Темные стороны «эпохи нового Возрождения»
«Уголовный кодекс Туркменистана не содержит норм, прямо предусматривающих ответственность за пытки» (из Национального доклада Туркменистана в Комитет ООН против пыток).
17-18 мая в Женеве в ходе 46-й сессии Комитета ООН против пыток (CAT) будет рассмотрен первый Национальный доклад Туркменистана о выполнении государством Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Согласно международным правилам, каждое государство при ратификации Конвенции или присоединении к ней обязуется в течение одного года со дня вступления Конвенции в силу представить первоначальный доклад о законодательных, судебных, административных и других мерах, принятых им для выполнения положений Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этой связи, и после этого представлять периодические доклады, по крайней мере, через каждые четыре года и далее тогда, когда об этом запросит Комитет.
Туркменистан присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 1999 году, и первый Национальный доклад должен был быть представлен в 2000 году.
Настоящий Доклад, опубликованный, в том числе, и на русском языке, на сайте Организации Объединенных Наций, если характеризовать его в общих чертах, являет собой пересказ статей Конституции Туркменистана, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях, перечисляет международные договоры, к которым присоединился Туркменистан за годы независимости, соглашения, заключенные на двусторонней основе, а также те законы, которые были приняты в стране в последнее время: «О полиции Туркменистана», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О прокуратуре Туркменистана», «О суде», «О судоустройстве и статусе судей в Туркменистане» и пр.
Между тем, как отмечает ООН в рекомендациях составителям периодических докладов, в них должны содержаться достаточные данные и статистическая информация по каждой статье соответствующей Конвенции и общим рекомендациям данного Комитета, что облегчило бы оценку хода выполнения Конвенции. Кроме описания соответствующих правовых норм, доклад должен разъяснить и пояснить на конкретных примерах реальное положение дел и практическую доступность средств правовой защиты лиц, пострадавших в результате нарушения положений Конвенции, эффективность этих средств и масштабы их применения [подчеркнуто «Гундогаром»].
Несмотря на то, что, как отражено во введении к Докладу, его основу составили материалы министерств, государственных комитетов и ведомств Туркменистана, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с обеспечением и реализацией прав граждан, а также сведения, полученные от общественных организаций, никакой статистической информации и конкретных примеров Доклад не содержит. Зато они в полной мере содержатся в представленных в Комитет ООН против пыток альтернативных докладах независимых организаций: Туркменской инициативы по правам человека (ТИПЧ) и Ассоциации независимых адвокатов Туркменистана при поддержке Международной федерации за права человека (The International Federation for Human Rights), организаций «Freedom Now», Human Rights Watch и Норвежского Хельсинкского комитета.
Так, в совместном докладе ТИПЧ и Ассоциации независимых адвокатов Туркменистана приводятся следующие факты: в настоящее время в туркменских пенитенциарных учреждениях содержится 26 720 заключенных, что в 3,3 раза больше, чем они могут вместить. По крайней мере, сотни людей, возможно, даже больше, томятся в тюрьмах в результате несправедливых судебных разбирательств. Многие из них были осуждены на основе ложных обвинений. Местонахождение некоторых из них власти скрывают уже более 8 лет.
Доклад правозащитных организаций отмечает, что содержание заключенных в пенитенциарных учреждениях Туркменистана не соответствует санитарным нормам, питания не хватает, должное медицинское обслуживание отсутствует, вследствие чего отмечается высокая смертность среди заключенных, а также распространение инфекционных заболеваний: туберкулеза, гепатита и др., употребление наркотиков получило широкое распространение. Заключенные зачастую лишены прогулок и регулярных свиданий с родными. Тюремное начальство активно практикует систему взяток.
Также составители альтернативного доклада подробно рассматривают содержание Национального доклада, представленного туркменским правительством, приходя к выводу о том, что он не дает ответа на вопрос, каким образом в Туркменистане ведется борьба с применением пыток, более того, сам факт применения пыток в стране отрицается.
