Петр Симоненко: «Мы категорически против того, чтобы беды, проблемы и драконовские тарифы ЖКХ государство перекладывало на плечи простых людей»
Если очень коротко изложить суть готовящейся реформы ЖКХ и проекта Жилищного кодекса, то это можно сделать всего в трех словах: власть, вопреки требованиям Конституции, хочет снять с себя всяческую ответственность за обеспечение граждан страны жильем и за содержание существующего жилого фонда. Допустить этого нельзя!
У НОРМАЛЬНОГО человека, решившего полистать страницы законопроекта о новом Жилищном кодексе, от возмущения и досады может произойти нервный стресс. Этот закон полностью перечеркивает все то доброе и хорошее в жилищной сфере, что было наработано в стране за годы советской власти. Вместо гарантированного права на жилье и обязанностей государства по предоставлению качественного базового пакета коммунальных услуг, нам, под диктовку МВФ, пишут волчьи законы разнузданного капитализма.
Во-первых, мы возмущены тем, что государство намерено отказаться от своей обязанности предоставлять людям жилье. Можно рассуждать о Жилищном кодексе, когда у человека жилье есть. А ведь многие украинцы просто не имеют крыши над головой. Особо цинично в нынешних условиях звучат рекомендации о том, что гражданин обязан сам позаботиться о себе и самостоятельно купить жилье. А что делать социально незащищенным слоям населения, которым сегодня денег не хватает на хлеб, не то что на квартиру?! А что делать рабочим и молодым специалистам, работающим в бюджетной сфере, у которых годовая зарплата в сумме будет меньше, чем спекулятивная стоимость даже одного квадратного метра жилья?!
Наша позиция совсем иная и остается неизменной: социально незащищенные слои населения должны получить бесплатную квартиру от государства. А те, кто трудится, кто имеет достойную зарплату или доход от своего малого бизнеса, должны иметь возможность на получение действительно льготного целевого госкредита на жилье под 3-5 процентов годовых. Причем бюджетники — учителя, врачи, преподаватели вузов, работники культуры — должны получать служебное жилье с правом его последующего выкупа на беспроцентной основе, по себестоимости строительства. Вот это будет действительно государственный и справедливый подход. Такой программы в стране нет, и правительство в эту сторону и не смотрит. А с этого нужно начинать.
Во-вторых, власть в проекте Жилищного кодекса проявляет неприглядное желание переложить все тяготы и проблемы разрушенного за 20 постсоветских лет жилищно-коммунального хозяйства страны со своих плеч на плечи населения, насильно предлагая людям бездумно создавать общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Да, после развала советской системы ЖКХ у жилых домов пропал эффективный и заботливый собственник, дома заброшены и почти не получают даже минимального базового пакета услуг от жэков. Вполне возможно, что те активные жильцы, которые уже махнули рукой и не надеются на нынешнюю коммунальную систему, будут более эффективными собственниками своего многоквартирного дома, создав ОСМД. Но! Государство сначала должно за свой бюджетный счет привести передаваемые дома в порядок, утеплить их, сделать капитальные ремонты крыш, подвалов, внутридомовых сетей, лифтового хозяйства. И только потом — не заставлять, а создать условия, чтобы люди захотели взять дом на свой баланс.
В-третьих, власть, выполняя заказ крупного бизнеса, настойчиво хочет перенаправить гигантские денежные потоки платежей за коммунальные услуги от населения, коммунальных предприятий в частные фирмы. Да еще предварительно повысив цены на коммунальные услуги и введя пеню за их несвоевременную оплату.
Этот замысел приведет к краху всей системы ЖКХ, и не только ее. Представьте себе, какие времена настанут, когда Кабмин и горсоветы раздадут бизнесменам в концессию естественные монополии — горводоканалы или, например, коммунальные котельные. Сразу же в заоблачную высь взлетят цены на услуги, частники будут экономить на людях и качестве услуг, наращивая собственную прибыль. О какой экологии можно будет говорить, о каком здоровье людей, кто там будет очищать питьевую воду до санитарных норм? “Нормой” будет одно понятие — норма получаемой прибыли. Люди попадут в полную зависимость, альтернативы горводоканалу или котельным нет.
Компартия решительно требует поставить заслон всем этим частным управляющим компаниям и концессиям. Вопрос жилья и коммунальных услуг — вопрос государственной важности, и он должен быть в руках государства.
