Права загонят в пластик и цифру. Станут ли водители ответственнее?

В гостях: Роман Самсонов, старший инспектор по особым поручениям отдела экзаменационной работы управления ГИБДД по городу Москве; Андрей Назаров, заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; Сергей Сергеев, начальник управления ГИБДД ГУВД по Московской области; Александр Холодов, вице-председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов».

МУРАВЬЕВ: 18 часов 12 минут в российской столице. Проект «Своими словами» в прямом эфире на частоте 99,6 MHz, на нее и настроены ваши радиоприемники. Устраивайтесь поудобнее, город стоит в пробках. Как раз сегодня будем говорить о нас с вами, дорогие автолюбители, автовладельцы, по крайней мере, те, кто умудрился сдать или не сдать экзамены в ГАИ и получить права. Хотя, на самом деле, сегодня новостей огромное количество. Естественно, главная из них – это появление полиции. Я сегодня уже общался с господином полицейским, и когда к нему обращаешься… В общем, гаишник называется так, между нами, по-прежнему, хотя их-то переименовали сначала в ГИБДД, но их продолжали называть гаишники, а сегодня стали полицейскими. В общем, когда к нему обращаешься: господин полицейский, то он начинает смущаться и улыбаться, говорит: «Ну что вы, что вы, ничего не изменилось, я такой же, как раньше». Но это – главная новость, ее только ленивый, наверное, сегодня не обсудил.

Но сегодня еще есть изменения: с 1 марта начали выдавать новые права. Те, кто сегодня получает, права нового образца и новое удостоверение соответствуют, по некоторым данным, всем международным стандартам и имеют высокую степень защиты от подделки. Вот об этом мы сегодня и будем говорить.

Тема разговора: «Права загонят в пластик и цифру. Станут ли водители ответственнее?» Потому что, на самом деле, на сайт нам приходило сообщение от Евгения, что он не видит связи между пластиковыми правами и ответственностью водителей. На самом деле, все, что делает у нас Государственная инспекция безопасности дорожного движения, как раз и призвано сделать нас ответственнее, внимательнее и сократить смертность и травматизм на дорогах. Зачем тратить огромные деньги на изменение прав – попытаемся сегодня выяснить. Ваши истории и ваши соображения по этому поводу принимаются по телефону 65-10-996, либо на сайт – finam.fm.

Во время подготовки к сегодняшнему эфиру наши продюсеры связывались с огромным количеством сотрудников ГИБДД. Выяснилось, что они не хотят это комментировать и не могут, потому что, на самом деле, будем сейчас разбираться, идея-то бредовенькая, по-хорошему, но мы другие темы не берем, так вот, мы связались с Романом Самсоновым, он – старший инспектор по особым поручениям отдела экзаменационной работы управления ГИБДД по городу Москве. В прямой эфир выходить он отказался, но зато дал интервью по телефону. Давайте буквально две минуточки послушаем, это такой прямо всплеск полезной информации. А потом в ней будем разбираться. Итак, Роман Самсонов, старший инспектор по особым поручениям отдела экзаменационной работы управления ГИБДД по городу Москве. Пожалуйста.

САМСОНОВ: С 1 марта 2011 года подразделения ГИБДД начинают выдачу водительских удостоверений нового образца. Введение нового водительского удостоверения не предусматривает обязательной процедуры обмена ранее выданных водительских удостоверений, поскольку они будут оставаться действительными до окончания указанного в них срока. Водительское удостоверение нового образца вводится в соответствии с поправками к Конвенции о дорожном движении, которые вступили в силу с 28 марта 2006 года.

Новое водительское удостоверение полностью соответствует международным стандартам и будет признаваться действительным для управления транспортными средствами на территории 140 стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении 1968 года. В отличие от ранее выдаваемых водительских удостоверений новый документ имеет ряд существенных преимуществ, в том числе повышенную степень защищенности от подделок и специальный штрих-код, который позволит ускорить процедуру его проверки. Обозначение категорий транспортных средств сопровождается специальными пиктограммами, которые облегчают прочтение этого документа при участии в международном движении. Каждая разрешенная категория транспортных средств будет обозначена датой открытия и датой окончания срока действия. Предусмотрены специальные места для нанесения установленных законодательством ограничений к управлению транспортными средствами. Кроме того гражданам не нужно будет предоставлять фотографии для оформления водительского удостоверения нового поколения. Процесс фотографирования уже входит в процедуру оформления водительского удостоверения. И, в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины за выдачу такого удостоверения составит 800 рублей. Мы подписали соглашение о поправках к Конвенции о дорожном движении, и они вступают в силу 28 марта. Поэтому до этого срока мы должны привести свое законодательство и свои документы в соответствие с международными стандартами.

