Русские моряки уповают на японских правозащитников
Ситуация с российскими моряками в Южной Корее, похоже, заходит в тупик. Российская сторона фактически расписалась в своем бессилии как-то повлиять на компанию-владельца задержанного в порту Пхохан судна. Теперь морякам могут помочь только японские правоохранители.
встретиться с представителями компании-судовладельца, сообщает РИА «Новости» , и убедить их внести деньги за российских моряков.
Судно WeiHai с русскими моряками на борту в середине января столкнулось в открытом море с южнокорейской рыболовной шхуной. Двое рыбаков с этой шхуны в последствии погибли, и по прибытии в порт Пхонан корабль WeiHai оказался под арестом. Власти Южной Кореи также задержали капитана судна Андрея Темченко и его старшего помощника Константина Морозова.
19 мая прокурор потребовал приговорить Темченко к 1 году заключения, а Морозова — к 3 годам. При этом с потерпевшей стороной удалось договориться о мировом соглашении, но за это она просит 20 тысяч долларов. Естественно, таких денег у моряков не нашлось, да они и не должны платить — по идее, эти расходы на себя обязана взять компания-судовладелец. Вот тут то возникли сложности.
Судном владеет компания «Toyama Kaigai boeki shipping company» — зарегистрирована в Японии, генеральный директор — гражданин России. Судно WeiHai, в свою очередь, зарегистрировано на Виргинских островах, но ходит под флагами Монголии. Убедить такую фирму раскошелиться на выкуп за своих моряков совсем не просто. Однако у японцев есть все-таки необходимые рычаги давления — японский профсоюз может бойкотировать суда этой компании, в том числе прекратить обработку груза.
Контакт с «Toyama Kaigai boeki shipping company» с самого начала как то не задался, хотя гостиницу капитану корабля компания все же оплачивает. Старпом еще с того момента, как в январе его арестовали, содержится в одиночной камере одной из южнокорейских тюрем — это, кстати, очень серьезно может сказаться на психическом здоровье.
Консул генконсульства России в Пусане Павел Морозов заверил, что российская сторона делает все возможное, чтобы скорей решить вопрос об отправке моряков на Родину. «Государством им предоставлен адвокат и переводчик, с которыми они находятся в постоянном контакте. Условия их содержания достаточно хорошие, физическое состояние моряков нормальное, хотя стрессовая ситуация, естественно, сказывается», — приводит его слова «Общественное телевидение Приморья» .
Консул также отметил, что если судовладелец не станет выплачивать компенсацию, то уже в середине июля морякам может быть вынесен приговор. В таком случае, они вернутся домой уже после того, как отбудут назначенные судом сроки заключения.
Ситуации, когда судовладельцы бросают моряков на произвол судьбы, увы не так уж и редки. Зарегистрированная в другой стране, компания фактически становится недосягаемой, а попавшие в беду моряки в случае чего должны быть готовы рассчитывать только на себя.
Вопиющий случай произошел на Дальнем Востоке в 2009 году. Экипаж теплохода «Мадеро» застрял в южнокорейском порту Массан на несколько месяцев. В августе судну потребовался срочный ремонт — неисправность двигателя обошлась компании в кругленькую сумму, но оплачивать счета никто не торопился. Сами моряки не получали зарплату еще с июля.
Поначалу судовладельцы обещали разобраться с ситуацией, но в конце осени совсем ушли из виду и перестали отвечать на звонки, сообщает «Пятый канал» . Несколько месяцев моряки проторчали в порту на обесточенном (приходилось экономить энергию, потому что топливо было на исходе) судне, и вернулись в родной Хабаровск только в конце декабря.
Отправив письмо в Японию, РПСМ тоже не намерен сидеть сложа руки. В рамках борьбы с «удобными флагами» в июле будут проверены все суда «Toyama Kaigai boeki shipping company». В прошлом году при проверке специалисты выяснили, что на судне нет коллективного договора, регламентирующего оплату труда моряков, а также размер их страховки в случае разнообразных рисков. Если бы эти документы были на месте, дело могло бы получить совсем другой оборот.
Законодательство обязывает судоходные компании прописывать в договоре ответственность работодателя или судовладельца застраховать финансовую ответственность по защите моряков от опасности оказаться в затруднительном положении в иностранном порту, не говоря уже о жизни и здоровье моряка. Юристам еще предстоит разобраться, почему в случае с экипажем Weihai этого сделано не было.