В-четвертых, исподтишка (и под диктовку МВФ!) в Украине готовится передел квартирного фонда. Новый Жилищный кодекс делает собственников приватизированных квартир практически бесправными, позволяет вышвыривать людей на улицу без предоставления другого жилья, забирать квартиры за просрочку платежей и в связи с “общественной необходимостью”. В этом, безусловно, заинтересован банковский капитал, который уже нацелился на сотни тысяч залоговых и ипотечных квартир и жилых домов. Заинтересованы в этом и строительные магнаты, которым нужно расчищать стройплощадки в центральных районах городов под торгово-развлекательные центры, снося при этом коммунальные жилые дома.
Мы требуем, чтобы все эти новые кодексы и законы, подготовленные ловкими “реформаторами”, соответствовали нормам Конституции Украины и не покушались на основополагающие права граждан страны.
Сразу скажу, что у фракции КПУ в Верховной Раде позиция по отношению к циничным “реформам” ЖКХ жесткая и прямая: мы голосовали против возвращения пени, мы будем голосовать против предлагаемой редакции Жилищного кодекса. Об этой позиции народные депутаты-коммунисты открыто заявили в коалиции, требуя переработки законопроекта с учетом интересов не бизнеса, а простого народа.
Говорят, что один в поле не воин. Но малочисленная фракция КПУ в Раде добилась того, что пока проекты Жилищного и Трудового кодекса сняты с рассмотрения в сессионном зале. Наша позиция была услышана и учтена, когда президент и Кабмин принимали решение об отзыве из ВР проекта пенсионной реформы, подготовленной услужливым Тигипко по страшным рецептам Международного валютного фонда.
Сегодня крайне важно объединить протестные усилия всех работников наемного труда и пенсионеров, профсоюзов и общественных организаций, чтобы поддержать позицию протеста единственной в Верховной Раде партии трудящихся — КПУ — против всесилия национальных олигархов и их зарубежных партнеров — транснациональных корпораций, желающих окончательно дограбить Украину и использующих как таран меморандумы МВФ.
Компартия не выступает против реформ, крайне необходимых для нашей страны. Компартия выступает против таких реформ, которые ухудшают жизнь простого человека и создают почву для сверхобогащения кучки миллиардеров и высших государственных чиновников. Мы не просто критикуем коммунальную реформу и Жилищный кодекс, мы предлагаем свой план реформы этой жизненно важной для миллионов людей отрасли хозяйства. Реформы честной, справедливой и прозрачной.
КРИТИЧЕСКАЯ ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась во многом из-за полного ухода государства из этой сферы. Прежде всего это выразилось в резком снижении финансирования отрасли, отсутствии видения перспектив и практического плана реформ. Сменяющие друг друга у власти буржуазные партии за 20 лет палец о палец не ударили, чтобы спасти отрасль. Страна “донашивает” остатки советского коммунального хозяйства. Жилищный фонд изношен более чем на 45%, внутридомовые сети — более чем на 65%. Катастрофическое положение сложилось в коммунальной теплоэнергетике и водоснабжении — сети и оборудование в два раза пережили сроки амортизации, разрушены более чем на 80%.
Сегодня “реформаторы” из Кабмина, как в насмешку, обращаются к народу с телеэкранов, мол, “наши реформы правильные”, “ничего лучшего не придумать”. И с улыбкой спрашивают: а какие, собственно говоря, у людей могут быть другие предложения? Как можно иначе реформировать ЖКХ, кроме как сбросить заботу о разрушающихся домах самим жильцам? С первого раза даже не понять — или это просто насмешка над людьми, или “реформаторы” действительно ничего не знают о зарубежном опыте, поскольку, кроме Куршавеля и Багамских островов, нигде и не бывали.
В ответах на вопросы “Как реформировать ЖКХ?” не нужно изобретать велосипед. Есть реальный мировой опыт постсоветских стран, где власть, получив целевые международные кредиты, не разворовала их, не потратила на проедание или поддержку частных банков, а полностью вложила в реформу ЖКХ. Во многих странах Восточной Европы выбрали правильный путь: сначала реализовали бюджетную государственную программу (часто на кредитной основе), в рамках которой был отремонтирован и утеплен каждый коммунальный дом, в нем менялись коммуникации, капитально ремонтировались крыши. И только после этого дома в обновленном и жилом состоянии передавались жильцам.