МУРАВЬЕВ: Это был Роман Самсонов, старший инспектор по особым поручениям отдела экзаменационной работы управления ГИБДД по городу Москве. Итак, мы услышали про поправки в какие-то конвенции, будем разбираться, что это такое. В 140 странах можно будет ездить с новыми правами, для тех, кто получит новые права, и бежать сейчас в МОТОТРЭР менять свои права, у кого-то пластиковые карточки, у кого-то ламинированная бумажка (у меня бумажка ламинированная), необязательно. Они защищены от подделок.

В общем, жить буквально станет веселее и лучше. И ко всему этому, ко всему сказанному, Игорь нам пишет на сайте finam.fm: «Вы смотрели образец? Там только на русском языке и убогим транслитом. Как это объяснять в тех прокатных конторах всех стран, где по нашим водительским удостоверениям дают машины?» Это на самом деле вопрос. Но там еще есть интересные подробности, то есть пиктограммы, то есть каждое транспортное средство, различных категорий – А, В, С, D и так далее – будет нарисовано, для того чтобы упростить прочтение прав. То есть если сотрудник ГИБДД, видимо, не знает алфавит, тогда там нарисовано, чем и кто может управлять. Видимо, для этого. Более того, на новые права можно будет фотографироваться в шапке, если этого требуют религиозные воззрения, в любом головном уборе, в платке, лишь бы не скрывать овал лица. И можно в очках, но не солнцезащитных. Зачем все это нужно, тем более, что на все это придется потратить огромное количество средств. Сегодня, например, по стране, уже 1 марта, то есть сегодня выдано порядка 4 миллионов прав нового образца. То есть, это стоило огромных денег, естественно, не все подразделения готовы к тому, чтобы выдавать эти права, потому что их просто не хватило, многие не оборудованы. Также будет на этих правах штрих-код, о чем нам сказал уже сотрудник ГИБДД, в котором будет зашифрована информация. Учитывая, что 35% населения страны только имеет доступ к Интернету, мне кажется, что это будет работать не очень. Сейчас наши продюсеры связываются с нашим первым гостем, эти вопросы мы переадресуем ему.

Сейчас немножко истории, на самом деле, любопытной. Дело в том, что первые водительские права в нашей стране были выданы в 1900 году, документ был введен постановлением Санкт-Петербургского градоначальника и назывался «О порядке пассажирского движения на автомобиле». Дореволюционные права содержали сведения об их владельце и фотографию, для их получения уже нужно было сдавать экзамены, причем проверялось не только умение водить машину, но и знание городской географии. То есть если не ориентируешься в городе, то и ничего водить не сможешь.

А в октябре 1909 года в числе 12 государств Россия подписала международную Конвенцию Парижской конференции по урегулированию автомобильного движения, которая выработала общие правила езды по дорогам на автомобилях. И уже тогда был введен возрастной ценз на управление автомобилем – 18 лет. И устанавливался запрет на использование звуковых сигналов в населенных пунктах, регулировались правила обгона, проезда перекрестков, и так далее. То есть, по сути, появились первые какие-то правила дорожного движения. Кстати, именно поэтому на тех международных правах, которые нужно было получать к старым, к существующим до 1 марта 2011 года, там было написано по-французски, не по-английски. Я, конечно, понимаю, что Конвенция была подписана во Франции, но все-таки международный язык у нас английский. Но тем не менее.

В 1914 году было принято обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при городской управе. Такие испытания проводились 4 раза в месяц специальной комиссией. То есть, все получали скопом. При положительном результате выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля, право вождения которого предоставлялось шоферу.

В 1923 году уже было утверждено «Свидетельство на право управления экипажем» – оно называлось, и имело три категории. Высшая категория предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль.

В 1936 году начали выдавать водительские удостоверения органы внутренних дел. И эти водительские удостоверения вот тогда приобрели единую форму, назывались «Удостоверение шофера».

И в 1956 году Госавтоинспекция получила право лишать водительского удостоверения за нарушение правил дорожного движения.

И в 1968 году, о чем мы уже сегодня слышали, СССР подписало Международную Венскую конвенцию о дорожном движении.

В начале 1970-х годов конвенция была дополнена, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. Тогда же были введены пять категорий водительских прав, каждое из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.

В 1999 году ввели новый образец водительских прав, который был видоизменен. И сейчас в России ходят, на самом деле, два варианта водительских удостоверений: это пластиковая карточка и бумажка ламинированная. Но теперь все это дело привели к единому стандарту. Андрей Назаров к нам присоединяется, заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Андрей Геннадьевич, добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Андрей Геннадьевич, скажите, пожалуйста, зачем действительно нужно было начинать всю эту, простите за свои слова, катавасию с заменой прав, выделять огромные средства, оснащать сотрудников ДПС новыми приборами для считывания штрих-кода? Что наболело, и что должно измениться?

НАЗАРОВ: Главная задача – это для того, чтобы привести к международным стандартам. Как вы знаете, с 28 марта 2006 года вступили в силу поправки к Конвенции о дорожном движении 1968 года, они касаются требований к национальному водительскому удостоверению.

