Особенности информационной войны против Ирана
В контексте изучения новых форм, методов и приемов информационных войн представляет интерес развитие обстановки, связанной с урегулированием ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Анализ развития событий показывает, что сценарии информационно-психологических операций по дискредитации политической власти отдельных неугодных стран, отработанные США и их союзниками в ходе предыдущих вооруженных конфликтов, а также «Арабской весны» имеют общие черты и осуществляются с использованием классических схем. Целями такой политики, как правило, выступают:
обеспечение глобального доминирования и закрепление позиций в выгодном, прежде всего исходя из наличия природных ресурсов, регионе мира;
поднятие рейтинга определенных политических сил и их лидеров накануне важнейших избирательных кампаний;
обоснование необходимости увеличения военных расходов и развития оборонно-промышленных комплексов;
апробирование новых и израсходование (дешевая утилизация) устаревших видов вооружения, а также другие устремления.
Непосредственному проведению военной операции в большинстве случаев предшествует этап формирования требуемого общественного мнения о необходимости разрешения «проблемной» ситуации силовым путем. Характерными признаками данного периода являются:
массированное информационное воздействие крупнейших западных СМИ на общественность своих стран, а также население и личный состав вооруженных сил предполагаемого противника (создание образа «врага»);
обличительные заявления известных политиков о якобы отсутствии в той или иной стране демократических прав и свобод, дискриминации этнических меньшинств, причастности «режимов» к созданию оружия массового уничтожения, распространению вооружений в обход международных договоров, поддержке террористических организаций и т.д.;
инициирование рассмотрения подобных вопросов на уровне Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, а также других международных организаций, применение ультимативных форм воздействия;
дезинформирование общественности об истинном положении дел на фоне распространения несуществующих «экспертных» оценок, сфабрикованных фото- и видеоматериалов, а также информации устрашающего характера;
применение скрытых методов манипулирования информацией и общественным сознанием, распространение слухов и т.д.
Меры информационно-психологического воздействия усиливаются и сопровождаются экономическими санкциями, инсценировкой (провоцированием) гражданского неповиновения, массовых митингов и демонстраций протеста, проведением специальных диверсионных (террористических) акций на территории потенциального противника, демонстрацией силы и готовности провести военную операцию (военные учения, скрытое сосредоточение группировок войск и вооружений), а также использованием провокаций.
Информационная война в рамках развития ситуации вокруг Ирана осуществляется по схожему сценарию, но в то же время имеет свои особенности. Акцент при этом делается на те составляющие, в которых потенциальные противники исламского государства пока имеют существенное преимущество, а именно кибернетическую сферу, а также действиях сил специальных и психологических операций.
Так, иранские информационные системы, имеющие непосредственное отношение к национальной ядерной программе, подвергаются атакам высокоэффективных вирусов. Первая из них, с использованием вируса Stuxnet, была осуществлена в июне 2010 года и направлена на срыв работы Бушерской АЭС и предприятий по обогащению урана. В частности военный завод в Натанзе столкнулся с серьезными техническими проблемами, повлиявшими на работу газовых центрифуг. В результате, по оценкам специалистов, ядерные разработки Тегерана были отодвинуты на два года назад.
В отличие от обычных вредоносных программных продуктов вирус Stuxnet нацелен на системы, которые, как правило, не подключены к сети Интернет из соображений безопасности. Он распространяется через порты USB с помощью зараженных носителей информации. Попав в машину, входящую во внутреннюю сеть компании, вирус определяет специфическую конфигурацию программного обеспечения промышленного контроля. После этого код может менять содержание так называемого ПЛК (программируемого логического контроля) и давать подсоединенному к сети промышленному оборудованию новые команды. Если вирус не обнаруживает специфической программной конфигурации, он остается сравнительно безвредным.
Наибольшую сложность при использовании Stuxnet представляет написание его кода, а также число примененных и сведенных в единый «пакет» различных технических приемов, в частности способность «прятаться» внутри ПЛК, а также применение шести различных методов, позволяющих вирусу распространяться. Кроме того, для проникновения в информационную систему он использует несколько уязвимостей в ОС Windows, т.н. «уязвимости нулевого дня» (zero-day exploits). Как правило, разработчики вирусов пользуются не более одной такой уязвимостью.
Второе проникновение состоялось в апреле 2011 года (вирус получил наименование Stars) и было направлено против государственных учреждений Ирана, что, по мнению специалистов в области компьютерной безопасности, явилось подготовкой к проведению третьей атаки с использованием вируса Duqu, предназначенного для кражи конфиденциальной информации.
