Украине остро не хватает хороших «продажников», — исследование
В современном мире торговля – основа экономики. Специалисты в области продаж нужны в каждой сфере и почти любой компании. Не удивительно, что вакансии для продажников составляют 21% всех вакансий на международном кадровом портале hh.ua, а сфера «Продажи» — лидер среди других профессиональных сфер, по количеству вакансий с ней может конкурировать только сфера ІТ, а вот третьей в рейтинге идет близкая к продажам сфера маркетинга и PR. Да и номер №4 списка – банковская сфера, занимает это место во многом благодаря вакансиям по продаже банковских услуг.
Большинство вакансий специалистам в сфере продаж предлагают в Киеве – 55% всех вакансий. Региональный лидеры предложений – Днепропетровск, Донецк, Харьков, Одесса, Львов. В регионах основные вакансии – торговые и региональные представители, менеджеры по продажах в филиалы всеукраинских и региональных компаний. В регионах вакансии для продажников также составляют значительную часть всех предложений. Например, в Днепропетровске это 27% всех вакансий, а в Донецке — 22%.
В 95% случаев вакансии предполагают полную занятость и полный рабочий день.
Продажники – работа для молодых, ведь чаще всего ищут специалистов с опытом не более 3-х лет. Таких предложений 63%, еще в 18% вакансий указан опыт не больше 6 лет и примерно также часто (17%) ищут очень молодых специалистов. Супер опытных профи, чей опыт 6 лет и более ищут крайне редко. На них приходится 2% вакансий.
Чаще всего работу в сфере продаж предлагают линейным сотрудникам – специалистам прямых продаж и менеджерам по работе с клиентами. Однако, замыкают тройку лидеров предложения для специалистов в управлении продажами.
Следует заметить, что все профессиональные специализации имеют свою специфику. Если специалисты по прямым продажам нужны всегда и везде то, например, торговые представители это вакансия с выраженной региональной спецификой. Предложения представлять торговые интересы той или иной всеукраинской компании на региональном уровне формируют основу вакансий для продажников на региональном уровне. Правда и зарплата у региональных торговых представителей отличается от столичной – максимум предлагают 4-5 тыс. грн.
Довольно часто уже и вся Украина становится торговым регионом – ищут торговых представителей для развития продаж в международных, иностранных компаниях, особенно в небольших и средних, тех, у кого нет возможности содержать в Украине собственный большой офис. В таком случае соискатель может рассчитывать на зарплату от 7 тыс. грн, но он должен быть готов много времени проводить в командировках.
В вакансиях для продажников чаще чем других профессиональных сферах указывают уровень зарплат. Здесь этот показатель 33-35% при среднем 20-25%. Но в этом случае есть своя специфика – указывая уровень з.п. чаще всего работодатель идет на хитрость, указывая максимально возможный уровень дохода учитывая и фиксированную ставку, и возможные проценты от продаж или премиальные. Такая тактика дает возможность обратить внимание на то или иное предложение, учитывая существующую конкуренцию на рынке труда.
Так или иначе, вакансии для продажников ежемесячно попадают в ТОП-10 самых дорогих вакансий. Например, в марте-2012 в рейтинг попала вакансия «менеджер по работе с клиентами» с доходом 20 тыс. грн, в апреле была вакансия для генерального директора розничной сети с зарплатой 84 тыс грн, а в мае для регионального директора по продажам (20 тыс. грн).
Разброс в этой сфере традиционный – от 3-4 тыс. грн для тех, кто только начинает карьеру, до 10-12 тыс. долларов для директоров по продажам.
Несмотря на большое количество как резюме, так и вакансий, продажники — одни из наиболее востребованных специалистов на рынке труда. В среднем hh.Индекс (соотношение количества размещенных резюме и вакансий) для профессии составляет 1,45 (на две вакансии три соискателя). В регионах показатели несколько выше – на одну вакансию претендуют почти два соискателя. На рынке существует стойкая тендеция к дефициту квалифицированного торгового персонала – показатели hh.Индекса неизменны на протяжении длительного периода времени.
Всего на сайте hh.uaв первой половине 2012 года было размещено 14 416 резюме. В продажах больше стремятся работать мужчины (65%), чем женщины (35%). Большинство соискателей находятся в возрасте 26-35 лет, имеют высшее образование, базовые знания английского и опыт работы 3-6 лет. В целом, выборку соискателей можно назвать очень квалифицированной – требования в вакансиях к опыту работы, как правило, ниже, чем опыт работы «среднего» соискателя.
Комментарий директора по развитию Международного кадрового портала hh.ua Татьяны Топчий: «Менеджеры по продажам сегодня, по сути, наиболее востребованная профессия. Фактически пятая часть вакансий на рынке труда «белых воротничков». Это продажи самой разной продукции и услуг – от металлопроката до рекламных баннеров в интернете.
Таких специалистов не готовят в институтах, и часто от людей, которые давно в этом ремесле, можно услышать, что продажи – это не профессия, а состояние души. Потому что для успеха в продажах человек должен быть естественно активным, открытым и настойчивым. Причем не несколько раз в неделю, а постоянно. Он всегда должен быть способным увлекать внимание, но естественно. Это для немалого числа людей само по себе сложно, или вообще невозможно. А уж решение неоднозначных ситуаций с клиентами – особая тема. Как, например, суметь поддерживать доверительные дружеские отношения с клиентом, при этом отказывая в предоставлении скидок? В успехе менеджера большую роль играет то, увлечен ли он своим продуктом или услугой, и ощущает ли себя полноценным представителем компании, в которой работает. Лучший sales, как часто называют у нас людей этой профессии, фактически ведет себя как генеральный директор своей компании или изобретатель предлагаемого продукта. Это предполагает, что он разбирается или готов разобраться в мельчайших нюансах своего дела и эмоционально увлечен им. Если смотреть на это так, то продажи скорее сродни любимому хобби. Но есть важная поправка: у менеджеров по продажам в большинстве случаев есть очень четкие планы по заработку денег. Поэтому в профиле sales без целеустремленности и внутренней стойкости никак. Мои наблюдения за два года – люди, переходя работать в продажи, интеллектуальные продажи, на глазах становятся более зрелыми, целеустремленными, деловыми или… не выдерживают, и уходят в другие направления».