России нужна современная и конкурентная политическая система, и на сегодня это главный вопрос повестки дня
Кризис доверия между властью и обществом, кризис веры гражданина в то, что от него что-то зависит, может стать приговором для любых модернизационных начинаний.
Буксующая модернизация и все новые свидетельства неэффективности бюрократической машины приводят все большее число людей к мысли о необходимости современных политических институтов.
Но полемика вокруг повестки дня завтрашней России не становится менее острой. Это явственно проявилось в реакциях на последний доклад ИНСОРа.
ИНСОР исходит из другого: российское обществодостаточносовременно, развито, образовано, чтобы построить современные демократические институты в режиме диалога и компромисса, а не революций.
Во всех российских модернизациях — от допетровских времен до наших дней — государство мыслило себя единственным субъектом модернизационных процессов, оставляя всем негосударственным экономическим субъектам и обществу лишь роль исполнителя замыслов.
Чем сложнее общество, тем выше риск, что сверхцентрализованная и монополизированная власть потеряет эффективность, не услышит или не заметит новых тенденций в обществе, переусердствует в сохранении статус-кво там, где жизнь диктует необходимость перемен.
Наконец, при закрытой политике неизбежны ошибки и в формулировании решений и тем более в подаче их обществу. Урезание пособий по беременности сразу после объявления демографической политики приоритетом, введение стандартов школьного образования так, что общество из этой программы услышало только то, что физкультура обязательна, а словесность и математика — нет, регулирование любительской рыбалки так, что все рыболовы испугались, что их не пустят на любимую речку… Это лишь простейшие примеры не столько законодательного брака, сколько полной утраты властью способности слышать общество и разговаривать с ним. Кризис доверия между властью и обществом, кризис веры гражданина в то, что от него в этом государстве что-либо зависит, — это может стать приговором для любых модернизационных начинаний. Рецепт один — создавать каналы диалога и участия. Доклад ИНСОРа именно об этом: о том, как постепенно открыть эти каналы, чтобы общество научилось формулировать требования к власти, а власть — слышать общество. Меньше адмресурса с выборами и партиями, меньше давления на судью, больше воздуха местному самоуправлению, жестче спрос за коррупцию — вот первые шаги на этом пути. Нужно очень крепко прирасти ягодицами к начальственному креслу, чтобы такие меры казались экстремистскими и ультралиберальными. Или те, кто ругает доклад за экстремизм, испугались, что мы последуем совету доброжелательного критика доклада — продвигаться«к цели незаметными шагами, каждый из которых выглядит слишком мелким, чтобы вызвать беспокойство и активное противодействие»?
Экспертное сообщество рисует разные прогнозы и сценарии развития страны. Даже президент признается, что внутри правящего тандема при единой задаче по-разному видятся методы и способы достижения процветания России. Конец света? Да нет, это совершенно нормальные явления, радостное свидетельство того, что и лидеры, и граждане — нормальные живые люди.