На электронный адрес одной из организаций, подвергшихся атаке вируса Duqu, пришло письмо от некоего Джейсона Б. с якобы деловым предложением. В нем содержался документ формата Microsoft Word, название которого содержало имя получателя, что указывает на то, что для каждой цели в индивидуальном порядке разрабатывался специальный комплект соответствующих приложений (всего было выявлено 12 целей). Активация вредоносного программного продукта происходила после вскрытия текстового документа Misrosoft Word и выведения на экран определенных шрифтов текстового файла. Однако активно функционировать программа начинала только после того, как убеждалась в том, что компьютер не используется более 10 минут. После активизации вирус предоставлял возможность удаленно устанавливать на зараженный компьютер программы, считывать с него информацию и отправлять вирусы другим пользователям в сети.
В этом же контексте следует указать на имевшие место публикации в американских и израильских СМИ о многолетней подготовке вооруженных сил Израиля к ведению войны с Ираном с использованием высокотехнологичного электронного и кибернетического оружия. Со Ссылкой на источники в американских спецслужбах указывается, что в случае начала военных действий Израиль не ограничится ракетными ударами и авианалетами, а выведет из строя важные объекты военной и государственной инфраструктуры, для чего у него имеются соответствующие технологии.
В ходе вторжения ВВС Израиля в воздушное пространство Сирии, предпринятого 6 сентября 2007 г. с целью уничтожения имевшего отношение к ядерным разработкам секретного объекта, израильтяне смогли блокировать работу радаров сирийских ПВО. Это, в свою очередь, позволило израильским ВВС пересечь сирийскую воздушную границу незамеченными. По утверждению кувейтского издания Al Watan, специалисты до сих пор не могут определить, каким образом израильтяне смогли блокировать работу радаров. Один из этих радаров расположен около Дамаска, другой – ближе к сирийско-турецкой границе. Известно только то, что воздействие на них было настолько мощным, что помехи ощущались в работе средств коммуникаций не только самой Сирии, но также соседних с нею Израиля, Ливана и Турции.
Вместе с тем, достаточно успешным ассиметричным ответом на действия, предпринимаемые США и Израилем в рамках информационного противоборства и в частности на ее информационно-техническую составляющую стал захват иранскими специалистами беспилотного американского аппарата Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. По совокупности последствий это в несколько раз превышает некоторые нарушения в функционировании Бушерской АЭС и предприятий по обогащению урана. В ходе данного инцидента США не только утратили контроль над целым рядом секретных технологий, но и подтвердилось наличие уязвимостей в американских защищенных линиях связи и управления военного назначения.
Начиная с 2008 года иракским повстанцам удавалось осуществить перехват видеосигнала с американских БПЛА, используемых на территории страны. Благодаря этому иракцы смогли получать важные сведения об операциях вооруженных сил США и данные разведки. Для перехвата видеосигнала с БПЛА использовалось готовое программное обеспечение, приобретаемое через сеть Интернет.
Впервые об этой уязвимости стало известно в 1990-х годах во время военной операции в Боснии, однако военное руководство США не предприняло никаких упреждающих мер, посчитав, что «местное сопротивление никогда не узнает, как эту уязвимость использовать». Кроме того, установка оборудования для шифрования каналов связи требует монтажа дополнительного оборудования на БПЛА, у которых имеются значительные ограничения полезной нагрузки.
Следует отметить, что руководством США учитывается и тот факт, что Иран сегодня представляет собой динамично развивающееся медиа-сообщество, следовательно, не остается без внимания деятельность региональных СМИ, в том числе электронных. При проведении соответствующих интервью, брифингов, других информационных акций в полной мере задействуются ресурсы таких медиа-компаний, как BBC (прежде всего, ее подразделения BBC Persian), «Голос Америки», а также возможности социальных сетей Twitter, Facebook, видеохостинга YouTube и др.
В частности, у телеканала BBC Persian, имеющего миллионную аудиторию в Иране, есть собственное радио, а Интернет-сайт BBC Persian является одним из наиболее популярных информационных ресурсов на Ближнем Востоке.
Кроме того, в декабре 2011 года США открыли свое т.н. «виртуальное посольство в Иране». На соответствующем Интернет-сайте была размещена информация о политике США в отношении Ирана, о возможностях обучения в Соединенных Штатах, а также предоставлена возможность подать заявку на получение американской визы. В то же время, ресурс смог проработать менее суток, после чего доступ к нему был блокирован иранскими властями.
