Осторожно, национальный роуминг!
Перекрестный национальный роуминг в зонах бедствия и чрезвычайного положения — кому это нужно и зачем? Как это работает, плюсы, минусы и возможные последствия. В том числе для наших с вами кошельков.
Новостные сайты пестрят душераздирающими описаниями из зон пожаров, ленты информационных агентств порой напоминают сводки из зоны боевых действий. Впрочем, даже без чтения сводок многое понятно, достаточно посмотреть в окно и не увидеть следующий перекресток. Безмерно сочувствую всем пострадавшим, больным, маленьким деткам и всем остальным, но здесь мы все-таки говорим о мобильной связи. Которая в таких чрезвычайных ситуациях становится особенно востребованной и необходимой всем нам.
Необычно тяжелые климатические условия и нештатные ситуации (дым, пожары, перебои с подачей электроэнергии), конечно же, сказались на работоспособности оборудования сотовых сетей связи. Хоть нас постоянно и уверяют в том, что при температурах до +50 градусов качество обслуживания пострадать не должно. Ситуацию сильно усугубляет резко возрастающая нагрузка на сеть в зонах чрезвычайного положения. Не приходится сомневаться в том, что операторы делают все от них зависящее. Не только из соображений человеколюбия и абстрактной «социальной ответственности» оставшийся в зоне бедствия без связи с высокой долей вероятности купит сим-карту другого оператора. Если, конечно, сможет из этой зоны выбраться без помощи мобильной связи.
«Во всех пострадавших районах, в местах, где работают оперативные спасательные службы, а также в местах временного проживания семей, оставшихся в результате пожара без крова, проведены работы по улучшению качества связи и организовано оперативное дежурство технических специалистов МТС для обеспечения бесперебойной связи.
«В целях обеспечения жителей РФ качественной и бесперебойной связью в сложившейся ситуации компания «МегаФон» выступила с инициативой открыть национальный роуминг всеми операторами на время действия режима чрезвычайного положения. Предложение было поддержано Минкомсвязи РФ, в соответствии с приказом №99 Минкомсвязи РФ от 03.08.2010 «О дополнительных мерах по повышению устойчивости функционирования сооружений и объектов сферы связи и массовых коммуникаций» на территориях Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областей операторами Большой тройки эта мера была реализована. Взаимодействие операторов при этом будет регулироваться действующими роуминговыми соглашениями. Информирование абонентов о введении национального роуминга произведено посредством смс-рассылки. При открытии национального роуминга применены единые принципы тарификации, 5 рублей (включая НДС) все исходящие звонки по России, SMS – 2 рубля, входящие вызовы – бесплатно. Узнать более подробную информацию о действующих тарифах можно в абонентской службе вашего оператора в нужном регионе».
«В соответствии с Законом «О связи» руководство отраслью в условиях чрезвычайного положения принимает на себя Министерство связи и массовых коммуникаций. ОАО «ВымпелКом» в полном объеме выполнил предписание Минкомсвязи о реализации межсетевого роуминга для абонентов, находящихся на территории 7 субъектов Российской Федерации, где введен режим чрезвычайной ситуации. Сеть «Билайн» открыта для абонентов «Мегафона» и МТС, а также других операторов сотовой связи. Для абонентов «Билайн» также открыт роуминг в сетях «МТС» и «Мегафон» на территории данных регионов, и мы предлагаем другим операторам, работающим в этих областях аналогичный порядок взаимодействия. В соответствии с указанием Минкомсвязи стоимость исходящего звонка в национальном роуминге, открытом на время действия режима чрезвычайной ситуации, снижена и для абонентов «Билайн» составит 5 рублей, стоимость отправки SMS – 2 рубля, входящие звонки — бесплатно. Учитывая экстренных характер работ, на сегодня не действует онлайн-тарификация услуг национального роуминга, но мы уже направили свои предложения об установлении онлайн-тарификация в «МТС» и «Мегафон».
Обратите внимание на важную строчку про отсутствие онлайн-тарификации в национальном роуминге. На практике это означает то, что деньги за звонки из «чужой» сети могут списываться со счета со значительными задержками.
На всякий случай напоминаем: речь идет о голосовых вызовах, сделанных из сетей «чужих» операторов. Если телефон зарегистрирован в своей «родной» сети и не «перескочил» в сеть другого оператора до начала разговора, то все звонки и услуги обсчитываются и тарифицируются обычным образом, в соответствии с тарифным планом.
Попавшим в зону бедствия делать ничего не надо, настроенный по умолчанию телефон и открытый национальный роуминг позволят зарегистрироваться в любой доступной сети и позвонить или принять входящий вызов. Именно для этого вводилось «чрезвычайное сотовое положение» с открытым национальным роумингом. Цена в 5 руб. за исходящий вызов не является символической, но без достигнутой «под руководством» Минкомсвязи договоренности она была бы в 5-12 раз (!) выше в зависимости от расценок конкретного оператора.
Дополнительные услуги (в том числе передача данных) в национальном роуминге могут не работать, специальные цены, пакеты минут/SMS и т.п. тоже не действуют. Поэтому вне зоны бедствия желательно позаботиться о том, чтобы сохранить пребывание своего телефона в сети «родного» оператора. В обычных условиях телефон регулярно теряет сеть в проблемных местах (подвал, магазин, лифт и т.п.), но мы с вами этого обычно не замечаем, так как доступная в этот момент «чужая» сеть не позволит зарегистрироваться в ней аппарату с «неродной» SIM-картой. Соответственно, телефон ждет появления своей сети и затем снова регистрируется в ней. И это правильно, так как в ином случае цена вызова становится непредсказуемой.
С открытым национальным роумингом телефон запросто может «подцепить» чужую сеть в проблемном месте и потом остаться в этой сети на довольно продолжительное время. Самая простая мера предосторожности — перед набором номера посмотреть на дисплей и убедиться в том, что аппарат зарегистрирован в своей сети. При ответе на входящий вызов беспокоиться не о чем, такие звонки будут бесплатны в любом случае.
Чуть более заморочный, но намного более эффективный способ — включение в телефоне режима выбора сети вручную, в таком режиме аппарат не должен регистрироваться в чужой сети без спроса. Хотя некоторые модели откажутся регистрироваться и в своей сети без вашего подтверждения, что неудобно. Отдельная проблема — аппараты на две SIM-карты. Многие из них не пишут название сети на дисплее, а лезть каждый раз в меню, естественно, лень. Но тут уж ничего не поделаешь, лотерея.
Наконец, еще одна причина написания этого текста: не надо звонить в контактные центры операторов с вопросами «Почему у меня название … на экране?!». Также не стоит теребить абонентские службы по поводу необъяснимых списаний денег в ночное время, странной неработоспособности GPRS и прочих эпизодов загадочного поведения аппарата. Контактные центры и без того сейчас перегружены звонками сверх всякой меры. К сожалению, что бы нам пресс-службы ни писали об отсутствии проблем, последние дни мы частенько сталкиваемся с обрывами, непрозвонами и прочими мелкими неприятностями. Давайте попробуем отнестись ко всему этому с пониманием.