По жителям Владивостока ударят «автобусным пиаром»
Проведению саммита АТЭС во Владивостоке угрожает очередная опасность. В этот раз в неготовности к приему высокопоставленных гостей уличили автобусы . Качество обслуживания в общественном транспорте Приморья, и Владивостока в частности, остается на очень низком уровне, и в такой ситуации достойная встреча иностранных делегаций невозможна. В свою очередь, транспортные компании уже нашли решение этой проблемы – для того, чтобы привести к мировому уровню качество пассажирских перевозок необходимо сначала поднять стоимость проезда для приморцев. При этом один-два рубля ситуацию не решат – необходимо повышение тарифа не менее чем до 15 рублей.
Повышение тарифа стало самым острым вопросом круглого стола «Качество транспортного обслуживания населения». В мероприятии приняли участие представители «транспортных» подразделений администраций Приморского края, Владивостока и Артема, депутаты Думы Владивостока, представители автотранспортных компаний, СМИ.
Угрозу саммиту АТЭС, исходящую от пассажирских автобусов, увидел председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока Игорь ЧЕМЕРИС, который и стал одним из инициаторов данного мероприятия. Как заявил депутат в ходе круглого стола, принимать высокопоставленных гостей с такими автобусами невозможно, и в скором времени может быть принято «волевое» решение просто создать муниципальное предприятие, которое сможет оказывать достойный уровень услуг. Причина, по которой Игорю Чемерису неприятна идея создания муниципального предприятия, неизвестна, но объяснять непопулярные меры, вроде повышения цен, саммитом АТЭС, похоже, уже вошло в моду.
« Мы должны четко понимать, что мы получаем взамен, если повышается тариф. Если просто проведем автоматическое повышение тарифа, то люди нас не поймут ». По словам депутата, при повышении тарифа необходимо потребовать от перевозчиков значительного улучшения качества услуг.
Примечательно, что Чемерис не первый раз поднимает вопрос о повышении стоимости проезда в общественном транспорте. В частности, совсем недавно аналогичное предложение было выдвинуто депутатом на заседании его комитета. На заседании была озвучена и цифра, до которой необходимо поднять цену за проезд – до 15-17 рублей. Однако Игорь Чемерис не имеет полномочий принимать решения о повышении тарифов – это делает департамент края по тарифам (ровно как депутат и не имеет полномочий потом спросить с транспортников за плохое качество). Отметим, что депутат-единоросс близок транспортному бизнесу, поскольку долгое время являлся руководителем некоммерческой ассоциации перевозчиков города Артема. А до этого он был президентом Ассоциации Игорного бизнеса Приморского края, то есть является «лоббистом приморского разлива со стажем».
Напомним, последний раз тариф на пассажирские перевозки поднимался в 2008 году. Тогда повышение стоимости проезда в общественном автотранспорте мотивировалось резким скачком цен на топливо. В течение последних двух лет транспортные компании неоднократно подавали заявки в департамент по тарифам администрации Приморского края, однако, им было отказано из-за недоказанности экономического обоснования повышения цен на проезд в автобусах.
Повышение стоимости проезда поддержали также представители администрации Приморского края, города Артема, и, естественно, руководители автотранспортных предприятий. Таким образом, департамент по тарифам, отстаивающий действующие цены на основании объективных расчетов, оказался в меньшинстве. Как сообщил в ходе мероприятия начальник отдела транспорта и связи администрации Артемовского городского округа Евгений ЗАКРЕПА, администрация Артема рассчитывает на увеличение стоимости проезда, что позволит закупать новые автобусы, а также оснащать их системой Глонасс. По словам начальника департамента промышленности и транспорта Приморского края Игоря Хрущева, приморские власти готовы пересмотреть повышение тарифа, однако, если компании предоставят инвестиционные программы развития, предусмотрят покупку новых автобусов.
По результатам мероприятия резолюция, содержащая, в том числе и предложения повысить тарифы, была направлена руководству администрации Приморского края. То есть, по мнению участников круглого стола, вопрос о повышении тарифов уже почти решен.
Желание поднять тариф на пассажирские перевозки со стороны транспортных компаний понятно и даже не нуждается в объяснении. Желание поднять тариф профильных управлений муниципальных образований тоже объяснимо – выделять деньги на развитие транспортной отрасли из бюджета того же Артема, и без того дефицитного, практически невозможно. Непонятен интерес некоторых депутатов городской Думы к повышению стоимости проезда (хотя они, как народные избранники, вроде бы должны быть «против»), но это не так важно.
Как сообщили в ходе круглого стола представители департамента по тарифам администрации Приморского края, тарифы не пересматривались с 2008 года, так как транспортные компании не могли обосновать экономическую целесообразность повышения цены проезда в автобусах. Так, в 2008 году тариф был повышен до 11 рублей из-за резкого скачка цен на топливо. И в тариф 11 рублей была заложена цена топлива в размере почти 27 рублей за литр. Однако к началу 2009 года цены на бензин и ДТ значительно снизились, и стоимость топлива в течение 2009-2010 годов держалась на уровне не более 23 рублей за литр. Сэкономленные средства перевозчики могли использовать на свое усмотрение, кроме того, в тариф всегда закладывается прибыль в размере 10%.
