Таблетка для роста. Аптечный ритейл
Несмотря на постепенное восстановление, рынок коммерческой недвижимости все еще пребывает в кризисном состоянии, в частности его торговый сегмент. Лишь компании, предлагающие товары и услуги повседневного спроса, остаются на плаву. В их числе аптеки, которые за период кризиса даже расширили свои сети.
Эксперты связывают резкий рост количества аптек в годы кризиса с заметным повышением цен на лекарства. «Аптеки, замечает Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ Коммерческая недвижимость», достаточно активно развивались в кризис, который к тому же совпал по времени с истерией «нашествия» эпидемии свиного гриппа».
По данным Росстата, только за год, с марта 2008-го по март 2009-го, лекарства подскочили в цене почти на 30%. Не воспользоваться таким положением было бы нелогично. Да и массовое высвобождение площадей формата street-retail в самые тяжелые времена позволило аптечным сетям серьезно расширить свое присутствие на рынке. Одна за другой точки торговли лекарствами стали появляться и на высвободившихся площадях торговых центров. Только такой гранд, как аптечная сеть «36,6», довел количество своих аптечных точек в 29 регионах России до 1024, в которых трудились более 9 тыс. специалистов. У аптечной сети «Доктор Столетов» результаты скромнее, но цифры все равно выглядят внушительно. Сеть в десяти регионах России имеет 414 торговых точек, почти треть из которых действует на московском рынке.
«В столице сегодня насчитывается не менее тысячи действующих аптек, отмечает аналитик по коммерческой недвижимости компании Pauls Yard Алена Пискунова и приводит точные данные: Из них 154 точки принадлежат сети «36,6», 120 компании «Ригла», 210 сети «А5», 79 «Доктору Столетову», 115 «Старому лекарю», 242 «Столичным аптекам». Присутствуют на московском рынке и небольшие сетевые фармритейлеры Hexal (25 аптек), «Здоровые люди» (22), «Первая помощь» (30), «Формула Здоровья» (11), «Радуга» (12). Сеть «Самсон-Фарма» имеет 12 аптек и 3 аптечных пункта в столице. Довольно быстро развивается аптечная компания «Желаем здоровья», которая за три года втрое увеличила количество своих торговых точек и в Москве довела их до двух десятков». Стоит напомнить, что до розницы фармацевтическая компания «ООО «Авеста Фармацевтика», которая ныне является собственником аптечной сети «Желаем здоровья», занималась только оптовой продажей медикаментов и изделий медицинского назначения. Словом, торговать лекарствами стало прибыльно и «не пыльно».
«В целом за первые три месяца 2010 г. объем оптового российского аптечного рынка в рублевом эквиваленте вырос на 5% и достиг почти 74 млрд руб., рассказывает Армен Маркосян, директор по маркетингу RODEX Group. В рознице рост не так заметен и составил всего 2%. Что касается потребления, то в I квартале 2010 г. в среднем каждый из россиян потратил на лекарства 23 долл. Вроде бы немного. Но это на 4,5 долл. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цифры лишний раз говорят о том, что посещаемость аптечных магазинов увеличилась».
«Аптеки, рассказывает А. Пискунова, могут иметь по несколько специализаций: предприятия общего профиля, производственные, дежурные, гомеопатические. В частности, все производственные аптеки имеют отделы по изготовлению лекарств по рецептам. В Москве их 74, и все они работают под вывеской ГУП «Столичные аптеки». Дежурных аптек, работающих круглосуточно, свыше 400. Гомеопатические, которые можно пересчитать по пальцам, реализуют только препараты гомеопатии. К их числу принадлежит сеть «Доктор Н». Есть аптеки, торгующие пиявками, кислородом».
Некоторые аптеки, в том числе «36,6», «Ригла», взяли на себя заботы по продаже косметических товаров. Ведь многие магазины и фирмы, оказывавшие косметические услуги и торговавшие соответствующими товарами, не выдержали конкуренции, не смогли справиться с арендными ставками, в итоге потеряли покупателя и, как говорится, приказали долго жить.
Другие аптечные сети также постарались расширить набор услуг для клиентов и покупателей. Например, при «Докторе Столетове» открылись «Центры здоровья кожи», в которых сетевики готовы бесплатно проводить диагностику состояния кожи и волос, «Салон ортопедии». Открылись и «Детские студии», в которых можно приобрести абсолютно все для малышей и детей дошкольного возраста. А аптечная сеть «Ригла» в начале лета этого года даже провела фестиваль красоты и здоровья под вывеской Viva Beauty, тем самым взвалив на свои плечи обязанности косметических салонов, которые до сих пор приходят в себя после кризиса.
На фармацевтическом рынке периодически появляется информация о возможном акционировании или приватизации той или иной аптечной сети. Так, в конце прошлого года аптекари вдруг разом заговорили о возможной продаже сети подмосковных аптек «Мособлфармация». Но предположения оказались лишь слухами. Компания, располагающая более чем 500 торговыми точками и магазинами, по всем показателям имеет самый высокий региональный рейтинг, является государственной собственностью, и продавать ее никто пока не собирался. Впрочем, без потерь и приобретений аптечный рынок все же не обошелся. Компания «СИА Интернейшнл» в этом году приобрела крупный пакет акций аптечной сети «36,6».
