется уже в тысячу. «У вас что, разные нормативы?» — поинтересовался депутат Федотов. Вопрос повис в воздухе. Точно так же не пояснили чиновники, почему на ремонт в одном округе пришлось по восемь миллионов бюджетных средств, а в другом — по одному.

И, на наш взгляд, тут есть над чем поработать прокуратуре — и по поводу протоколов, и по поводу включения в список не нуждающихся в ремонте территорий, и по поводу стоимости ремонта.

А между тем всех этих неприятных моментов мэрия вполне могла бы избежать. Достаточно было заранее проинформировать жителей города о существовании программы (а о том, что федеральный центр выделяет деньги на ремонт городских дворов и проездов, было известно еще несколько месяцев назад, едва ли не в декабре), разъяснить им, что необходимо сделать, чтобы в эту программу войти, и собственники жилья сделали бы все как надо — и собрания бы вовремя провели, и протоколы бы оформили, и документы подали… Но кадры подвели. И теперь мэру ничего не остается, как обещать исправить допущенные «ошибки». Правда, неизвестно, кто их будет исправлять. Если те же, кто допускал, то, может, лучше и не надо? Может, лучше сразу к прокурору?