Временный Поверенный в делах Кыргызстана в России У.Чиналиев ответил в Москве на важные вопросы западных СМИ

12 июля 2010 года  в Москве состоялась пресс-конференция Временного Поверенного в делах  Кыргызской Республики в Российской Федерации У.Чиналиева на тему: «Кыргызстан:сегодня и завтра».

Пресс-конференция состоялась на площадке «Ассоциации иностранных корреспондентов» с участием 27 ведущих СМИ западной и восточной Европы, Юго-Восточной Азии,  арабских стран  и  государств СНГ, а также Китая, аккредитованные в Российской Федерации.

В своем выступлении У.Чиналиев рассказал о текущей внутриполитической ситуации в республике и на юге страны; о работе  Временного Правительства Кыргызской Республики, направленной на стабилизацию ситуации в стране; о проведении Конституционной  реформы и  подготовке  к парламентским выборам в Кыргызской Республике, а также о кыргызско-российских отношениях  и перспективах сотрудничества.

В рамках встречи У.Чиналиев подробно ответил на вопросы  представителей СМИ, принявших участие в работе пресс-конференции.

— Какая работа проводится властями республики по оказанию помощи беженцам в связи с трагическими событиями на юге Кыргызстана (информагентство «РБК»)?   У.Чиналиев : в первые дни трагедии 75 тысяч беженцев покинули пределы республики Их число в последующие дни достигло до 100 тысяч. На территории Узбекистана были построены  сотни палаточных городков. Была оказана гуманитарная помощь со стороны ряда государств и доноров, которые были направлены на жизнеобеспечение беженцев. В настоящее время властями республики конфликт локализован и все беженцы вернулись в Кыргызстан. Некоторые пострадавшие, которые проходили больницах Андижана также возвратились  домой.

— Возбуждены ли уголовные дела в отношении зачинщиков беспорядков на юге республики (ТВ Таджикистана)? У.Чиналиев : в отношении зачинщиков беспорядков на юге республики, в настоящее время соответствующими органами республики возбуждено около 1381 уголовных дел, задержано  более 100 человек. В соответствии  УК Кыргызстана ведутся расследования. Что касается этнической стороны вопроса, то такого разделения в Республике нет.  Это единый народ, есть этническая принадлежность.

— Почему власти Кыргызстана, правоохранительные органы, силовые структуры не предотвратили резню на юге страны («Би Би СИ»)?   У.Чиналиев : Я родом из этих мест. Знаю хорошо этот регион. На юге республики сосредоточено 3 области-Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская. 3 области Узбекистана –Ферганская, Андижанская, Наманганская. 1 область Таджикистана- Согдийская. На данной территории проживают свыше 11 млн. человек, плотность населения достигает до  500 человек на 1 кв. километр. Крайне ограниченные земельные ресурсы. В последние годы этот регион находится в наиболее экстремальной ситуации. Ухудшение  социально-экономической ситуации, отсутствие рабочих мест, достаточного объема водных ресурсов, дефицит электроэнергии, межэтнические и межконфессиональные конфликты, проблемы границ. Межправительственная комиссия по делимитации и демаркации  работает с 2000 года. Протяженность границ 1300 км,  большая часть –описана, однако остались наиболее сложные участки именно там, где проживает основная масса населения.. 2 анклава Шахимардан и Сох в Кыргызстане, на территории Узбекистана кыргызский  анклав  Барак, где проживают около 160 кыргызских семей. Пришли в упадок города шахтеров –Кок -Янгак, Сюлюкта, Кызыл-Кия и Таш Кумыр. Увеличился поток мигрантов в Россию и соседние города. Для решения данных вопросов, создания новых рабочих мест,  необходимо привлечение иностранных инвестиций. Регион подвержен наркотрафику. По данным ООН Афганский опиат  потребляют  2% населения  россиян и  0,2 % население западных странВсе названные проблемы копились два десятка лет, прежние режимы были заняты обустройством своего благополучия, они были далеки от проблем нищенского положения народа. Это в полной мере использовали пробакиевские деструктивные элементы, наркобароны, которые сомкнулись с третьей силой. Необходимо выправлять положение, и мое правительство это хорошо осознает, понимает и действует.

— В связи закрытием кыргызско-казахстанской границы в ходе событий в республике, изменились ли отношения между Кыргызстаном и Казахстаном (СМИ Казахстана»)? У.Чиналиев : с 7 апреля Казахстан и Узбекистан закрыли границы, что крайне негативно сказалось на социально-экономической ситуации в республике. Подобные меры со стороны руководства пограничных служб соседних стран были приняты в связи с событиями 7-8 апреля в Бишкеке. Это было обусловлено тем, что через кыргызко-казахскую, кыргызско-узбекскую  границу могли проникнуть    деструктивные силы. 5 мая 2010 года  была открыта кыргызско-казахская граница, но только для транспортных средств перевозящих грузы.  Переговоры между представителями Временного Правительства КР и руководства Республики Казахстан принесли долгожданные плоды. С 20 мая т.г.   открылась граница и для физических лиц. По словам  Главы Временного правительства КР Р.Отунбаевой, это была политическая воля Президента Казахстана Н. Назарбаева. Закрытие кыргызско-казахской границы на отношения  между нашими странами  не отразилось. 5 июля т.г. в Астане состоялась встреча  Президента Кыргызстана Р.Отунбаевой с Президентом Казахстана Н.Назарбаевым. Встреча носила дружеский, партнерский характер. Наши отношения продолжают укрепляться и активизироваться.

