Производство с запасом. Костанай станет автосборочным центром Казахстана и юго-востока России
«Казправда» уже сообщала о том, что проект создания центра отечественного автопромышленного комплекса в Костанае включен в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития страны. Здесь на базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» в кратчайшие сроки запущено современное машиностроительное производство – реальный пример трансферта технологий и активного вовлечения казахстанских специалистов в инновационные разработки. Оценить масштаб растущих производственных мощностей костанайские автостроители пригласили журналистов ведущих государственных газет.
Уже на подъездах к этому промышленному комплексу можно только удивляться его масштабам. В пригородах Костаная растет целый новый город автостроителей. На заводе «Костанайдизель», входящем в АО «АгромашХолдинг Казахстан», который был модернизирован семь лет назад и где сегодня идет производство современной сельхозтехники, менее чем за год возведены новые машиностроительные корпуса. Предприятие, а вместе с ним и сам город буквально на глазах превращаются в крупный автостроительный узел, международный промышленный «хаб».
АО «АгромашХолдинг Казахстан» и группа автомобильных компаний Allur Auto, активно работающие в тандеме по созданию нового промышленного центра, подошли к развитию производства по-современному системно. Территория комплекса огромна, на ней поместилось бы несколько футбольных полей. Однако здесь нет незадействованных площадок, поросших бурьяном. Технологичность, продуманная логистика заметны во всем. Справа из цехов «АгромашХолдинга» выгоняют на площадку комбайны, слева из нового цеха выезжают и выстраиваются в ряд проверенные временем джипы южнокорейского производителя SsangYong. Сейчас в Костанае собирают четыре модели внедорожников, а в начале июня начнут собирать новейший New Actyon 2011 модельного года, представленный в марте на Женевском автосалоне.
– Шесть автомобилей в день, 1 200 в год – это сегодня норма, первоначальная проектная мощность, но далеко не предел, – говорит зампредседателя правления АО «АгромашХолдинг» Серик Рахимов. – Сейчас цех позволяет в год выпускать порядка восьми тысяч автомобилей. А если использовать всю площадь, то, я думаю, и порядка ста тысяч в год не проблема.
Действительно, если присмотреться к расположению, становится понятно: производство построено, что называется, с запасом. При необходимости можно его расширять практически сколь угодно – как площади, так и схема движения комплектующих по конвейеру это предусматривают. Как отмечает Серик Рахимов, в перспективе будет развернуто еще несколько производственных площадок, где будет изготавливаться коммерческая автотехника. Также потребуются площади для размещения собственных производств комплектующих, так как местное содержание в структуре выпускаемой продукции планируется постоянно повышать.
В течение шести лет доля казахстанского содержания в конечном продукте должна дойти до 50%, а это не простая «отверточная» сборка, а полновесный машиностроительный проект. Кстати, казахстанские разработки уже активно привлекаются в производственный процесс. Автомобили модернизируются для того, чтобы соответствовать дорожным условиям страны. На заводе действует собственное опытно-конструкторское бюро, которое не только занимается адаптацией узлов подвески и трансмиссии к казахстанским дорогам, но и разрабатывает специальные комплектации внедорожников SsangYong. Созданы модификации для спасательных служб МЧС, силовых структур, коммунальщиков. Первые машины для этих служб завод уже поставил заказчикам. К примеру, недавно аким Алматы Ахметжан Есимов передал алматинскому ДВД 159 новых служебных автомашин, значительная часть из которых произведена на заводе в Костанае.
Костанайское предприятие по сборке корейских кроссоверов впечатляет уже сегодня, хотя ему предстоит еще масштабный рост. Площадка оборудована по последнему слову техники. Системы подгонки деталей и узлов кузова, установки агрегатов роботизированы. В производственных помещениях чистота, все рабочие на конвейере четко следуют установленной цепочке операций. Слесарь-сборщик Иван Иванов, с которым мы общаемся прямо на его рабочем месте, рассказывает, что техническая сторона процесса организована предельно четко. Все операции регламент расписывает по минутам, при этом к специалистам предъявляются самые строгие требования.
– Работа интересная, проработали три месяца – нам каждый раз повышают зарплату. Она вполне устраивает, – говорит Иванов.
Стоит отметить, что изначально работников для этого производства подбирали очень взыскательно. Прошедших отбор отправили на обучение, многие специалисты прошли стажировку на заводе SsangYong в Южной Корее.
Спрос на продукцию предприятия, которая соответствует мировым стандартам автомобилестроения, существует как в Казахстане, так и на пространстве Таможенного союза. И это объяснимо. Казахстанские внедорожники стоят примерно на 10 тыс. долларов дешевле собранных в Корее, при абсолютно идентичных качественных параметрах, которые контролируют специалисты из подразделения SsangYong Pyong Tech.
Здесь, у конвейера, руководитель Allur Auto Андрей Лаврентьев не скрывает своего оптимизма. По его словам, во многих автосалонах «Аллюра» очередь на эти автомобили уже сейчас расписана на месяц-два вперед. Особенно казахстанцы присматриваются к новейшим моделям 2009–2011 модельных годов, говорит Андрей Сергеевич. И это можно понять. Продукция этой корейской марки, по оценкам отечественных экспертов, по качеству и надежности сейчас находится на уровне ведущих японских и европейских производителей.
Соотношение оптимальной цены и высокого качества – именно этим и объясняется неуклонный рост продаж. И казахстанский потребитель, очевидно, также оценил эти преимущества. По прогнозу специалистов из Allur Auto, после отмены с 1 июля льготных пошлин на ввоз подержанных автомобилей спрос на продукцию казахстанского предприятия может еще значительно вырасти. Поэтому наращивание мощности производства в перспективе, о котором здесь говорят, – это не просто планы, а объективная необходимость.
Рядом с цехами по производству внедорожников SsangYong в Костанае сейчас разворачивается другой проект – совместно с крупнейшей российской автомобильной группой «Соллерс» уже в конце лета – начале осени начнется сборка проверенных временем, неприхотливых и недорогих автомобилей повышенной проходимости УАЗ. Их поставки в нашу страну для нужд армии, МВД, сельского хозяйства, служб по чрезвычайным ситуациям остаются стабильными, и потому создание новой производственной площадки на территории Таможенного союза в Костанае руководство «Соллерса» сочло оптимальным.
Об уникальном расположении центра отечественного автопрома именно в Костанае говорят как отечественные, так и российские эксперты. Именно об этом шла речь в ходе недавней беседы акима Костанайской области Сергея Кулагина с руководителем «Соллерса» Вадимом Швецовым. Костанай – идеальное место для создания автопромышленного центра страны. Отсюда одинаковое расстояние до всех наиболее значимых рынков сбыта, причем как казахстанских, так и российских. Поставка автокомплектов также обходится дешево, поскольку рядом Транссибирская магистраль. Даже оптимальная цена продукции завода – во многом результат продуманной логистики размещения производства.
– Только само расположение завода, без учета других факторов, позволило нам снизить себестоимость каждого автомобиля на 600 долларов, – говорит А. Лаврентьев.
Что ж, как убедились журналисты, для того чтобы Костанай стал масштабным центром автопрома, созданы все условия. А пока мы идем вдоль конвейера, работа которого здесь не останавливается ни на минуту. К моменту, когда только что собранную машину выкатывают к регулировочным стендам и на заправку техническими жидкостями, у начала конвейера появляется новый «голый» остов – кузов, на который предстоит установить все необходимое. К сегодняшнему дню на заводе произведено уже более 400 автомобилей, а к концу года их счет перевалит за полторы тысячи. Темпы растут. И это – только начало.