Это справедливый и правильный подход, которого требуют коммунисты — сначала государство должно за бюджетные или заемные средства восстановить и обновить жилой фонд, сделать его пригодным к эксплуатации, а уж потом передавать дома в ведение ОСМД. Более того, за счет государственной бюджетной программы внедрения энергосберегающих технологий, замены внутридомовых сетей на пластиковые и оцинкованные трубы, установки счетчиков воды и тепла власть обязана снизить будущие затраты жильцов на содержание дома, не повышать, а удерживать или даже уменьшать коммунальные тарифы. Вот это будет настоящая реформа ЖКХ — честная и справедливая.
А что происходит у нас? А у нас власть, от Тимошенко до Тигипко включительно, с легкостью необыкновенной согласилась на кабальные условия МВФ и в обмен на кредиты подписала смертный приговор коммунальной сфере. Кредиты МВФ не идут на модернизацию ЖКХ, они обогащают богатых. А затраты на реконструкцию жилого фонда и коммунального хозяйства “реформаторы” перекладывают на плечи бедных — для них повышают тарифы, вводят пеню и цинично предлагают забирать полуразрушенное жилье в собственность ОСМД, мол, сами себя и обслуживайте, и за свои деньги проводите реконструкцию. А если дом рухнет от старости и ветхости, то это проблема не власти, а самих жильцов. Вот такой цинизм и полное отсутствие государственного подхода.
А ведь от такой комплексной государственной программы реконструкции жилья и предприятий жизнеобеспечения ЖКХ за деньги бюджета страна получила бы тройную выгоду. Во-первых, международные кредиты не проедались бы, а вкладывались в улучшение условий жизни для миллионов людей. Во-вторых, такая программа дала бы работу и зарплату сотням тысяч украинцев — трубы выпускают наши отечественные предприятия, материалы для утепления стен и ремонта крыш производятся в Украине, строители и ремонтники — это наши трудящиеся. В-третьих, программа реконструкции дала бы гигантскую экономию средств, страна была бы меньше зависима от импорта газа, а жилищные тарифы для населения существенно уменьшились бы, поскольку мы все перестали бы оплачивать потери воды и тепла.
Что вместо этого предлагают нам? Предлагают то, что требует от Украины МВФ — полностью сбросить коммунальную сферу с плеч государства и передать ее в частные руки, а затраты переложить на плечи трудового народа. Вот и получается, что сегодня у нас города и поселки разрушаются не войнами и землетрясениями, а выполнением обязательств перед МВФ. Это путь в никуда, путь к страшной катастрофе. Вспомните зимний Алчевск, замороженный из-за аварии котельной. Вспомните, как при не таких уж больших морозах на прошлой неделе лихорадило Киев — авария за аварией на трассах холодной и горячей воды.
Коммунистическая партия Украины требует, чтобы в основу коммунальной реформы в нашей стране власть положила комплексную программу полной и всеобъемлющей реконструкции жилого фонда и предприятий ЖКХ за средства государственного бюджета. Такую реформу мы поддержим двумя руками.
ВТОРЫМ и самым страшным ударом для коммуналки станет ее запланированный в проекте Жилищного кодекса переход в частные руки. Экономический кризис привел к тому, что бизнес стал искать для себя новые источники сверхдоходов именно в коммунальной сфере. Наши доморощенные капиталисты не отягощены заботой об общественном интересе, их волнует прибыль сегодня, им ЖКХ отдавать нельзя. Их интересуют не программы энергосбережения или чистая вода, их интересует чистая прибыль и те миллиарды гривен, которые украинцы исправно платят за коммунальные услуги. Не случайно авторами и лоббистами проекта Жилищного кодекса выступили народные депутаты, а по совместительству — крупные бизнесмены Эдуард Прутник и Олег Адамов. Последний примечателен тем, что несколько лет работал в России, занимаясь там как раз… реформированием жилищного хозяйства.
В России, которая имеет достаточный запас “нефтяных” и “газовых” денег, коммунальная реформа проводилась в интересах не международного, а собственного капитала. Там после введения с января 2005 года нового Жилищного кодекса избранные и допущенные “озолотились”, а среди простых россиян коммунальные платежи иначе как “удавкой для народа” не называют. Пятилетний опыт работы российских частных управляющих компаний в сфере ЖКХ показал, что цены на тарифы и услуги возросли в 9,5 раза, а качество услуг стало заметно хуже. Людей начали принудительно выселять из квартир. В Петербурге семью прапорщика за долг в 35 000 рублей (а это меньше стоимости одного квадратного метра жилья) судебные приставы выбросили на улицу, боевые ордена и заслуги не помогли. На улице оказалась многодетная семья, которая не смогла платить за однокомнатную квартиру, в пересчете на наши деньги — 2300 гривен в месяц. Вот такой передовой опыт облегчения кошельков украинцев для обеспечения сытой жизни “избранных” собираются внедрять и у нас.
