Продавать проще
В середине сентября российские «Интер РАО ЕЭС» и УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (УК ОДК) заключили соглашение с General Electric (GE) о создании совместного предприятия. В городе Рыбинске Ярославской области новое СП займется сборкой промышленных газовых турбин (ГТ) GE 6FA средней мощности (77 МВт). Пуск завода стоимостью 5 млрд рублей намечен на 2013 год. Потом предприятие начнет штамповать по 14 комплектов в год. В результате деятельности завода, как обещают участники проекта, появится «бизнес с оборотом в несколько миллиардов долларов».
General Electric получает 50% акций нового предприятия, российские компании — по 25%. Роли в СП распределены следующим образом. GE осуществляет операционное управление, завозит оборудование, а позже начнет поставлять комплектующие и собирать сами турбины. «Интер РАО» станет закупать их для собственных ТЭС (установленная мощность находящихся сейчас под ее управлением электростанций в России и СНГ — около 29 тыс. МВт) и продвигать турбины GE 6FA на свободном рынке. УК ОДК предоставит для будущего сборочного цеха территорию на площадях подведомственному ей НПО «Сатурн» и попытается встроить в производственный процесс технологические возможности НПО, а также, по всей видимости, будет претендовать на последующее сервисное обслуживание устанавливаемых газовых турбин.
За полтора месяца до этого события произошло другое, привлекшее, видимо из-за скрытности участников и отпускного сезона, куда меньше внимания. В конце июля Siemens и «Силовые машины» (СМ) договорились о создании в Санкт-Петербурге СП по производству и обслуживанию больших газовых турбин (у СМ будет 35%, у Siemens — 65%). Новому предприятию перейдут активы существующего с 1991 года СП Siemens и СМ — «Интертурбо», доли в котором у компаний равные. «Интертурбо» выпускает единственную в России серийную газовую турбину большой мощности ГТ-160 по лицензии Siemens (за семь последних лет выпущен 31 агрегат). Что очень важно с точки зрения перспектив развития отечественных ГТ, уйдет в новое СП и СКБ газовых турбин Ленинградского металлического завода (филиал СМ).
Стороны не разглашают продуктовую линейку будущего СП. Впрочем, это секрет Полишинеля: очевидно, что речь идет о старой турбине ГТ-160 и ее более современной модификации ГТ-165, лицензии на производство которой уже несколько лет как выкуплены «Силовыми машинами». Отсутствие комментариев говорит о том, что кроме этих машин, скорее всего, подразумевается и выпуск ГТ SGT5–4000F мощностью 286 МВт.
Сейчас проект этого СП находится на стадии одобрения государственными антимонопольными органами России и Германии. Отметим, что попутно ФАС рассматривает соглашение о продаже немецким концерном пакета (25% плюс одна акция) «Силовых машин» в собственность компании Highstat Ltd, конечным бенефициаром которой является Алексей Мордашов , который уже контролирует более 70% российской энергомашиностроительной компании.
По всей видимости, вывод СКБ газовых турбин означает, что все перспективные разработки по этому направлению, в том числе по самостоятельно разработанной в СМ ГТ-65, будут закрыты. Уже известно, что финансирование НИОКР в области газовых турбин на следующий финансовый год не предусмотрено. Для чего бывшее СКБ «Силовых машин» новому СП?
Ответ на этот вопрос прост: даже сборочному производству необходим высокопрофессиональный департамент, ведающий, в частности, адаптацией иноязычной технической документации к нашим реалиям, занимающийся конкретными чертежами и так далее. Пригодится СКБ и для проведения различных сервисных работ — ведения обследований, выдачи заключений по ремонту и определения объемов работ. Понятно, что ни о каком R&D и создании нового высокотехнологичного оборудования говорить в условиях сборочного производства не приходится. Позже бывшее СКБ займется еще и вопросами локализации — подбором и адаптацией отдельных узлов и деталей российских компаний для удешевления производства западной турбины в целом. Да и не нужны Siemens никакие русские НИОКР. В релизе (от прямых комментариев стороны воздержались, ссылаясь на процедуру согласования в госорганах) прямо сказано: СП будет использовать новейшие конструкторские разработки и технологии Siemens и широкие производственные возможности «Силовых машин». А спецы СКБ, где когда-то были созданы первые энергетические газовые турбины в мире, разработавшие очень неплохую отечественную ГТ-65, видимо, займутся производственно-сервисной рутиной.
По словам официального представителя «Интер РАО» Николая Горелова , как раз ГТ-65 «теоретически могла бы конкурировать с 6FA, но она является новой разработкой, головной образец которой еще не введен в эксплуатацию».