В этом году были приобретены и небольшие региональные игроки. В Самарской области под маркой «Ригла» стали функционировать бывшая сеть ТК «Токо», а в Ярославле сеть «Новая аптека». В итоге «Ригла» пополнела на полтора десятка аптечных учреждений.
«X5 Retail Group, добавляет Алексей Могила, директор департамента коммерческой недвижимости компании Penny Lane Realty, получит опцион на покупку 100% акций ОАО «Торговая сеть «Аптечка» (оператор сети «А5»). Год назад компании подписали соглашение о сетевом партнерстве. В результате теперь почти в каждом «Перекрестке», «Пятерочке» и «Карусели» появились аптеки «A5». Кстати, за последний год в сети «А5» отмечается довольно активный рост, ведь и в планах на 2010 г. у нее значилось открытие 200 аптек в Московском регионе».
Еще одна знаковая сделка, о которой важно упомянуть, покупка компании «Нижегородская аптечная сеть» Юрием Гайсинским. Факт интересен тем, что объектом покупки стали акции государственной сети, хотя в муниципальной собственности остался блокирующий пакет акций.
И все же отношения в аптечной сфере между бизнесом и государством пока развиты очень слабо. Муниципальные власти, когда речь заходит о приобретении аптечных пунктов или акций, выставляют предпринимателям от фармритейла массу социальных обременений, справиться с которыми многим частным компаниям пока не под силу. Тем не менее большинство специалистов уверены, что проблема слабой эффективности и низкой финансовой отдачи государственных аптечных сетей может быть решена только за счет проявления к ним интереса со стороны частных инвесторов.
«За последний год появилось и много несетевых аптек, рассказывает Любовь Петрова, старший консультант департамента торговой недвижимости NAI Becar. Несмотря на то что аптечная розница требует лицензирования и в принципе считается непростым бизнесом, количество «стартапов» за два последних года существенно возросло. В то время когда известные крупные сетевики испытывали трудности из-за серьезных кредитных нагрузок, доставшихся им в наследство после нескольких лет бурного роста, индивидуальные предприниматели получили доступ и к лекарственным базам, и к складам хранения фармацевтики, и, самое главное, к хорошим помещениям как в торговых центрах, так и на улицах городов».
По объемам продаж и количеству занимаемых площадей несомненным лидером за последние годы стала аптечная сеть «36,6». В общей сложности ее торговые точки занимают более 56 тыс. кв. м. Этот фармритейлер отличается от конкурентов и самым широким лекарственным и сопутствующим ассортиментом. Достаточно сказать, что аптечная сеть «Ригла», имеющая почти 30 тыс. кв. м торговых площадей, по богатству ассортимента отстает на 13%, питерская компания «Фармакор» (более 20 тыс. кв. м общих площадей) на 40%, а «Доктор Столетов», несмотря на его популярность у москвичей, на 70%. Хотя все логично, ведь у столетовцев по отношению к сети «36,6» почти в 2,5 раза меньше магазинов и, соответственно, занимаемых торговых площадей.
Как отмечают эксперты в области коммерческой недвижимости, владельцы аптек одни из немногих постоянных клиентов по аренде площадей. И если крупные сети фармацевтов предпочитают арендовать помещения под бизнес на какой-то определенный срок, а потом продлевать договор, то «аптекари-одиночки», по данным Ю. Тараненко, в 50% случаев стараются выкупить помещение в собственность. Конечно, в зависимости от его площади, локации и стоимости. «Для открытия среднестатистической аптеки, делится информацией Ю. Тараненко, в среднем потребуется помещение площадью 100150 кв. м. Под небольшой аптечный киоск достаточно и 1020 кв. м, его годовая аренда обойдется в 5001000 долл./кв. м. В стрит-ритейле, в зависимости от площади, за аренду аптечного магазина в столице попросят от 300 до 2000 долл./кв. м/год. Цена ведь прежде всего зависит от качества объекта и месторасположения торговой точки с лекарственными средствами». Как для продуктовых магазинов, так и для аптек высокий пешеходный трафик является определяющим фактором высоких показателей. Этим и объясняется огромный разброс размеров арендных ставок.
«Главным требованием для функционирования аптеки, говорит А. Пискунова, считается первая линия домов в спальных районах либо вблизи метро. Обязательно на первом этаже, с отдельным входом. Более 80% заявок поступает на аренду площадей, остальные на покупку. Запрашиваемая ставка, например, в ТЦ находится в диапазоне 7001400 долл./кв. м/год. При рассмотрении предложений купли-продажи стоимость 1 кв. м не должна превышать 10 тыс. долл.».
«В любом ТЦ или ТРЦ всегда есть представители той или иной аптечной сети, а то и нескольких сразу, продолжает разговор Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International. К торговле лекарствами и фармацевтическими препаратами здесь относятся благосклонно, поскольку именно аптеки являются частью общего сервиса».
«Для открытия среднестатистической аптеки в среднем потребуется помещение площадью 100150 кв. м. Под небольшой аптечный киоск достаточно и 1020 кв. м, его годовая аренда обойдется в 5001000 долл./кв. м. В стрит-ритейле в зависимости от площади за аренду аптечного магазина в столице попросят от 300 до 2000 долл./кв. м/год».