Телеграф.lv: Латвийский автопром подвезет Путина до Кремля
Весь автомир обошла недавно новость из тюнингового ателье Dartz Motorz Company, штаб-квартира которого находится в Риге. Известный в мире своими брутальными бронированными моделями автопроизводитель на сей раз отошел от своей традиции и подготовил внедорожник, поражающий не прочностью, а роскошью. Назвали его Black Snake («Черная змея»). Появится позднее в этом году и другая утонченная модель — Black Falcon («Черный сокол»). Телеграф решил узнать последние новости у владельца фирмы Dartz Motorz Company Леонарда Янкеловича.
Леонард давно известен в Латвии как мастер эпатажа. Причем любые приколы выглядят в его исполнении вполне естественно. Ну, к примеру, пришел организатор выставки «Автоэкзотика» на свой стенд в шлепанцах на босу ногу и видавшем виды спортивном костюме — как к этому относиться окружающим? Люди образованные, воспитанные и вежливые сделали вывод: человек полностью в работу погружен, некогда ему о «красоте ногтей» думать. И действительно, деловая хватка и умение найти свой путь в бизнесе у Леонарда — на зависть.
Но следуя уже как бы корпоративному насмешливому стилю, и последняя новость насчет супервнедорожника Black Snake была подана с явным приколом, который «проглотили» десятки СМИ по всему миру, включая и солидный бизнес-журнал Forbes. В описании обшивки салона указано, что она может быть «на выбор выполнена из змеиной кожи, кожи крокодила или кожи с китового пениса».
Пояснения Леонарда по этому поводу — полностью в его стиле: «Я пошутил, кому-то из журналистов шутка понравилась, ее растиражировали. На самом деле я, конечно же, никакого представления не имею, как хотя бы выглядит пенис кита. Ну, а что мы готовы выполнять любую прихоть солидного заказчика, и так ясно».
Люди любят обсуждать дорогие покупки. Особенно, когда суммы исчисляются миллионами. Вот и заявленная цена «Черной змеи» — свыше миллиона долларов. Что же покупатель получит за эту кучу денег? Прежде всего — уникальность сумасбродной идеи создания такого «ларца с драгоценностями» на колесах.
В качестве основы для этой новинки взята переделанная в придворном «мерсовском» ателье полноприводная модель Mercedes GL 63 AMG. Несмотря на внешнюю строгость и характерную для G-класса аскетичную угловатость, этот экземпляр будет щедро украшен разбросанными по капоту бриллиантами. Наверное, даже из космоса будет видно, насколько это нестандартная машина!
По комфорту она будет куда выше стандартного GL, а под капотом установят 5,5-литровый V-образный 8-цилиндровый битурбированный мотор мощностью в 557 л.с. Разгон до «сотни» у этой супермашины будет занимать всего 4,9 с. Так что, подтрунивает по этому поводу автор статьи в Forbes, такая машина способна умчать олигарха прочь от любых неприятностей. В многочисленных сообщениях в СМИ также обязательно упоминается, что покупатель этой чудо-машины будет получать каждый месяц в течение двухлетнего гарантийного срока в подарок от производителя 56-граммовую баночку черной икры Mottra и хрустальную бутылку фирменной водки RussoBaltique.
Рассказ о новинке, начатый в Forbes сам автор нашумевшего «китайского» проекта Леонард Янкелович, продолжает в газете Телеграф:
— Как и положено, пресса прежде всего обратила внимание на бриллианты и икру, а все остальное осталось за кадром. У новой модели — алюминиево-титановый кузов, что существенно облегчит машину, не снижая ее прочности. Пока что могу сказать лишь то, что в Black Snake применено очень много технических новинок. Но я не стану их раскрывать до презентации.
Компания Dartz была создана в далеком 1992 году и первоначально занималась тонированием стекол на автомобилях. Но уже в скором времени был представлен первый тюнинговый проект — знаменитая зеленая «лягушка», созданная путем смелой перекройки кузова антикварного Volkswagen Beetle.
