PR-агентства: факторы выбора, сервис для клиента. Украина
По итогам опроса, проведенного в ходе рейтинга Agency Image Survey 2009, при выборе агентства клиенты в первую очередь обращают внимание на 5 основных факторов. Для 77% респондентов важен опыт агентства – по проведению кампаний и проектов для других марок и брендов. 70% опрошенных представителей компаний отметили в качестве важного критерия уровень презентаций агентства и наличие связей с партнерами. Для 61% респондентов важна репутация специалистов, работающих в агентстве, а 58% опрошенных интересуются мнением об агентстве специалистов, работающих в отрасли. И, наконец, 50% респондентов считают важным количество и качество медиа-присутствия агентства, а именно новости и другие публикации в СМИ. Являются ли аналогичные факторы важными для клиентов при выборе PR-агентства? Об этом рассказал Генеральный директор Publicity Creating Валерий Курейко.
Поскольку Publicity Creating работает на украинском рынке уже более 12 лет, видимо, вопросов по поводу наличия опыта, у Ваших потенциальных клиентов, не возникает?
12 лет на рынке, конечно, снимает целый ряд вопросов по поводу опыта и портфолио. Сегодня практически нет таких направлений бизнеса, где бы у нас не было опыта работы. И, тем более, нет таких направлений PR, ведь наша компания занимается комплексными коммуникационными программами, включающими различные инструменты и методы. Но потенциальные клиенты все равно спрашивают о реализованных проектах – в первую очередь, их интересуют компании, работающие в аналогичной отрасли, а также кейсы по решению сходных задач.
Вы знаете, все проекты и клиенты по-своему дороги, если для них работать качественно, с отдачей. В нашей практике были разные проекты: от программ участия в выставках (стенды 200-300 кв.метров, 4-5 дней костюмированное шоу, пресс- мероприятия), до информационных кампаний в СМИ, международных конференций или медиа-туров по всем ключевым регионам Украины… Небольшое мероприятие может быть не менее ответственным, чем масштабное, а отдельная акция – не менее креативной, чем годовая программа. Поэтому на таков вопрос ответить кратко – сложно.
Наверное, все же, наиболее «любимыми» являются долгосрочные комплексные программы, по решению не только репутационных, но и маркетинговых задач. С профессиональной точки зрения это очень интересно – начать работать со средней, никому не известной вне своего сегмента компанией, которая через несколько лет выходит в лидеры рынка. В таком «чудесном превращении» на самом деле много рутинной каждодневной работы – прежде всего, самой компании. Мы очень гордимся такими клиентами, потому что и наш вклад в их успехи тоже есть, и, как правило, существенный.
Речь идет скорее о «презентабельности» в самом широком смысле слова. Тут все играет роль – и качество бумаги, на которой непосредственно распечатана презентация компании, и какие фото в ней использованы, оформление и содержание кейсов, внешний вид сотрудников, которые приехали на встречу с клиентом… Очень важно сегодня «Интернет-лицо» агентства – какой у него корпоративный сайт, насколько часто обновляется, какова представленность в соцсетях, в конце концов, какую информацию выдаст поисковик при наборе названия агентства. Из всего перечисленного можно сделать много выводов по поводу общего уровня агентства, его современности, открытости.
Многие трактуют их исключительно как «наличие знакомых журналистов». Но это очень упрощенный подход. Вопрос не в журналистах, а в наличии у агентства партнерских связей для осуществления эффективного обслуживания клиента. Партнеры должны быть надежные, проверенные. Среди наших партнеров, например, оргкомитеты выставок и фестивалей, медиа-группы, информагентства, отраслевые общественные организации, а также юридические и исследовательские компании, турагентства, тренинговые центры и многие другие организации. Благодаря этому, мы можем охватить широкий спектр вопросов и решить их для клиента наиболее оптимальным образом.
Традиционно продвижение клиента охватывает маркетинговый PR и репутационный, т.е. параллельно влияем на увеличение продаж и в это же время строим имидж, постепенно вносим изменения в репутацию в нужных клиенту целевых аудиториях(ЦА).
Профессиональный уровень и репутация руководства, конечно важны, но без команды профессионалов не будет репутации агентства. Поэтому мы кропотливо строим такую команду, у нас есть определенные, довольно жесткие требования к сотрудникам. Уже сложилась определенная корпоративная культура – в компании работают люди трудолюбивые, увлеченные своим делом, ответственные. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, и для нас нет ничего «невозможного». Это постоянная «работа над собой», совершенствование подходов, расширение кругозора. В этот процесс вовлечены сегодня все сотрудники компании – от директора до офис-менеджера.
В компании введена четкая специализация, персональное закрепление за клиентами. Внедрены программы сквозного планирования и отчетности. Проводятся мозговые штурмы, тренинги, все важные вопросы обсуждаются в рабочих группах. Средний стаж работы в агентстве составляет 3-4 года. Специалисты подбираются по опыту, знанию рынка. В то же время, у нас работают и молодые специалисты. Это предоставляет возможность использовать и традиционные формы продвижения, и предложить новые подходы, с учетом новых трендов.
В целом, когда мы говорим о работе персонала, я бы провел аналогию с футболом, где одинаково важны и командная игра, и индивидуальное мастерство футболистов, а также стратегия и стиль руководства тренера. Только синтез всех этих составляющих позволяет говорить об успешной компании.
Дело в том, что у нас никогда не было «раздутого» штата и лишних людей. Поэтому сокращать никого не пришлось, количество сотрудников даже увеличилось. Просто мы ввели новые формы работы, более мобильные и гибкие. Например, есть сотрудники, работающие дистанционно, в других городах и даже странах. Стало больше работы на проектной основе. Также у нас постоянно проходят практику студенты столичных вузов – не «за красивые глаза», а за выполнение различных функций, в основном вспомогательных.
Что же касается мнения об агентствах PR-специалистов, работающих в компаниях , то здесь все очень просто: о качестве работы и уровне агентства может объективно судить лишь тот, кто с этим агентством непосредственно работал. Для этого, в общем, и существуют рекомендации клиентов.
Более объективным будет мнение руководителей отраслевых ассоциаций коммуникационного рынка, редакторов изданий, оргкомитетов выставок. Например, Publicity Creating практически все знают, более того, мы совместно организовываем мероприятия, выступаем на конференциях. Мы являемся инициатором исследований рынка, поддерживаем отраслевые рейтинги, опросы и другие формы, которые позволяют оценивать тенденции и развивать рынок.
Прежде всего – надо работать. А потом – регулярно сообщать о результатах работы: используя релизы, новости, статьи, доклады, аналитические справки, обзоры рынка, организация отраслевых мероприятий, своевременные ответы на запросы журналистов. В этом направлении я всегда говорю, что Publicity Creating – это «сапожник в сапогах». Например, у нас есть коммуникационная программа на год, есть план новостей и релизов, спланированы и другие активности. Мы делаем наших клиентов известными, как же мы сами можем оставаться неизвестными?
Это маркетинговая программа, нацеленная на клиентов – существующих и потенциальных. Конечно, мы и раньше работали с клиентом на результат. Но сегодня решение клиентских задач с конкретным результатом, и при этом по справедливой стоимости – особенно важно. Поэтому на 2010 год была принята программа, которая подразумевает ряд шагов в двух направлениях: информирование и обслуживание.
Направлять в позитивное русло и себя, и клиента. Позитив – это не просто психологический настрой, это, в конечном итоге, доход компании.