Страхи на любой вкус

Новая инсталляция Петра Белого «Комната ужаса» в галерее «Модернариат» должна пощекотать зрителям нервы. В тесной комнате без окон стены, пол и потолок обшиты сталью, а свет пробивается только сквозь вентиляционные щели. В тишине гулко жужжит вентилятор. Здесь становится не по себе. Художник именно этого и хотел — выбить посетителя из колеи. Кто-то увидит в жутковатой комнате метафору российского общества, которое не уверено в завтрашнем дне, хотя как будто встает с колен. Кто-то поймет инсталляцию как поиск современного искусства вне стерильного дизайна и радикального активизма, от которых арт теперь не отличишь. Кого-то в металлическом коробе одолеют старые добрые фобии.

Петр Белый своими работами умеет задеть зрителя. Его искусство — не шоковая терапия, которой в русской жизни и так хоть отбавляй. Художник создает переживание пластическими средствами. «Взрыв», одна из самых мощных его скульптур последних лет, — это сколоченный из старых гнилых досок разной ширины и длины шар, как будто разлетающийся на части. Помимо эффектных объектов Белый известен как автор инсталляций о советском времени. Он строил в галереях гулаговские бараки, унылую каптерку вахтерши брежневских лет, макеты безликих типовых позднесоветских застроек в спальных районах. 10 лет спустя после распада СССР художник, как в кошмарный сон, возвращал нас в эпоху тоталитарной имперскости, коллективизма и застойной тоски. Все эти напоминания о негативных сторонах жизни в Союзе были чрезвычайно кстати на фоне недавней апологии советского режима.

Петр Белый — один из наиболее удачных художников нулевых. В Петербурге его относят к поколению тех, кто проникся вольной волей 1990-х, а позднее никак не мог привыкнуть к вертикали власти. Петр Белый, Филипп Донцов, Виталий Пушницкий и Петр Швецов в своих работах на разные лады говорят о разочаровании нынешним временем бумагооборота и чинопочитания, когда художнику с амбициями монументалиста решительно нечем вдохновиться. За отсутствием нового энтузиазма они перерабатывают в своих проектах хлам с барахолок и помоек, клише советского воспитания, застойную риторику и широкий ассортимент современных стройматериалов. Несмотря на то что советскую и бытовую фактуру активно использовали в искусстве и 1970-х, и перестроечного периода, и 1990-х, это верный способ говорить об эпохе повсеместного ремонта и освоения госбюджета.

Успешные художники нулевых сотрудничают с ведущими русскими галереями, регулярно выставляются за границей, но живут в Петербурге. В нашем современном искусстве, как его ни ругают, меньше формальных ограничений и больше возможностей. Петр Белый вернулся домой из Лондона, где в конце 1990-х он учился печатной графике в арт-колледже. В нулевые помимо работы над своими выставками он с успехом курировал галерею «Люда», где художникам предоставлялась полная свобода. В его новой инсталляции нет советских мотивов, она про незащищенность и отчуждение, кроющиеся за шатким буржуазным благополучием. Чего мы боимся, входя в комнату ужаса? Падения цен на нефть? Новой бюрократии? Друг друга или самих себя?

Эхо войны с «Охта Центром»

Трагедия голкипера «Зенита»

Депутаты предлагают не разрешать президентам России занимать эту должность более двух сроков вообще, а не подряд.