Поиск своего пути привел к идее использования в качестве маркетингового хода исторических реалий. Известно, что в начале прошлого века Латвия была одним из самых продвинутых регионов Российской империи. И именно здесь было развернуто производство первых в России серийных автомобилей марки Russo-Baltique («Руссо-Балтийский», «Руссо-Балт»). Немало продукции шло на нужды армии. И уже в начале 20-х годов, когда остатки производства были перемещены в Россию, это предприятие было переименовано в «Промбронь».
Новая Латвия не захотела превращать свою историю автомобилизации в предмет национальной гордости. И потому Леонард, по сути, просто подобрал то, что было никому не нужным. Избрав курс на постройку бронированных машин, он для лучшей идентификации добавил к названию фирмы Dartz слово «Промбронь» — и об этом проекте сразу заговорили.
Под новой маркой Янкелович на протяжении нескольких лет упорно (и небезуспешно!) продвигал бронированный внедорожник «Комбат» питерской сборки. Именно с этой машиной, а точнее — броневиком — поехал он в Монте-Карло на первую для него выставку суперпрестижных моделей Top Marques Monaco. Там этот необычно смотревшийся в окружении множества трудноразличимых спортивных моделей экспонат привлек особое внимание принца Монако Альберта. И не только его — заказы посыпались один за другим.
Еще одним важным этапом стало участие фирмы в съемках голливудского фильма «Диктатор» с комиком Сашей Бароном Коэном в главной роли. Для съемок этой картины «Комбаты» обклеили золотистой пленкой — и выглядело так, будто они действительно отлиты из драгметалла!
Кстати, сам Янкелович не держит у себя автопарк эксклюзивов. Более того, машину не водит и вообще предпочитает перемещение в общественном транспорте. Шутит: «Там можно ведь и зайцем проехать!»
О делах фирмы Леонард рассказывает уже более серьезно: «Отношение латвийских властей к предпринимателям вынудило меня искать обходные пути для развития компании. И вот итог: проживаю постоянно в Латвии, а фирмы у меня есть в нескольких странах, но не тут. В Риге же — только офис, да и то без какого-либо формального оформления. Но, конечно, обидно не использовать огромный потенциал Латвии, золотые руки местных мастеров».
— Как все же удалось компании Dartz — небольшому латвийскому предприятию — не просто выйти на международную аудиторию, но и стать заметным явлением в автомире?
— Никакими историями успеха делиться не смогу. Как и давать рецепты. Так уж все вышло… Как говорилось в старом анекдоте, «оцень кусать хоцеца». Работал много — вот и получилось!
— Как технически происходит работа над дорогими проектами? Вы сначала получаете заказ и предоплату, или просто делаете модель, а потом ищете клиентов?
— По-разному — бывает и так и так. Сейчас по заказу клиента нарисовали новинку, ждем одобрения или корректировки своих идей.
— Какие еще проекты сейчас в работе?
— Кроме тех, о которых писал Forbes, есть два интересных проекта.
Ну и особенно активно идет работа над созданием автомобиля для президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
— Позвольте, но в прессе недавно была информация, что такую машину сделают на ГАЗе — то есть эту миссию хотят доверить именно российскому производителю.
— Ну, много чего пишут… Я же знаю другое: президенту Путину импонирует идея ездить на машине исторической марки «Руссо-Балт» и вообще возродить эту марку для России. Тут нет никакой политики — для нас он просто клиент, который заинтересовался нашей маркой. Ну, и чтобы не было никаких недомолвок, говорю сразу: заказ мы еще не получили, пока делаем предложение.
— Может быть, уже подошла пора создавать свою основательную производственную базу?
— Мы работаем по принципу ателье — каждый заказ индивидуален, и это наш козырь. Конкурировать с Volkswagen или АвтоВАЗом мы не планируем. Но тем не менее — базу расширяем. Где и как — пока секрет.