НАЗАРОВ: Поэтому главное преимущество будет нового удостоверения, то, что они будут, на самом деле, международными удостоверениями, и, соответственно, могут использоваться по всему миру.

МУРАВЬЕВ: Но у нас была практика получения, к нашим национальным водительским правам мы получали еще, по сути, одни права, позволяли в Европе взять машину напрокат, например. Но в Европе, на самом деле, машину напрокат можно было, в некоторых странах, в некоторых компаниях, взять и по нашим обычным национальным правам, потому что там по-французски сверху написано, и можно было взять машину, но европейцы просто не знали, что у нас есть еще одни права. И зачем тогда пластик, тем более, вот Вадим нам написал на сайт finam.fm, что он видел эти самые права нового образца, я прошу прощения за нашего радиослушателя, но цитирую дословно: «По качеству они хуже туалетной бумаги. Это позорище». Как вы прокомментируете?

НАЗАРОВ: Ну, вы знаете, на самом деле, я комментирую со стороны закона, почему это сделано и в чем эта логика. И хотел бы сказать, что главная задача – это привести в соответствие. И задача – это пластиковая карточка со специальным штрих-кодом, все туда заложено, о водителе информация, о дате выдачи, чтобы не было подделок. Поэтому те права, которые есть, он сейчас не изымаются, они до конца срока, который определен, будут действовать.

НАЗАРОВ: А потом, они все-таки должны быть едиными для всего мира, те, кто присоединились к Конвенции. И мне кажется, совершенно логично. Качество этих прав я еще пока не видел, но думаю, что они будут на уровне, во всяком случае, я уверен в этом. Хотелось бы мне в это верить, да.

МУРАВЬЕВ: Андрей Геннадьевич, на самом деле, здесь же очень важный вопрос, не то, как выглядят права, а как их выдают. Относительно выдачи этих прав что-то изменится? Или все будет по-старому, и будет такой же, на самом деле, хаос и беспредел?

НАЗАРОВ: Вы знаете, есть приказ министерства внутренних дел от 13 мая 2009 года о том, что везде должны быть оборудованы, скажем, места выдачи, для того чтобы качественно и своевременно, без всяких проблем выдавались водительские удостоверения. Во всяком случае, я перед собой держу этот приказ.

НАЗАРОВ: Здесь все подробно расписано. Если следовать букве этого приказа, то никаких проблем при выдаче не должно быть.

МУРАВЬЕВ: Я говорю, на самом деле, не о том, что кому-то не хватит или придется стоять в очереди, это как бы отдельная история. Но дело в том, что у нас огромное количество водительских удостоверений покупается. И они продаются. А что касается, например, медицинской комиссии, которую должен проходить каждый водитель, в подмосковных Люберцах эта комиссия за 700 рублей, где сидит одна тетка, и вообще ей все равно, она за 700 рублей выдает эту справку. Она находится прямо в здании МОТОТРЭР, где люди стоят в окошко и права получают.

НАЗАРОВ: К сожалению, те примеры, которые вы приводите, на самом деле, имеют место, но они и в других направлениях, с которыми мы сталкиваемся в больницах, я не знаю, в образовании, в школах, тоже такие проблемы есть. Это при этом не отменяет, что нужно получать образование или лечиться. Так и здесь. Водительские удостоверения единого мирового образца должны быть. Да, те проблемы, коррупция, которые есть, они должны искореняться, но это не имеет отношения к тем водительским удостоверениям, которые мы хотим получить, чтобы по всему миру чувствовать себя на равных с другими водителями.

МУРАВЬЕВ: Но ведь с нашими правами в некоторых странах, в Европе, в США, возникают проблемы не потому, что они как-то не так выглядят, а потому, что не доверяют, на самом деле. У меня был случай, когда мне лично в Европе отказали в прокате автомобиля, потому что у меня российское водительское удостоверение. Мне сказали: «Вы знаете, к сожалению, с таким удостоверением мы не можем вам дать», – хотя было все как положено, международное, пожалуйста, на языках.

НАЗАРОВ: Но я думаю, что как раз сейчас, когда все-таки водительское удостоверение на основании этой Конвенции уже будет выдаваться, по всем стандартам, я думаю, что таких уже проблем не будет. Если, единственное, проблемы иногда с нашей культурой и поведением, когда мы, так скажем, может быть, не так себя ведем по мнению тех, кто выдает в аренду автомобили. Может быть, только это может являться ограничением. Во всем остальном, с точки зрения закона, Конвенции, к которой мы присоединились, никаких проблем уже не будет. Но я думаю, что, на самом деле, проблемы эти уйдут в историю.

МУРАВЬЕВ: То есть, права будут выдавать новые, старые будут действовать, и, на самом деле, просто мы можем ездить в Европу, и чтобы там не было проблем. Скажите, в какую сумму обошлось это переоборудование? Нужно было заключить контракты… Вот если говорить про деньги.