Картина будущего для простого украинца по предлагаемому Жилищному кодексу получается вполне отчетливой. При месячной просрочке по ипотечному кредиту банк может требовать твоего выселения без решения суда (статья 129 кодекса). Захотел олигарх построить на месте твоего дома супермаркет — тебя спокойно выселят к черту на кулички (статья 169). В случае банкротства ОСМД (а такие ситуации будут массовыми, ведь не имеющим опыта и знаний рядовым жильцам придется вести коммерческие расчеты с частными управляющими компаниями) многоквартирный дом вместе с земельным участком будет продан с молотка, а жильцы получат лишь остаток средств после уплаты долга. Причинами банкротства могут быть и высокие цены на газ, электричество, воду, и неуплата за коммунальные платежи бедной части жильцов дома.
Невооруженным глазом видно, что Жилищный кодекс в том виде, в котором он предлагается, это изложенная под видом закона предельно циничная бизнес-схема по ограблению населения. Следуя ее логике, каждый дом обязан будет заключить договор с “исполнителем услуг по управлению жильем”. Компании, среди которых можно будет выбирать, должен утвердить Кабмин по каким-то своим критериям. Очевидно, что “исполнители” будут набираться из своих. И квалификационным условиям будут соответствовать только “нужные” компании. И никаких услуг, по большому счету, предоставлять они не будут. Люди получат на свою шею паразитов-посредников. Этот посредник на условиях субподряда станет нанимать тех же коммунальщиков, обслуживающих нас сегодня. Те же жэковские работники за минимальную зарплату так же некачественно будут менять трубы, чинить крыши и ремонтировать подъезды, как они это делают и сегодня.
Все складывается в цепочку для ушлых бизнесменов — у них будут свои жилые микрорайоны, свои банки, свои школы для управляющих домами и даже свой карательный орган — жилищная инспекция, которая, не удивляйтесь, получит права беспрепятственного доступа в квартиры граждан больше, чем милиция и прокуратура.
Этот кодекс не только антинароден, но и прямо нарушает Конституцию Украины. Главное юридическое управление Верховной Рады официально заявило, что проект Жилищного кодекса “по многим позициям нарушает гарантированные Конституцией Украины права граждан, противоречит ей и ныне действующему законодательству”. И, невзирая на это, большой бизнес через свои партии-лоббисты в ВР проталкивает кодекс через Верховную Раду. А помогает им в этом “добрый дядюшка” МВФ.
Еще раз подчеркну, что коммунисты четко заявили свою позицию о том, что Жилищный кодекс в такой редакции не может быть принят. Значит, надо бороться, чтобы здравый смысл и социальная справедливость взяли верх. А для этого фракции КПУ в ВР нужна всенародная поддержка. У всех — у работников наемного труда, у пенсионеров, у представителей малого бизнеса и предпринимательства — в этом вопросе интересы едины, мы хотим жить в хорошем теплом доме, получать качественные услуги, быть спокойными за то, что наша квартира принадлежит нам и нашим детям. Значит, всем нам нужно объединяться, чтобы отстаивать свое конституционное право на жилье. А буржуазные партии, как бы они ни назывались, кем бы они сегодня ни были — властью или оппозицией, как показывает опыт, они обслуживают интересы не народа, а своих спонсоров из большого бизнеса.
МЫ УЖЕ говорили о том, что, во-первых, государство не должно бросать коммунальную сферу на произвол судьбы, без государственных ресурсов и возможностей ни один частник проблему модернизации коммунальной инфраструктуры не вытянет. Во-вторых, коммунальная сфера не должна быть источником наживы, а права людей на жилье должны быть незыблемыми.
В-третьих, партнерами справедливого государства в контроле за жизнедеятельностью ЖКХ должны стать сами люди. Не бесправными плательщиками “за услуги жэка”, за неработающий лифт, за текущие крыши и трубы, а контролерами качества. Это право может быть реализовано через местное самоуправление и самоорганизацию граждан, наделенных не только формальными правами, но и финансовыми возможностями.
Жизнь за 20 постсоветских лет подтвердила правоту коммунистов. В ЖКХ, как и во многих других отраслях, “рыночные отношения” ничего не отрегулировали и не улучшили, наоборот — обострили проблемы. И в жилищно-коммунальном хозяйстве мы стоим перед точкой невозврата, отступать, как говорится, некуда.
