Военные фотографы без границ
Елена Фанайлова: Свобода в кафе «Март». «Военные фотографы без границ». Существует организация «Врачи без границ», это гуманитарная организация, которая оказывает помощь жертвам военных катастроф. Так и о военной фотографии мне сегодня хотелось бы говорить не как о том, что разделяет людей разных национальностей, а в ситуации гуманитарной катастрофы пытается их объединить и предъявить другую сторону войны.
За нашим столом военные фотографы Максим Мармур, который долгие годы работал на агентство AFP , ездил по многим горячим точкам, сейчас у Максима собственная фотостудия; Денис Синяков, который представляет агентство Reuters ; дизайнер Ирина Тарханова, которая сделала довольно много книг по истории фотографии ХХ века.
Печальным первоначально толчком для моих размышлений стала смерть в Ливии известных фотографов, это Крис Хондрос и Тим Хетерингтон, который прославился своим фильмом под названием «Рестрепо», он был его режиссером и оператором. Он четырежды лауреат World Press Photo за карточки, сделанные в Афганистане. Фильм «Рестрепо» о событиях 2007 г . на одной заставе в Афганистане стал лауреатом «Санденса», независимого американского фестиваля, в 2010 году и номинировался на «Оскар». О содержании этого фильма рассказывает кинокритик и продюсер документального кино Григорий Либергал, это запись примерно полугодовой давности. Фильм был показан на Московском международной кинофестивале.
Документальных фильмов американских о войне на Ближнем Востоке были сотни, среди них несколько достаточно удачных, но вот так войну не показывал никто. Собственно, наверное, поэтому картина имела такой успех. Она вызывает в той же самой Америке очень широкие дискуссию и как раз о том, а что наши замечательные ребята там, в конечном счете, делают. Это глас народа. Так вот та философия действительно, что война — некое абсолютно крайнее состояние человеческой жизни, повернутое в некую совершенно уже ненормальную плоскость. То есть это не коррелируется с жизнью. Они ведут совершенно бредовое существование в этой богом забытой точке, в этой долине, защищая от налетов талибов никому не нужный на самом деле аванпост, военная ценность которого в фильме не объясняется, да, возможно, ее просто и нет. Получается, что действительно нет в этой войне смысла, потому что никоим образом американские, которые хотят замирить этот воюющий Афганистан, и афганцы, которые пытаются наладить свою традиционную жизнь в этой нетрадиционной, сумасшедшей обстановке, когда то с гор стреляют, то с этого аванпоста стреляют, вот, собственно говоря, об этом и фильм. Он создает просто образ войны, как, с одной стороны, ненормального развития нормальной жизни, а, с другой стороны, ада на земле.
Григорий Либергал о фильме «Рестрепо», который мне напомнил военные документальные фильмы Александра Сокурова, снятые им в 90-е годы. Там тот же длинный темп и ритм изнуряющей армейской жизни. При этом речь идет и о бессмысленности войны, и о каком-то личном усилии этих молодых людей по преодолению этой бессмысленности.
Теперь в записи Александр Земляниченко, шеф-фотограф агентства «Ассошиэйтед пресс» в Москве. Меня, надо сказать, немного удивила реакция интернет-публики на смерть Хетерингтона и Хондроса: а зачем они, собственно, отправились в Ливию, это какая-то непонятная война, что там делают американцы?
Комментарии на грани того, если мягко сказать, то мы не понимаем сути этой профессии, а если грубо, то фоторепортеры, идущие вслед за армией или вообще влезающие в армейские дела, должны отвечать так же, как и военные, которые могут погибнуть.