Правозащитники подчеркивают трудности при проведении мониторинга ситуации в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах Туркменистана, постоянный рост числа заключенных, а также приводит фактические данные о методах, применяемых сотрудниками туркменских правоохранительных органов при явном попустительстве властей, которые нарушают положения Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Кроме того, приводятся факты дедовщины, насилия и издевательств над солдатами срочной службы со стороны командиров и старших сослуживцев, не расследованных должным образом случаях смерти военнослужащих туркменской армии.
В докладе организации «Freedom Now», выступающей в защиту лиц, которые являются жертвами произвольных задержаний и которым не обеспечивается доступ к правовой защите, что является грубым нарушением основных принципов международного права, отмечается, что произвольные задержания остаются одними из основных средств, с помощью которых власти Туркменистана держат население в страхе, не допуская антиправительственных выступлений и высказываний.
Тем, кто был не согласен с политикой правительства, представителям оппозиции были предъявлены обвинения в измене Родине и вынесены приговоры о пожизненном заключении без права на условно-досрочное освобождение, амнистию или помилование.
Кроме того, как отмечается в докладе «Freedom Now»,Туркменистан не выполняет рекомендации международных организаций о проведении публичных расследований, связанных с жестоким обращением и смертью задержанных и заключенных.
Организация «Freedom Now» настаивает на немедленном освобождении туркменских активистов Аннакурбана Аманклычева и Сапардурды Хаджиева и возмещении им причененного ущерба, а также на расследовании обстоятельств применения пыток и других форм жестокого обращения, приведших к смерти в тюрьме Огулсапар Мурадовой.
Правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) в своем докладе, представленном в Комитет ООН против пыток, подчеркивает, что в Туркменистане не осуществляется принцип верховенства закона, что влечет за собой явное расхождение между законодательной базой и практикой, применяемой органами правопорядка.
В Туркменистане нарушен провозглашенный Конституцией принцип разделения полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, вследствие чего законодательная и судебная власти на практике подчинены власти исполнительной, говорится в докладе HRW.
Невозможно с точностью определить число политических заключенных в Туркменистане из-за обстановки секретности, которая окружает их задержание. После двух десятилетий нетерпимости и широкого применения по отношению к инакомыслящим уголовных мер наказания, а также аппаратных «чисток» тысячи людей были подвергнуты длительному тюремному заключению по приговору несправедливых судебных процессов, говорится в докладе HRW.
Составители доклада обращают внимание Комитета ООН против пыток на нарушение Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении целого ряда гражданских активистов, последователей религиозных течений, отличных от ислама, а также представителей туркменской оппозиции, осужденных по так называемому «покушению» на президента Сапармурада Ниязова в ноябре 2002 года.
Доклад содержит ряд рекомендаций, в том числе: немедленно сообщить о местонахождении и судьбе Бориса Шихмурадова и всех других осужденных по обвинению в попытке покушения на бывшего президента Ниязова, освободить из заключения их родственников, гарантировать им контакты с внешним миром и обеспечить независимый пересмотр их дел. Также HRW настаивает на предоставлении международным организациям и наблюдателям, включая Международную организацию Красного Креста и спецдокладчиков ООН по девяти специальным процедурам, которые до сих пор не получили приглашения посетить Туркменистан, немедленного доступа к местам содержания под стражей для мониторинга соблюдения прав задержанных и заключенных. Кроме того, правозащитники настаивают на обеспечении свободы, безопасности и возможности беспрепятственно осуществлять свою деятельность независимым активистам, журналистам и членам НПО.
Норвежский Хельсинкский комитет представил в Комитет ООН против пыток свой доклад о Дашогузской женской колонии, в котором приведены факты жестокого и бесчеловечного обращения с заключенными женщинами, отсутствия должных санитарных условий и медицинского обслуживания, нарушения права заключенных женщин на свидания с детьми и другими родственниками и других нарушений Конвенции ООН о гражданских и политических правах, а также Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Кроме того, членам Рабочей группы Комитета против пыток, рассматривающей первый Национальный доклад о выполнении Туркменистаном соответствующей Конвенции, представлены рекомендации Международного союз инвалидов (International Disability Alliance) и организации «Глобальная инициатива по прекращению всех видов насилия над детьми» (Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children).