Компартия Украины требует законодательно установить норму о том, что отрасль ЖКХ не является сферой коммерческих интересов, что все доходы от эксплуатации жилого фонда должны идти не в прибыль кому-то, а только на обслуживание, ремонт и реконструкцию жилого фонда и коммунального хозяйства. Иначе мы обречены на непрерывный рост цен, при этом жить будем в тех же разваливающихся хрущевках, а платить за них придется, как за дворец.
При нынешней системе цено- и тарифообразования предприятия ЖКХ абсолютно не заинтересованы в снижении тарифов и в модернизации, ведь в производство услуг закладываются все валовые расходы, а точнее, все потери. Чем они выше, тем больше платежи и прибыли предприятия. Во Франции производители тепла и электроэнергии вообще имеют нулевую рентабельность и зарабатывают на разнице между себестоимостью продукта и величиной тарифа. Причем чем большей будет эта разница, тем более новым и современным будет само производство. Таким образом французские компании оснащаются новейшими экономичными технологиями. А у нас до сегодняшнего дня власть не может, а правильнее сказать — не хочет даже освободить сферу ЖКХ от мутного и алчного налога НДС.
Сутью жилищно-коммунальной реформы должно быть не повышение коммунальных тарифов, а сокращение издержек на эксплуатацию жилья и социальных объектов. Попросту говоря, надо решать проблемы текущих труб, энергосбережения, эффективного использования ресурсов, а не вытряхивать кошельки граждан. Плата населения за услуги ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.
Если же вести речь об управляющих компаниях, то они должны быть государственными или муниципальными. Можно рассмотреть вопрос о том, что вместо частных компаний-посредников коммунальные платежи могут собирать ОСМД или ТОСы (территориальное общественное самоуправление). Главная идея ТОСа состоит в обеспечении прозрачности сбора и использования коммунальных платежей. В отличие от частных управляющих компаний, они не могут быть заинтересованы в высокой прибыли, так как существуют за счет накоплений их участников. В отличие от нынешних жэков, такие общественные объединения заинтересованы в разумном расходовании средств жильцов, в высоком качестве услуг. Они не “осваивают средства”, а разумно и открыто их используют на нужды дома.
На государственном уровне требуется сделать то, о чем уже несколько лет подряд настойчиво говорит Компартия — обнародовать и публично объяснить все составляющие всех тарифов, централизованно регламентируемых НКРЭ. Народ, который платит по этим тарифам, должен знать: почему дома отапливаются не дешевым украинским, а дорогим российским газом? Какую прибыль от этих тарифов получают частные облэнерго, частные газопоставляющие компании? Какие затраты на бесхозяйственность и разгильдяйство закладывают в тариф коммунальные жэки и водоканалы?
Почему профильное министерство и госкомиссии игнорируют требования КПУ? Ответ очень прост. Когда эти цифры будут обнародованы, люди сразу увидят и поймут главное: система грабежа в ЖКХ существует и сильна тем, что все здесь повязаны одной веревочкой снизу доверху. И, что самое страшное, системе выгодно, чтобы коммунальное хозяйство было плохим, ведь чем хуже, скажем, трубы, тем больше бюджетных денег можно постоянно просить и “осваивать” на их ремонт. А чем больше денег выделяют, тем больше их прилипает к рукам многочисленных чиновников. Органы контроля сегодня говорят уже о том, что уровень “откатов” за освоение бюджетных средств в ЖКХ возрос до 40%. Как же им всем не держаться двумя руками за эту кормушку?!
Компартия Украины уверена в том, что систему круговой поруки, построенную на бесконтрольной трате бюджетных денег в ЖКХ и на бессовестном обворовывании народа путем безосновательного повышения тарифов, нужно немедленно ломать. Но мы прекрасно понимаем, что сломать такую самодостаточную систему грабежа можно только тогда, когда принципиальная позиция фракции КПУ в Верховной Раде получит массовую поддержку народа.
В этом и заключается суть текущего момента для Компартии, для наших активистов на местах, для миллионов простых людей — нам нужно объединять свои протестные усилия для того, чтобы остановить курс на грабительские “реформы”, написанные под диктовку мирового капитала, олицетворяемого в виде меморандумов МВФ для Украины, написанные в интересах доморощенных капиталистов, надеющихся нагреть руки и набить кошельки на народном горе.
Коммунистическая партия Украины — единственная парламентская партия страны, отстаивающая коренные интересы трудящихся. Вместе с народом мы та сила, которая может остановить губительные для простых людей и для Украины в целом “реформы имени МВФ”.