— В связи с приходом новой власти республики  ожидается ли открытие 2-ой  российской военной базы на территории страны, учитывая,  что ранее велись переговоры на эту тему (ТВ Румынии»)? Как рассматривает Временное Правительство Кыргызстана вопрос, касательно нахождения авиабазы «Манас» в республике в настоящее время и в перспективе (ТВ Румынии)? Приняты ли решения кыргызской стороной относительно  завода «Дастан» (ТВ Румынии )? У.Чиналиев: разговор об открытии 2-ой военной российской базы шел ранее.  После полной легитимизации властей республики, новое правительство по этому вопросу примет окончательное решение. Что касается   военной авиабазы США, она  находится в аэропорту «Манас» в Кыргызстане с декабря 2001 года. В ее задачи входит поддержка сил международной коалиции, ведущих боевые действия в Афганистане. В 2009 году авиабаза получила статус американского Центра транзитных перевозок. Центр выполняет четыре основные функции: обеспечение заправки военно-транспортных самолётов, совершающих рейсы в Афганистан, транспортировка грузов, доставка личного состава, а также гуманитарной помощи в эту страну. В настоящее время, Временное правительство приняло решение об автоматическом продлении договора о нахождении базы «Манас» в стране еще на год. Дальнейшую судьбу пребывания центра транзитных перевозок  в международном аэропорту «Манас» Бишкека должен решать легитимно избранный парламент (выборы намечены на 10 октября 2010 года). Данную точку зрения выразила глава временного правительства КР  Роза Отунбаева. Что касается завода «Дастан», то завод  был образован в 1953 году и именовался приборостроительным  заводом и специализировался на производстве военной техники и оборудования. После распада СССР, завод был частично приватизирован. 48 % акций принадлежало государству. Когда приступили к рассмотрению передачи акций российской стороне в счет частичного погашения образовавшего долга, государственная доля Кыргызстана составила 37%. Остальные 10 % акций были присвоены семьей Бакиева. На сегодняшний день данный вопрос изучается. Будут внесены поправки. Передача акций российской стороне  найдет свое логическое завершение.

— Положение лиц узбекской национальности в Кыргызстане  не стабильное, они по прежнему подвергаются преследованием со стороны правоохранительных органов республики. В связи с этим, ожидается ли введение миротворческих сил на юг республики «Узбекское представительство «Би Би Си»? У.Чиналиев : уважаемые коллеги, я хотел бы однозначно сказать, что мы не делим народ по национальному признаку. Если происходят нарушения со стороны правоохранительных органов в отношении граждан, и  нарушаются их права и свободы, мы одинаково принимаем меры дисциплинарного, а если потребуется, то и уголовного наказания.  Целесообразность вводить миротворческие силы необходимости нет, у Временного Правительства достаточно сил и ресурсов держать ситуацию под контролем.

— Есть ли конкретные сведения о третьих силах, принявших,  как отмечают отдельные СМИ, участие в дестабилизации ситуации на юге республики (СМИ Кувейта)? У.Чиналиев : соответствующими компетентными органами  сегодня ведутся следственные мероприятия. Не будем опережать события. Вместе с тем,  есть отдельные факты подтверждающи действия пробакиевских сил, обладающими значительными материальными и финансовыми ресурсами и они их , направляют  на дестабилизацию и разжигание меэжтнического конфликта. Временное правительство моей страны расценило трагические события как особую разновидность террористической  атаки – провоцирование межэтнического конфликта. Авторитетные международные правозащитные организации зафиксировали организованный характер провокаций, имеющий одну политическую цель-дестабилизацию общественно-политической обстановки и, как следствие паралича государственного управления.

— Референдум прошел благополучно. Вместе с тем эксперты говорят о том, что народ не вникал в суть новой  Конституции, а голосовал за стабильность в стране. В этой связи, насколько, подходит парламентская форма правления для Кыргызстана на этом пути развития? Как Вы видите перспективы работы технического правительства, поскольку все заместители председателя Временного  Правительства уходят со своих постов с целью участия в парламентских выборах («Асахи» Япония)? У.Чиналиев :в середине текущей недели будет сформировано техническое правительство и у нас достаточно подготовленных  кадров, чтобы заменить ушедших в отставку лидеров политических партий и выполнить все  задачи, которые стоят сегодня  перед республикой . 6-7 апреля 2010 года в республике вторично за последние пять лет произошло смена власти. К власти  пришло Временное Правительство, сформированное оппозиционными партиями Кыргызстана и заявило о проведении конституционной реформы и парламентских выборов. Первая задача выполнена -референдум частично легитимизировал власть -принята Конституция, за которую проголосовало 90% и избрало Розу Отунбаеву главой государства. Таким образом, произошло два важнейших события, впервые на постсоветском пространстве Центральной Азии республика переходит к парламентской  форме правления – второе, Президентом стала женщина, а это не укладывается в стереотипы. Говоря о дальнейшем развитии политической системы республики хочу отметить, что с  принятием новой Конституции, провозглашением приверженности принципам демократии, созданием новых политических институтов, перераспределение  власти между государственными институтами и другими мероприятиями преимущественно организационного характера, хотя все они имеют чрезвычайно важное значение, ограничиться нельзя. Речь идет о формировании нового открытого демократического общества, которое из объекта политики превращается в ее субъект.  А это может осуществиться при наличии ряда определенных предпосылок, таких как высокий уровень благосостояния людей, сглаживание социального неравенства, высокий уровень политической культуры, самосознание и ответственности общества и личности .

освобождение от уплаты налогов на недвижимое имущество и земельного налога, пострадавших; списание задолженности по процентам, финансовым и штрафным санкциям по налогам, таможенным платежам и страховым взносам; отсрочка задолженности по основным платежам, без предоставления банковских гарантий и без применения административных и финансовых санкций.