Построим все… Если найдем, на что
Подобно тому, как Германия в конце XIX — начале XX века совершила экономический прорыв благодаря строительству железных дорог, Украина в начале XXI столетия связывает надежды на рост экономики с размораживанием строительной отрасли. Кабмин собирается завершить долгострои и вывести на индустриальные рельсы возведение нового жилья. Осталось найти ответ на непраздный вопрос: где взять деньги?
Строительная сфера Украины пребывает в застое. Финансовый кризис подрезал ей крылья буквально на взлете, поэтому уже который год ее показатели продолжают разочаровывать. Госслужба статистики подсчитала: в 2012 г. произведены строительные работы на общую сумму 62,3 млрд. грн., что составляет 86,2% от объемов 2011 г. То есть падение 13,8%. За последние годы рост наблюдался только в 2011-м, когда показатели повысились на 11,1% по сравнению с 2010 годом. Но за это нужно сказать спасибо Евро-2012, под которое строили стадионы и аэропорты, дороги и отели. При этом на докризисный уровень отрасль вернуться все равно не смогла. Хотя именно с возрождением строительства Киев связывает надежды на подъем экономики. Что вполне логично, если вспомнить историю.
Несвежий, но весьма показательный пример: Германия в конце XXI — начале XX века. Страна смогла поднять экономику благодаря строительству железных дорог, которое требовало громадного количества товаров тяжелой индустрии и машиностроения — каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т. п. Чтобы удовлетворить растущие потребности, семимильными шагами развивалась горнозаводская и машиностроительная промышленность. И к 1911 году Германия стала крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования. Плюс строительство подтолкнуло развитие банковского кредитования и эмиссию ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. Оно также ускорило процесс разложения крестьянского хозяйства и вытеснения домашних промыслов, благодаря чему заметно расширился круг потребителей промышленных товаров, например, хлопчатобумажных тканей. Железные дороги в десятки раз удешевили перевозку товаров на дальние расстояния, что способствовало бурному развитию торгового капитала и легкой промышленности. В итоге в Германии, как и в США, быстрое развитие тяжелых отраслей промышленности стало основой подъема экономики. За 25 лет, предшествовавших Первой мировой войне, объем промышленного производства Германии утроился. Эти высокие показатели вывели ее на второе место в мире после США и на первое в Европе.
Украине спустя столетие приходится хвататься за чужой опыт, как за спасительную соломинку, ведь перспектив мало-мальски значительных прорывов не наблюдается ни в одном из секторов экономики. Поэтому решили строить.
На минувшей неделе поднимать строительную сферу Крыма приехал вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул. Начали, как водится, с достижений. В Севастополе киевский гость провел выездное совещание на строительстве моста в районе железнодорожного вокзала. Старый путепровод, построенный в 50-х годах прошлого века, уже давно требовал реконструкции, потому как из-за его низкой пропускной способности в городе возникали часовые пробки. Новый мост начали строить в мае 2012 года, естественно, по поручению президента Украины. Мост соединит Ленинский и Нахимовский районы города, увеличив количество полос для движения автотранспорта в обоих направлениях с трех до пяти. Сейчас на нем уже установлены металлоконструкции и опоры контактной троллейбусной сети, а полностью завершить строительство планируется в апреле.
Но отдельно взятый мост хоть и необходим городу, но поднять смежные сферы экономики Украины вряд ли способен. Другое дело — строительство жилья индустриальными темпами, о чем за несколько дней до этого шла речь на расширенном заседании Кабмина в Киеве. «Для увеличения темпов строительства будут активизированы действующие программы доступного жилья и молодежного кредитования. Будет начато строительство жилья индустриальным методом», — заявил Вилкун. В прошлом году с помощью государства около 4 тыс. украинских семей смогли получить собственное жилье. «Я верю, что за несколько лет можно выйти на объемы 30 — 50 тыс. квартир в год. Это другой масштаб и другое решение вопроса», — отметил он.
Помимо масштабного жилищного строительства, правительство планирует взяться за незавершенки и долгострои, которые, по мнению киевского гостя, сдерживают социально-экономическое развитие регионов и государства в целом. В 2011 — 2012 гг. количество их в Украине сократилось на 10%, или на 1800 объектов. Остается еще около 17 тыс., из которых 8,6 тыс. объектов, или 51%, определены как требующие срочного завершения. «По этим объектам нужно разработать конкретную программу действий. Должно быть понятно, какие объекты нужно достроить, в какие сроки и за счет каких ресурсов», — говорит Александр Вилкул. Достраивать их нужно, потому что создание одного рабочего места в строительстве даст 5 рабочих мест в смежных отраслях: производстве стройматериалов, оборудования, фурнитуры. «Уже сегодня в строительстве используется порядка 70% строительных материалов отечественного производства. Наша задача — до конца года выйти на 80%. Это абсолютно реальные показатели», — считает он.
Крымские чиновники тут же взяли по козырек. «Убежден, мы выполним все задачи, которые обсуждались на последнем заседании Кабмина, на котором прорабатывался план развития страны на ближайшие годы», — заявил глава Совмина АРК Анатолий Могилев.
Правда, после таких пафосных речей трансляцию совещания в крымском правительстве для прессы прекратили. И пришлось удовлетворять интерес, читая официальные сообщения информационно-аналитического управления Совмина. Из них следует, что по состоянию на 1 января 2013 года на территории полуострова насчитывалось 1612 незавершенных объектов, в строительство которых вложено 2,5 млрд. грн. Целесообразно продолжать работы на 490 из них, что будет стоить более 3 млрд. грн.
При этом зампредседателя Совмина Азиз Абдуллаев считает, что в первую очередь необходимо направлять ресурсы на завершение социально значимых объектов. Среди них завершение строительства второго этапа объездной дороги Симферополя (пока она не стала городской из-за планов расширения границ города — ред.) и участка трассы харьковского направления протяженностью 8 км. Реализовать нужно энергосберегающий проект «Светлый Крым», который позволит в 12 раз снизить установленную электрическую мощность, в 3 раза сократить потребление электроэнергии. И построить солнечногорское водохранилище, которое обеспечит водой 26 населенных пунктов Большой Алушты. А еще реконструировать водохозяйственные объекты в системе Северо-Крымского канала, в том числе соединительный канал между Северо-Крымским каналом и Межгорным водохранилищем, а также красногвардейскую ветку, что обеспечит бесперебойным водоснабжением 87 сельских населенных пунктов, Симферополь и Севастополь. В перечне значимых объектов обустройство и ввод в эксплуатацию ранее пробуренных 44 скважин, что позволит обеспечить водой 56 сельских населенных пунктов. Необходимо завершить реконструкцию магистрального водовода Евпатории и реконструировать водовод Феодосия — Судак. «Завершение перечисленных объектов позволит решить многие насущные социально-экономические проблемы в Крыму. Более того, это станет стимулом не только для развития социальной инфраструктуры, но и повысит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность регионов Крыма», — заключил Абдуллаев.
В одном Крыму работы будут стоить несколько миллиардов, как, впрочем, и в других регионах страны. Причем все эти объекты хорошо известны киевским чиновникам, потому что возникли они не вчера. Но Кабмин зачем-то в очередной раз устраивает демонстрацию бурной деятельности, не имея реальных денег и способов проведения работ в долг. Так что, скорее всего, посчитав недострои по всей стране, правительственные чиновники ужаснутся и… отложат возрождение строительной отрасли до лучших времен. Украина ведь не только не Россия, но и не Германия.