По заявлению Госдепартамента США, до закрытия доступа к сайту на его англоязычной версии было зарегистрировано 2001 посещение из Ирана, ресурс на языке фарси посетили 7770 иранских пользователей. В общей сложности английскую Интернет-страничку посольства посетили почти 50 тысяч пользователей.
Руководство Ирана также предпринимало неоднократные попытки блокирования доступа для своих граждан и к другим Интернет-ресурсам и сервисам, а также спутниковому телеканалу BBC Persian.
Возможно, предвидя противодействие, с которыми могут столкнуться Соединенные Штаты со стороны Ирана, на церемонии открытия «виртуального посольства в Иране» заместитель госсекретаря по политическим вопросам У.Шерман отметила, что США будут пытаться обойти возможные блокировки данного ресурса иранскими властями. По ее словам, «Соединенные Штаты вложили немалые ресурсы в обучение людей во всем мире методам обхода блокировок, созданы виртуальные частные сети, которые позволяют обойти запреты на доступ в Интернет».
Достаточно важной особенностью в рамках ведения информационной войны является и тот факт, что в полной мере повторить в Иране сценарии «Арабской весны» США и их союзникам препятствует позиция, занимаемая иранскими оппонентами официальной власти по отношению к возможности оказания ей иностранной помощи. Еще в ходе массовых протестов 2009 года против фальсификации результатов президентских выборов их организаторы призывали мировое сообщество не ввязываться в происходящее, поскольку считали, что внешнее вмешательство дискредитирует саму идею таких протестов, выставив их участников в глазах иранской общественности как «пособников Запада».
Так, 27 октября 2011 года Госсекретарь США Х.Клинтон в интервью персидским службам BBC News и «Голос Америки» призвала иранскую оппозицию активнее добиваться широкой международной поддержки. В частности было готмечено, что организаторы летних протестов 2009 года в Иране поступили неправильно, отказавшись искать поддержки своих действий за рубежом.
В рамках информационно-психологического воздействия представляют интерес атаки на Иран и иного рода. Одновременно с высказываниями должностных лиц американского и израильского руководства о необходимости проведения на территории исламского государства активной разведывательно-диверсионной деятельности произошел ряд терактов, направленных на уничтожение объектов ядерной и военной инфраструктуры, а также иранских физиков-ядерщиков и представителей военного руководства.
По сообщениям СМИ, в период с 2007 по 2012 гг. в Иране убиты пятеро ученых, занимавшихся исследованиями в области ядерной физики. Еще один ученый-ядерщик Ферейдуна Аббаси в ходе покушения получил ранения, но выжил, а позднее был назначен главой иранского Агентства по атомной энергии.
12 ноября 2011 г. в результате двух взрывов, произошедших на складе боеприпасов в Бигданехе, погибли 27 человек, среди которых генерал Корпуса стражей исламской революции Хасан Могаддам, который считался одной из ключевых фигур в военной сфере страны, а сама база была практически разрушена.
28 ноября 2011 г. очередной взрыв произошел на территории ядерного центра в Исфахане, где находились центрифуги для обогащения урана.
12 декабря 2011 г. произошел взрыв на заводе в провинции Язд. Несмотря на то, что предприятие позиционировалось как металлургическое, израильские СМИ связывают его деятельность с переработкой урана.
При этом является примечательным, что в США в поддержку проведения специальных диверсионных мероприятий на территории другой страны выступили как кандидаты в президенты от республиканской, так и демократических партий, а также влиятельная американская некоммерческая организация Bipartisan Policy Center (создана в 2007 году представителями демократической и республиканской партий США с целью выработки согласованной политики в области национальной безопасности, здравоохранения, энергетики и т.п.), разработавшая рекомендации руководству США по действиям в отношении Ирана.
В частности, один из фаворитов президентской избирательной кампании от республиканцев бывший спикер палаты представителей конгресса США Н.Гингрич предложил «организовать тайные диверсии на крупнейшем иранском нефтеперерабатывающем предприятии». Он подчеркнул, что, если станет президентом, то будет устраивать подобные теракты «каждый день».
В свою очередь, другой потенциальный кандидат-республиканец Р.Санторум заявил, что в случае своего избрания он санкционировал бы тайные операции, в результате которых российские физики-ядерщики, принимающие участие в работе над ядерной программой Ирана, превентивно бы устранялись американскими спецслужбами.
В рамках «демонизации» действующего иранского руководства на международной ар…