Российские СМИ: «хлопок в шоколаде»
Те, кто читал прекрасный роман Джозефа Хеллера «Уловка-22», наверняка помнят Милоу, который занимался не столько организацией боевых действий американской летной части, сколько разнообразной коммерцией. Однажды он фатально промахнулся, скупив на корню весь урожай египетского хлопка, который потом оказался никому не нужен. И тогда его осенила идея: а почему бы не сбыть этот хлопок, кормя летчиков в подконтрольных ему столовых пирожными собственного изобретения «хлопок в шоколаде»?
По сути, все сегодняшние российские коммерческие СМИ — бумажные, радийные, телевизионные -мало чем отличаются от изобретения Милоу. Доходы они получают от рекламы, и, собственно, весь остальной контент — не более, чем «шоколад», в который заворачивают для продажи никому не нужные «зазывалки». Поскольку же умный человек воздействию рекламы мало подвержен, да и сама она у нас, мягко говоря, не нобелиатами создается, для ее эффективного потребления нужно привлекать контингент, по своему уровню интеллекта и культуры не превышающий выпускников ФЗУ. Поэтому на них, соответственно, содержание и рассчитано: бесконечные сериалы с закадровым смехом, Малахов и «Дом-2» на телевидении, глуповато-истерические диалоги диджеев на музыкальных радиостанциях и навязчиво назидательные передачи про медицинские и биржевые услуги и аэрогрили на новостных. И, разумеется, псевдоэлитарные «глянцевые» журналы и газеты с кучей рекламного спама. Печально, но этот тренд осознанно стимулирует отрицательную интеллектуальную и культурную селекцию населения, ведь идеальный потребитель — самодовольный болван.
Разумеется, в этом типе СМИ есть положительные исключения, но в массе своей они погоды не делают. Пожалуй, стоит упомянуть лишь специализированные издания — качественные новостные («Коммерсант», «Деловой Петербург») и посвященные различным хобби — от охоты и рыбалки до компьютерных игр. Конечно, там тоже есть реклама, но все-таки она не столь низкопробна, и шанс увидеть невменяемого гусляра, зазывающего в свою сетевую «матушку», невысок.
Намного выгоднее смотрятся дотационные издания, созданные не для зарабатывания денег, а для пропаганды каких-то идей — от партийных изданий до финансируемых меценатами журналов. Там,по крайней мере, заранее знаешь, какого характера информация будет, и не нужно проверять каждую статью на наличие «джинсы». Минус — тенденциозность: странно было бы ожидать, если бы «Вестник «Единой России» » написал, что у нас в городе все плохо, а газета «Справедливая Россия» — что все хорошо.
Пожалуй, лучшим на сегодня источником информации является интернет, там есть все — главное, найти более-менее универсальный и достоверный ресурс, иначе можно утонуть как в море информации, так и в океане ошибок и неточностей. И в этом смысле правильно выбранный участок блогосферы оптимален: там и новости, и аналитика, и комментарии позволят и оценить информацию с разных сторон и подтвердить или опровергнуть ее достоверность. Разумеется, в блогосферу приходят разные люди и с разными целями — попадаются и графоманы, и мучимые комплексами, и нереализованные «нарциссы», и подтип «энергетических вампиров», получающий подпитку от затеваемых здесь свар, и тиматифилы, случайно забредшие в блоги любителей Чайковского, и откровенные спамеры, и платные агитаторы — однако они, к счастью, в явном меньшинстве. Тех, кто пришел обсудить важные для общества проблемы, события, идеи (причем сделать это качественно) — все-таки много больше. И это внушает оптимизм.
Что нас ждет, какова будет эволюция СМИ? Вопрос сложный, ибо противоборствуют два мощных тренда. С одной стороны, нынешнему государству нужен легко облапошиваемый невзыскательный избиратель, а капиталу — точно такой же потребитель, посему курс на дебилизацию населения будет усиливаться, и в первую очередь — через зависимые от государства и капитала СМИ. Ведь их идеал — те, кто за вечер радостно поглощает не только ведро попкорна и бутыль колы, но и перемежаемые рекламой прокладок телеоткровения Сванидзе и разнокалиберные «сенсации». С другой стороны — думающие люди все больше будут уходить в интернет и блогосферу. Кто победит — покажет время. Если конечно, в нашем государстве не произойдет каких-либо существенных изменений, кардинально меняющих описанный здесь расклад.