Другими словами, в Приморье повышение тарифа на пассажирские перевозки к улучшению качества пока не приводило. И гарантии, что «сейчас не получится как тогда», нет.
Ее действительно нет, по крайней мере, о «какой-то гарантии» на мероприятии не говорилось. Как ни странно, но, несмотря на заявленную тему «Качество обслуживания…» конкретных механизмов повышения качества не обсуждалось. Вернее говорилось об одном «механизме» – инвестиционных программах, которые должны предоставить транспортники, но как выяснилось, такие программы – под большим вопросом, к примеру, во Владивостоке автотранспортные предприятия никаких программ предоставить просто не в состоянии .
По словам начальника управления транспорта администрации Владивостока Максима МОЛЧАНОВА, инвестиционные программы должны были готовить сами перевозчики, однако, только две компании провели подобную работу. Причина проста – только 30% автотранспортных предприятий работают, раскрывая свои доходы, зарплаты сотрудников и финансовые потоки. Как сказал Молчанов, «О каких инвестиционных программах может идти речь, если они в полной мере даже не предоставляют финансовую отчетность?».
Не понятно, как будет контролироваться качество работы перевозчиков, когда даже не возможно проконтролировать соблюдение автобусниками законодательства, хотя бы того же Налогового кодекса. Потребовать, как утверждает Чемерис, от них, конечно, чего-то можно, но исполнение в такой ситуации остается под большим вопросом.
«Если мы повышаем тариф, то нужно учесть, что водители должны быть в опрятной одежде, вежливые, не должно быть накурено, не должна играть блатная музыка », — считает Игорь Чемерис. Каким образом депутат увязал тариф с блатной музыкой в автобусах, непонятно. Вообще перечисленные народным избранником беды можно решить, не поднимая цену на проезд в общественном транспорте. Например, курение в общественном транспорте и так запрещено законом, так как автобус – общественное место, и тут уже вопрос к милиции-полиции, а не к ценам на проезд. Решение этих проблем требует конкретных мер городских властей, но никак не повышения тарифа.
Однако, транспортники объясняют такое поведение своих водителей тем, что собственники предприятий не имеют возможности платить достойную заработную плату из-за низкой стоимости проезда. Около половины водителей автобусов в Приморье – граждане Киргизии, Армении, Таджикистана, Узбекистана, квалификация и даже знание русского языка которых оставляют желать лучшего. Однако, как выяснилось на круглом столе, зарплаты у них не меньше, чем у остальных приморцев.
О «низких зарплатах» водителей автобусов рассказал один из представителей отрасли, которому дали слово на круглом столе. По его словам, средняя зарплата 18-20 тыс. рублей (что соответствует средней по краю зарплате), а чтобы заработать 45 тысяч – нужно выполнить некий «полный план», который составляет 145 часов. Это, кстати, меньше, чем норма рабочих часов на оклад офисного работника (200 часов).
Как сообщил РИА «Дейта» в кулуарах мероприятия один из представителей транспортного бизнеса, «транспортники лукавят, когда говорят о своем бедственном положении. «Гастарбайтеры» — порождение экономии и жадности, а никак не низкого тарифа. Да, у меня работник получает 12 тыс. рублей, но он работает для этого 5-7 дней, и, по-моему, это достойно».
Получается, что решение проблем качества повышения тарифа не требует. Скорее, оно требует действий власти, направленных на контроль над работой автобусников. Складывается впечатление, что настоящая цель мероприятия – убедить краевые власти и власти города Владивостока поддержать повышение стоимости проезда в обмен на обещание «улучшить качество».
Это подтверждается и составом участников круглого стола, которые все (кроме департамента по тарифам) говорили о необходимости увеличения цены за проезд. Так, не были приглашены независимые экономисты (например, те, которые делали исследование пассажиропотока во Владивостоке), которые могли дать свою оценку обоснованности тарифа. Не были также приглашены представители общественных объединений, имеющих право высказаться по социально острому вопросу, и даже глава комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы Владивостока Людмила Талабаева, которая присутствовала на круглом столе, ничего не сказала о влиянии повышении стоимости проезда на социально незащищенные слои населения.
По словам политологов, ответственность за непопулярные меры ложится всегда на непосредственное руководство города или региона . Другими словами, если поднимается стоимость проезда в автобусах, население традиционно винит мэра. А о некоторых депутатах той же Думы города, проводящих «круглые столы» по острой тематике, вряд ли кто-то вспомнит. Зато обещания об улучшении качества, сделанные, в том числе, перед камерами и диктофонами многих СМИ, очень хороши для самопиара. Особенно если конкретных действий от самого «обещающего» не требуется, так как организация работы транспорта – не его полномочия, а конкретных механизмов по контролю не оговорено. Механизмов, которые в том числе, и предусматривали ответственность за невыполнение обещаний.