Международный союз инвалидов настаивает на необходимости пресечения существующей в Туркменистане практики насильственной изоляции и неправомерного административного контроля за лицами с ограниченными физическими возможностями, применения к ним физических и медикаментозных средств воздействия, в том числе, психотропных препаратов, электрошока, насильственного помещения их в психиатрические и закрытые социальные учреждения. Организация призывает потребовать от правительства Туркменистана расследования всех случаев смерти и фактов жестокого обращения с больными, имевших место в подобных учреждениях. Кроме того, организация рекомендует осуществлять специальную подготовку медицинского персонала для работы с пациентами с ограниченными физическими возможностями, а также учредить независимый орган для контроля психиатрических больниц и учреждений социального обеспечения с тем, чтобы фиксировать все случаи насилия и грубого обращения с пациентами с последующим расследованием обнаруженных нарушений и наказанием виновных.
Организация «Глобальная инициатива по прекращению всех видов насилия над детьми» (Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children) обратилась в Комитет против пыток с рекомендацией поднять перед правительством Туркменистана вопрос о практическом применении законов, запрещающих все виды телесных наказаний и насилия над детьми, и в случае необходимости — о принятии дополнительных законодательных актов.
Одним из основных замечаний при рассмотрении ранее представленных Национальных докладов в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Комитет по правам человека (CCPR), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR), Комитет по ликвидации расовой дискриминации было как раз отсутствие конкретных статистических данных. Кроме того, при внимательном рассмотрении Национальных докладов ООНовские чиновники могли заметить явное расхождение между законом и существующей в Туркменистане практикой.
Как отмечается в Национальном докладе о выполнении Конвенции ООН против пыток, Туркменистан взял на себя обязательство не допускать применения пыток и рассматривать факт их применения как уголовное преступление, влекущее наказание в соответствии с тяжестью содеянного. Тем не менее, никаких данных хотя бы об одном уголовном деле, возбужденном по факту применения пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах Туркменистана, составители доклада привести не смогли.
Завтра туркменским правоведам, среди которых будут представители Меджлиса (парламента), Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Верховного суда и Генеральной прокуратуры Туркменистана, а также Института демократии и прав человека и Совета по делам религии при президенте Туркменистана предстоит трудная работа убедить членов авторитетного международного органа — Комитета ООН против пыток, что, как заявлено во введении к Докладу, правительство Туркменистана провозгласило приоритетом во внешней политике сотрудничество с международными организациями, особенно с ООН, и объявило о неуклонном исполнении Туркменистаном взятых на себя международных обязательств, осуществляя открытый, конструктивный диалог со всеми механизмами ООН в области прав человека.
Однако тем, кто найдет возможность и желание ознакомиться с этим образчиком псевдодемократичности и политической демагогии, смогут сделать вывод: туркменским властям есть, что скрывать от международного сообщества, и они готовы до конца отстаивать сомнительные, с точки зрения законности, «государственные интересы».
Издевательства и насилие при полной безнаказанности являются нормой поведения для представителей так называемых «правоохранительных органов». В правоохранительной системе Туркменистана процветают коррупция и кумовство.
Законодательные и судебные органы подчинены президенту Курбанкули Бердымухаммедову так же, как были они подчинены Сапармураду Ниязову.
В соответствии с Конституцией Туркменистана, все граждане имеют равные права, но не все они имеют гарантированные равные возможности этими правами пользоваться.
В Туркменистане существует система «секретных тюрем», в которых находятся политические оппоненты диктаторского режима Ниязова, которых, как оказалось, президент Бердымухаммедов также считает и своими врагами. Они осуждены с многочисленными нарушениями Конституции, Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса Туркменистана, их содержат в условиях, нарушающих все общечеловеческие и международные юридические нормы. Нарушение их прав можно квалифицировать в соответствии с большинством конвенций ООН, подписав которые, Туркменистан так цинично попирает.
Для целей настоящей Конвенции определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. (Статья 1, часть 1).