Скромные ожидания буржуазии

Опрос, ежеквартально проводимый по заказу Европейской Бизнес Ассоциации среди ее членов (свыше 750 иностранных и отечественных компаний), показал, что крупный бизнес пока готов ждать и верить обещаниям власти провести реформы. Но последней его кредит доверия еще надо отработать.

Не секрет, что оценки серьезных инвесторов никогда не отличались радикализмом или склонностью к паникерству. Вот и на этот раз, в ходе так называемой десятой волны опроса по итогам четвертого квартала его участники проявили сдержанный оптимизм.

«Среди позитивных вещей в этом году я хотел бы отметить программу реформ нового правительства. Если бы все это произошло, было бы очень хорошо. Украина приблизилась бы к странам Центральной Европы, которые провели реформы еще в начале 90-х. Возобновление сотрудничества с МВФ — это следующий сигнал к возврату инвестиций в Украину. Третье – возвращение портфельных инвесторов, прежде всего в долговые ценные бумаги Украины… Банковский сектор тоже существенно восстановил доверие корпоративных и частных бизнес-субъектов», — отметил Томаш Фиала, новоизбранный президент правления ЕБА.

Как показал опрос, Индекс инвестиционной привлекательности Украины слегка подрос с 3,2 до 3,28 по сравнению с прошлым кварталом. Но инвесторы сразу предупредили — читать надо между строк. И тогда, как видим, прирост ожиданий аж в 0,08% за три последних месяца не выходит за рамки статистической погрешности и вряд ли заставляет ощутить гордость за реформаторов (админреформа в опросе не учитывалась. — «Главред»).

Всего с начала года основной компонент Индекса — оценка текущего инвестиционного климата — претерпел наиболее существенные изменения. Резкий скачок наблюдался в первом квартале 2010 года с 2,7 до 3,8 (на аванс новому Президенту, как видим, инвесторы не поскупились). Но на этом бонусы закончились, и далее индекс начал снижаться — до 3,6% в третьем квартале и до 3,5% — в четвертом. И небольшого (+0,08%) прироста общего показателя удалось достичь только благодаря тому, что в третьем квартале ситуация оказалась все же чуть лучше, чем ожидали инвесторы.

Рассмотрим теперь некоторые компоненты, из которых складывается рейтинг. То, что никаких ощутимых изменений в инвестиционном климате не произошло, отмечают 27% инвесторов. Небольшая группа оптимистов (7%) порадовались стабильности (22%), решению вопросов возмещения НДС (6%), улучшению налогового законодательства, отношений с Россией и стабилизации гривни — по 2% каждый. В целом, по мнению инвесторов, нынешняя ситуация все же выглядит лучше, чем в 2009 году, но это скорее ожидания, нежели то, что бизнес реально прочувствовал.

Однако и эта ложка меда тонет в бочке дегтя. Что же так пугает инвесторов в Украине? От коррупции, как оказалось, нет защиты не только «маленькому украинцу», но даже солидной корпорации, отметили 16% участников опроса.

В целом бизнесмены оценивают реформаторский потенциал новой власти весьма и весьма сдержанно, со множеством оговорок. «С одной стороны, инвесторы надлежащим образом оценили стабильность, предсказуемость и готовность правительства к реформам. С другой — опрос четко показывает, что без искоренения коррупции, устранения незаконного отношения налоговиков и таможенников к бизнесменам и внедрения прозрачной судебной системы реформы правительства НИКОГДА не принесут желаемых результатов», — отметил  Томаш Фиала.

С коллегой солидарен и Алексей Кредисов, управляющий партнер Ernst & Yong : «Решают ли реформы правительства насущные вопросы бизнеса, который создает рабочие места? Если решают, то насколько эффективно? И слышат ли реформаторы голос бизнес-сообщества? Я не уверен, что смогу позитивно ответить на эти вопросы». Инвестиционный климат в Украине, по его мнению, рассматривается как неблагоприятный не из-за высоких налогов, а из-за сложностей администрирования налогов и неравных условий ведения бизнеса (кто-то платит налоги умеренно, а кто-то их не платит вовсе). Одного желания диалога мало, нужны конкретные шаги по устранению препятствий для бизнеса, дополнил коллег руководитель агробизнеса Ханс Бестман .

Что касается сотрудничества крупного капитала с властью, которая обещала «услышать каждого», то по семи показателям представители Европейской Бизнес Ассоциации отмечают или ухудшение, или отсутствие изменений по сравнению с прошлым кварталом. А именно: борьба с коррупцией, реформа судебной системы, земельная реформа, валютное регулирование, возвращение НДС, упрощение таможенных процедур, технические барьеры в торговле. Наихудшая динамика, по сравнению с прошлым периодом, наблюдается в оценке борьбы с коррупцией и в сфере судебной реформы. Неблагоприятная ситуация также сложилась в вопросах упрощения таможенных процедур и в вопросах технических барьеров в торговле (между строк – это все та же пресловутая коррупция).

Обобщив мнения коллег, польский фармацевтический инвестор Кржиштоф Сидлецки ( генеральный менеджер Astellas Pharma Europe BV ) определил два главных фактора, почему на Украину до сих пор не пролился «золотой дождь» инвестиций. Первое — это потенциал. С этим как раз все в порядке. Украина — это, бесспорно, клондайк с ее сельскохозяйственными землями, ритейлом, предстоящей приватизацией облэнерго и сферой товаров срочного потребления. А вот с чем, увы, не сложилось, так это с предсказуемостью. После всех шатаний в последние годы доверие инвесторов еще надо завоевать. «Главное — хотеть заполучить эти инвестиции. Но у меня такое впечатление, что в Украине не все хотят их», —  говорит Сидлецки.

