Сокровища династии Медичи в Московском Кремле

музеи Флоренции и Московского Кремля проводят обменные выставки. Через неделю в Палаццо Питти будут представлены сокровища русских царей, а сегодня в Патриаршем дворце открылась экспозиция, которая демонстрирует безупречный вкус и изменчивые коллекционные пристрастия Медичи. Рассказывают «Новости культуры».

Накануне выставки в Кремль завезли экзотическую фортунеллу – именно такая растет в роскошных садах семейства Медичи. Эта влиятельная династия правила Флорентийской республикой с XV по XVIII век и оставила после себя коллекцию произведений искусства, которой хватило на несколько музеев. Свои сокровища Медичи поначалу прятали от широкой публики, показывая только избранным, но, в конце концов, завещали всю коллекцию Флоренции. С единственным условием: эти предметы никогда не должны покидать стены города.

«В момент, когда последний из династии Медичи составлял это завещание, еще не существовало ни объединенной Италии, ни единой Европы, ни современной России, с которой мы благодаря таким выставкам укрепляем и без того положительные связи. Но я уверен, что Медичи дали бы «добро» на «операцию Кремль»», – говорит Чрезвычайный и полномочный посол Итальянской республики в РФ Антонио Дзанарди Ланди.

При Медичи Италия вступила в брак с искусством. Они были сказочно богаты, сколотив состояние на банковском деле, и не скупились на произведения искусства. На Медичи работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы того времени – Брунеллески, Челлини, Донателло, Микеланджело.

«Эта коллекция послужила основой для собирательства вообще, того собирательства, которое так пышно сейчас расцвело в мире. Семья Медичи стала первой, кто стал собирать античные произведения, и первой, кто привлек к своему двору огромное число скульпторов и архитекторов», – подчеркивает директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В Москву привезли самое-самое. Вазы из драгоценных камней, полотна членов семьи Медичи, ювелирные украшения. Козимо Первый считал, что художники созданы не из плоти и крови, а из звездной пыли. Так он к ним и относился. Во Флоренции он провозгласил так называемую «власть искусства». На практике это означало главенсто флорентийского стиля во всем. Но, прежде всего, искусство было инструментом для укрепления власти семьи Медичи.

Все эти предметы не просто произведения искусства. Это еще и реликвии династии, при которой Флоренция стала симолом блистательной эпохи Возрождения. Например, люлька из золота и бриллиантов – подарок последней из династии Медичи Марии-Луизе – намек на рождение сына, который так и не родился. Так что бриллиантовый младенец – последний вклад династии Медичи в сокровищницу итальянской культуры.