Рада президенту. Окружение Януковича выбирает свой парламент-2012
Украина доживает последние месяцы политического спокойствия. Даже лето, традиционно мёртвый для политики сезон, может обернуться несколькими значительными событиями: считается, что именно в августе огласят приговоры Юлии Тимошенко и Юрию Луценко . А уже осенью, за год до парламентских выборов, политики впадут в предвыборную лихорадку. Для того чтобы начать реализацию избирательных стратегий, разрабатывать их надо уже сейчас. Эту ситуацию прекрасно понимает власть – именно в эти дни в администрации Виктора Януковича принимают окончательное решение относительно того, какой парламент нужен президенту в 2012 году.
Сейчас политический тон в стране задаёт Администрация президента. Политсилам остаётся либо следовать ему, либо продумывать способы защиты своего результата на выборах. Однако в любом случае все партии (кроме партии власти) всё равно остаются ведомыми. Определённое представление о том, какими видит выборы в Раду Банковая, можно получить, изучив опубликованный в мае проект закона о выборах, разработанный Минюстом. Против этого проекта, кстати, резко выступили абсолютно все политсилы, кроме Партии регионов, поскольку он является калькой закона о местных выборах, который, по мнению международных экспертов, значительно сокращает демократичность избирательных процедур. Масла в огонь подливали слухи о повышении едва ли не до 5% проходного барьера в Верховную Раду. Не надо быть пророком, чтобы понять: программа-максимум для стратегов с Банковой – это конституционное большинство в парламенте. Достичь этого можно несколькими способами. Перед Администрацией президента стоит выбор: либо действовать по российскому сценарию и укрупнять партию власти, либо манипулировать Радой через сеть нескольких лояльных партий и мажоритарщиков.
Разделение выборов на одномандатную (так называемую мажоритарную) и партийную составляющие является ключевой технологией Банковой по получению контролируемого большинства в парламенте. «После возвращения мажоритарки Партии регионов не нужно выдумывать новые глобальные технологии на предстоящих выборах, – утверждает политтехнолог Сергей Гайдай. – Вспомните, как в 2002 году блок «ЗаЕдУ» набрал 12%, но имел большинство в парламенте за счёт депутатов-мажоритарщиков, избранных преимущественно на Востоке. Думаю, что в этот раз выборы пройдут по аналогичному сценарию». При этом понятно, что мажоритарщиков, которые будут выдвигаться от оппозиции, станут подавлять админресурсом – технология эта в полной мере была обкатана уже на местных выборах, когда кандидатов попросту снимали с гонки с помощью судов. Однако рассчитывать на одних мажоритарщиков (а по планам Банковой лояльных к ней депутатов-одномандатников должно быть не менее 200) всё же рискованно. Важным вопросом контроля над будущим парламентом остаётся степень лояльности к Банковой со стороны прошедших в парламент депутатов-партийцев. И вот в этом у власти пока нет единой стратегии поведения.
Источники Фокуса и в Администрации президента, и в руководстве крупных украинских партий отмечают: пока окружение президента рассматривает два противоположных сценария, при помощи которых можно получить контроль над депутатами-партийцами. Этим сценариям можно дать кодовые названия «Единая Россия» и «Парламент-2002».
Реализация первого сценария возможна в случае стабильной экономической ситуации и уверенности власти в мощи админресурса. Сейчас рейтинг Партии регионов не позволяет ей претендовать на простое большинство в парламенте. Поэтому довести результаты партии власти до 40–50% можно только при масштабных фальсификациях. Сценарий предусматривает, что Партия регионов должна будет превратиться в полноценную партию власти путём привлечения в свой список депутатов от Народной партии Литвина и «Сильной Украины» Сергея Тигипко . В случае реализации замысла процесс будет происходить под лозунгами объединения усилий по спасению страны. В партию люди Литвина и Тигипко интегрируются на ультимативных условиях, так как ни у Народной партии, ни у «Сильной Украины» сейчас нет необходимого запаса голосов для гарантированного прохождения в парламент.
Такой сценарий выгоден президентской власти тем, что объединённая и обновлённая Партия регионов, получив свои 40% голосов путём жёсткой работы административной машины на пару с лояльными к власти мажоритарщиками, захватывает весь парламентский плацдарм.
Впрочем, в украинских условиях этот сценарий может оказаться труднореализуемым. Не только из-за того, что объективное ухудшение экономической ситуации способно привести к потере управляемости государства, но и из-за позиции мажоритарных акционеров Партии регионов, которые могут не согласиться пойти на поводу у АП и наводнить свой список спущенными по указанию Банковой людьми. Кроме того, сейчас места в проходной части списка не хватает нынешним лояльным партийцам, и вряд ли регионалы придут в восторг от того, что, например, литвиновцев будут спасать за их счёт.