Не идет речь о НИОКР и в случае второго СП. Исполнительный директор российского подразделения GE Energy Руслан Пахомов говорит, что речь идет именно о производстве, продажах и обслуживании газотурбинных установок. Понятно, что без местного инженерного центра и квалифицированных специалистов все равно не обойтись. И один из акционеров СП — УК ОДК, между прочим, на 100% государственная компания, — позаботился о том, чтобы создать на вверенной ему территории благоприятную среду для ухода немногочисленных профессионалов из НПО «Сатурн», управляемого той же ОДК, на новое сборочное производство. Дело в том, что как раз там же, в Рыбинске, находится конструкторское бюро наземного газотурбинного подразделения НПО «Сатурн», в котором разработана целая серия небольших газовых турбин для перекачки и для маленьких электростанций, а также еще одна мощная отечественная энергетическая турбина с весьма драматической судьбой — ГТ-110. Ее, к сожалению, тоже еще надо доводить (подробнее см. «Нужен национальный газотурбинный проект» в № 11 «Эксперта» за 2010 г.). По нашим сведениям, те же «Интер РАО» и УК ОДК пытаются склонить главу «Роснано» Анатолия Чубайса , который в бытность свою руководителем РАО ЕЭС многое сделал для создания этой турбины, заплатить за ее доводку и поставку в серию еще 1,5 млрд рублей. Вот только будет ли кому доводить?
Почему Siemens уходит из «Силовых машин», понятно. Российская компания достойно конкурирует с немцами, которые владеют ее блокирующим пакетом, по целому ряду продуктов — гидротурбинам, электрогенераторам, что очевидно создает конфликт интересов. Но почему СМ избавляются от газотурбинного направления, когда идет модернизация старых и строительство новых станций?
Мы не уходим из газотурбинной тематики, утверждают в тех же «Силовых машинах», и как собирали лицензионные турбины в рамках СП, так и будем собирать. Что касается разработки новой техники, то энергомашиностроители во всем мире, даже такие гигантские корпорации, как те же GE и Siemens, при разработке инновационного оборудования пользуются обязательной поддержкой государства, у СМ же в этом исключительно отрицательный опыт. Поэтому самостоятельное развитие отдельного газотурбинного направления внутри самих «Силовых машин» давно рассматривается как слишком рискованное из-за нежелания государства финансировать НИОКР и оказывать другую поддержку.
СМ здесь, увы, есть что вспомнить. В 2001 году вместе с пермским ОАО «Авиадвигатель» компания начала работу над ГТЭ-180. Бывший генеральный директор «Силовых машин» Евгений Яковлев в 2003 году оптимистично считал, что к 2007-му уже можно будет выпустить образец для стендовых испытаний, но на этапе создания технической документации проект свернули — из-за недостаточного финансирования и отказа государства и РАО ЕЭС поддержать его. Трудно шла работа и по созданию ГТ-65, разработку которой поддержал в 2008 году тогдашний генеральный директор «Мосэнерго» Анатолий Копсов . После смены хозяев «Мосэнерго» заморозило проект на стадии, когда турбина уже стояла на столичной ТЭЦ-9, и только через три года было принято решение о возобновлении испытаний. Собственно, ставка при создании 65-й как раз и делалась на замещение многочисленных устаревших паровых турбин мощностью до 110 МВт, которые можно было бы заменить без радикальной перестройки зданий энергоблоков.
После кончины РАО и ухода из НПО «Сатурн» гендиректора Юрия Ласточкина прекратилась доводка ГТ-110. Академик Олег Фаворский и его коллеги-энергетики уже много лет безуспешно пробивают программу создания национального газотурбинного проекта. В прошлом году была отвергнута инициатива создания научно-исследовательского центра энергомашиностроения — столь тяжеловесные материи не пришлись ко двору изысканного «Сколково». Между тем мы теряем последние шансы на то, чтобы остаться технологически самостоятельными в такой важной для государства сфере.
Конечно, многое упущено, самим, без освоения передового зарубежного опыта, сделать рывок в этой области уже не получится. Надо лицензировать технологии, постепенно их локализуя: в использовании накопленного опыта для последующего развития собственных технологий нет ничего зазорного — страна прошла через это в 1920–1930-х годах в период выполнения плана ГОЭЛРО. В том же Китае при создании СП обязательно оговариваются план и сроки локализации производства. Весной этого года Минпромторг утвердил «Стратегию развития энергомашиностроения РФ на 2010–2020 годы». Там одной из задач ставится «максимальная локализация на отечественных предприятиях производства оборудования энергетического машиностроения, выпускаемого по лицензиям иностранных производителей или в рамках совместных предприятий с иностранным участием». Тем не менее о программе локализации все участники теперешних альянсов говорят как о деле хотя и понятном, но совершенно неопределенном. Так не должно быть. Продавать созданное другими проще, чем заниматься разработкой собственной техники. Но к лицензированию и передаче технологий надо принуждать, оговаривая условия при создании СП, как это происходит в Китае.
Почему государство в лице того же Минпромторга не может оговорить условия и этапы локализации если не на стадии создания, то через какой-то относительно короткий период после образования СП как обязательную для существования этого предприятия программу? Чего тут стесняться? Мы боимся, что уйдут гранды-транснационалы? Никуда они не денутся — крепко подсели на наш большой, пусть и не такой огромный, как в Китае, рынок. Одновременно нужно восстанавливать собственные конструкторские и проектные подразделения, набирать молодых специалистов, чтобы, приобретя опыт и знания, самим приступить к разработке высокотехнологичного оборудования.
Наверняка специалисты дадут еще тысячу советов, которые помогут сделать так, чтобы с максимальной пользой для нашего хайтека работали такие СП.