По прогнозам, в следующем году хуже не будет. Но и лучше тоже. Хотя в будущем году и ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 10% до $5,5 млрд. в финансовый сектор, агробизнес, ритейл, недвижимость и товары быстрого потребления.

Как оценивает крупный бизнес начатую в Украине админреформу? Это совпадает с тем, что вы ожидали — дерегуляцией, сокращением раздутого государственного аппарата?

Сокращение количества министерств, комитетов — это шаг в правильном направлении и предпосылка к снижению коррупции. Чем меньше чиновников — тем меньше возможности требовать взятки.

А Вас не смущает, что при задекларированном сокращении чиновников на 20-30% расходы в проекте бюджета на следующий год на госаппарат уменьшаются всего на 1 млрд. грн? Не означает ли это, что чиновники останутся на своих местах, а реформы — «на бумаге»?

Наше пожелание таково: чтобы количество чиновников снизилось, а их зарплаты — сильно возросли. Тогда у них будет меньше причин брать взятки, так они больше потеряют в случае увольнения. Так построена система госуправления в странах ЕС.

Опасается ли крупный бизнес концентрации власти в руках одного человека — Президента? Особенно после отмены политреформы и перераспределения сфер влияния в рамках админреформы…

Не опасается. Тот хаос, который был последний четыре года, пугал больше. И с Конституцией в редакции 2004-2010 годов, где не было одного центра власти, централизованной ответственности, было намного хуже. Если эта концентрация власти поможет такими же темпами, как в последние восемь месяцев, продвигать в ближайшие два года реформы, то будет достигнуто очень многое.

Наверняка, у бизнеса есть не только план «А» — куда инвестировать в случае улучшения инвестиционного климата в Украине в 2011 году, но и план «Б» — на случай, если все будет ухудшаться. В чем он заключается? Рассматривают ли инвесторы возможность вывода своих активов из Украины?

Я не думаю, что инвесторы уйдут. На их поведение влияет ситуация внутри страны —  правительство и реформы, и рынок тут растет вместе с восстановлением мировой экономики и стран-соседей, потребляющих украинскую продукцию. Мы ждем в течение следующих 3-5 лет в Украине экономического роста, который будет магнитом для привлечения инвестиций. Если правительство проведет те реформы, о которых оно заявило в мае этого года, нынешними темпами, это существенно увеличит силу этого магнита.

На чем основывается ваш прогноз роста банковского сектора в Украине? Мы, как граждане, на себе его не ощутили — кредитов под разумные проценты нет. Только треть заемных средств направляется на кредитование реального сектора, а все остальное — на финансовые спекуляции…

Мы оценивали капитализацию банков, которая растет. Хотя за 11 месяцев текущего года банки все еще убыточны, но уже в разы меньше, чем в прошлом году. В ноябре — первый раз в этом году — банковская система совокупно показала прибыль. Падают ставки по депозитам и кредитам. Банки начали кредитовать корпоративный сектор — выдается больше кредитов, чем гасится. Что касается финансирования физических лиц, то пока гасится больше кредитов, чем выдается. Но этот негативный баланс сокращается. В этом году банки начали выдавать потребительские кредиты, предлагать ипотеку под 15% годовых в гривнях, хотя, понятно, немногие люди могут ее себе позволить. Восстанавливается автокредитование, правда, еще не докризисного уровня.

Рост кредитования банков сдерживал выпуск в начале этого года под очень высокие проценты ОВГЗ (с доходностью 20%+). Банкам выгоднее было купить госдолг под 20%, чем давать кредиты под такой процент корпорациям. Тем более что хорошие компании не хотели брать такие дорогие проценты.

Второй барьер — длинные ожидания по выпуску НДС-облигаций. Банки, иностранные инвесторы очень долго «сидели на деньгах», ожидая, что они купят НДС-облигации с высокой доходностью (ожидания по доходности весной были 20% годовых с дисконтом 30%). Никто не хотел давать деньги в реальный сектор. Но процесс настолько затянулся до конца августа, была готова такая масса денег для их покупки, что максимальный дисконт достигал 20%, доходность чуть больше 15%. После того, как банковская система достаточно быстро проглотила НДС-облигации, она переключилась на корпоративных заемщиков.

Выпуск ОВГЗ, НДС-облигаций ведет к росту госдолга. Инвесторов не пугает то, с какой скоростью Украина занимает деньги?

Но при этом часть долгов гасятся. Из 40 млрд. грн. внутреннего долга только 11 млрд. — это новый долг, а 30 млрд. — это погашение старых долгов. Несущественный прирост и по внешним долгам: 2 млрд. грн. составляет новый долг и 3 млрд. — погашение старого. Главное, чтобы дефицит бюджета был максимум 3%, тогда долг в соотношении к ВВП расти не будет.

В будущем году ожидается рост тарифов на газ, тепло, электроэнергию, что, весьма вероятно, может привести к росту недовольства населения и новым Майданам. Закладывает ли бизнес общую нестабильность в число рисков в следующем году?

Я не думаю, что люди будут протестовать из-за тарифов, их надо поднимать. Люди не будут ходить на Майданы, если не будет каких-то нюансов с волеизъявлением, демократией,  перегибанием налогового пресса. Ведь на последний Майдан большинство предпринимателей вышло протестовать не против Налогового кодекса, а из-за того пресса, неоправданного и незаконного, который они почувствовали от налоговых органов в течение года.