Возрождая традиции русского театра

Что и говорить, для Тамбовского областного драматического театра уходящий театральный сезон был отмечен сразу несколькими юбилейными датами. Во.первых, сезон для театра был 225-.м, что, согласитесь, впечатляет. Во-.вторых, Союз театральных деятелей России, в котором Тамбовское отделение -. одно из самых активных, вступает во второе своё пятидесятилетие. В-.третьих, совсем скоро в пятый уже раз Тамбовщина будет принимать Межрегиональный Рыбаковский театральный фестиваль.

. Театр всегда движется в сторону пополнения репертуара новыми постановками. И наш театр, естественно, движется в том же направлении. Сейчас готовится интересный проект: на нашей сцене готовится к выпуску спектакль «Дураки» по пьесе А. Саймона, в постановке Дмитрия Беляева, руководителя актёрского курса ТГУ имени Г. Р. Державина. Мы его специально пригласили для того, чтобы приблизить выпускников университета к драматическому театру, поэтому данный спектакль в начальной своей форме будет компромиссным. Попробуем пока дать возможность играть на большой сцене, наряду с актёрами нашего театра, студентам актёрского факультета. А затем, когда, закончится практика студентов, введём на все роли актёров нашего театра.

— Для школьников на весенних каникулах будет показан спектакль.-сказка «Ну, погоди!», который поставил Сергей Ильин; в работе большой спектакль для детей «Конёк.горбунок».

— В связи с последним, позвольте перефразировать общеизвестное «театр начинается с вешалки» в не менее очевидный постулат «Любовь к театру начинается с самого раннего детства». И полюбопытствовать: как поживает наша «куколка»?

— Если в начале года у нас произошёл сбой по выпуску спектаклей в драматическом театре, то в театре кукол с этим, слава Богу, пока всё в порядке. Мы выпустили только что спектакль «Карлик Нос», в феврале состоялась премьера для самых маленьких зрителей «Шалуны». К открытию нового театрального сезона планируем поставить спектакль «Аленький цветочек». Работать над этим спектаклем мы пригласили народного артиста России Станислава Железкина. Но и в драматическом театре уже в апреле, с новыми постановками, всё изменится к лучшему.

— Геннадий Васильевич, главрежи становятся какой.-то перманентной ахиллесовой пятой нашего драматического театра. В чём причина? И есть ли в перспективе решение этой проблемы?

— Хочу сказать, что эта проблема главного режиссёра — . проблема не сегодняшнего и даже не вчерашнего дня. После Анатолия Иванова, в принципе, ни один главный режиссёр в театре надолго не оставался. Больше всех проработал Кирилл Панченко, который руководил труппой три сезона. Какова же была причина? Первая -. это отсутствие того денежного вознаграждения, которое устраивало бы главного режиссёра. Режиссёрам интереснее быть в свободном полёте, где они за год заработают в кратно раз больше, работая в разных театрах по договорам, чем оставаясь на бюджетном довольствии в одном театре. Против этого аргумента никак не пойдёшь.

Второе. Конечно же, отсутствие у нас системы предоставления жилья приглашённым специалистам. И, наконец, третья причина заключается в том, что никто из опытных режиссёров не хочет брать на себя бремя ответственности за труппу, за репертуар. Что мы сейчас предусматриваем в своих действиях? Вопрос этот сейчас рассматривается и дирекцией театра, и управлением культуры, и куратором . вице.губернатором, потому что все озабочены этой ситуацией. Трудно театру идти вперёд, не имея кормчего. Но нам нужно искать амбициозных молодых режиссёров, которые бы хотели на этой должности каким-.то образом состояться.

— Мне, как дилетанту, искренне любящей театр, вот что непонятно: есть же режиссёры, выпускники нашего университета, которые достаточно долго работают в самодеятельных театрах. Почему невозможно их растить до главного режиссёра театра?

.- Продолжая Вами же затронутую тему начинающих актёров, скажите: из выпускников театральных институтов последних лет, кроме Никиты Логинова, кто.-то в актёрском коллективе прижился?

— Несколько молодых актрис, выпускниц ТГУ, вроде бы, прижились. А вот с актёрами . проблема. Ранее мы пытались удержать двух выпускников, но они ушли в армию. Из последнего выпуска работает один, Вячеслав Шолохов. Пока артисты, особенно периферийных театров, заведомо привязаны, как в крепостное время, к одной «деревне», они не всегда реализуют себя в профессии вовремя. К примеру, у нас в труппе . 45 артистов. Их никогда не обеспечить ролями в течение одного или даже двух театральных сезонов. Актёры взрослеют, перегорают, а иногда бросают театр и уходят искать удачу в других профессиях.

— Позвольте банальный вопрос. Но от него никуда не деться. Не за горами рыбаковский фестиваль. Он будет юбилейным. Но будет ли он отличным от предыдущих?

— Стараемся. Стараемся, чтобы он был отличным от предыдущих. Возможно, более корректно было бы говорить не столько об отличиях, сколько о расширении формата фестиваля, расширении географии участников этого престижного театрального форума. Учитывая, что мы ежегодно проводим фестивали, а театров, способных принять в нём участие, не так много, потому что есть определённые условия, которые оговариваются в положении о фестивале. Чтобы не было повторения участия одних и тех же театров, . там есть условие, что театр может принять участие в фестивале не ранее, чем через два года.

В этом году, уже традиционно, открывает фестиваль Малый театр. В качестве почётных гостей спектакли покажут Национальные русские театры из Беларуси и Украины. В их спектаклях наши зрители увидят Народных артистов СССР Ростислава Янковского и Аду Роговцеву. Закроет фестиваль Московский театр им. Ермоловой.

В прошлом году у нас была заложена хорошая традиция мастер.классов. На юбилейном фестивале их будут проводить ведущие преподаватели Щукинского театрального училища. Заполучить их к нам было не так.то просто. Это одна из лучших вузовских театральных школ. Состоится и «золотая лекция».

Официальными наградами фестиваля являются две премии «Актер России» и «Актриса России» зав исполнение ролей, сохраняющих и развивающих традиции русского театра, отличающиеся высокой сценической культурой, подлинной духовностью и широтой артистического диапазона.

Премия «За честь и достоинство» имени Народной артистки РСФСР Татьяны Еремеевой (Битрих), начинавшей свою карьеру на подмостках Тамбовского драматического театра, вручается актерам, всем образом жизни подтверждающим преданность профессии, беззаветное служение театру.

В прошлом году обладательницей премии «Признание» стала актриса Тамбовского драматического театра Ирина Горбацкая.