Время быть собранными
Впервые за многие годы, а может и за десятилетия, выступление лидера республики перед партийно-хозяйственным активом Башкортостана 15 марта получило по-настоящему политическое значение – в отличие от прежних посланий, игравших роль политического ритуала. Так что у нашего «актива» появился реальный шанс стать будущей политической элитой.
Причину такого превращения ритуала и рутины в политику назвал сам докладчик – это возросшая политическая активность общества. Президент Р.З.Хамитов особо отметил активную общественную дискуссию как важное достижение первых восьми месяцев его правления. Безусловно, объективная причина лежит еще глубже – в том кризисном тупике, в котором оказалась республика в результате долгого отсутствия политики и политиков. Но важны и субъективные моменты. В том, что началось продвижение к выходу из кризиса, есть заслуга президента Р.З.Хамитова и всех, кто его поддержал.
Настоящая политика всегда рискованна. Поэтому знак, с которым значение послания 15 марта войдет в историю Башкортостана, зависит от успеха многих конкретных дел, от широкого участия граждан не только в информационной, но и в экономической, социальной политике, политике межнационального согласия и гражданской безопасности.
Тезис послания о завершении переходного периода фактически имеет более глубокий смысл, чем просто формирование новой экономической стратегии и переход к ее осуществлению. По сути, речь идет о завершении большого переходного периода в масштабах всей Федерации – переходного периода от политики прошлого века в новую политическую реальность. Немаловажно, что перемены в нашей республике стали символическими в общероссийском масштабе, – это и ответственность, и преимущество.
Переходный период от перестройки через затянувшийся на двадцать лет кризис к началу нового строительства – это время, понадобившееся нам для расставания с иллюзиями – неважно, коммунистическими, либеральными или националистическими. Важно, что закончилось упование на простые решения в стиле «карго-культа», на успех от ритуального произнесения идеологических формул, а не от практического решения сложных задач.
Сегодня наше общество стало намного более зрелым, политически опытным и намного лучше осознает свои интересы и общие цели. Первое послание второго президента Башкортостана в целом посвящено именно стратегическим целям общества. Судя по первой реакции, возражений по основным тезисам нет, но пока еще есть определенная инерция восприятия обществом прежних посланий, не особо влиявших на ситуацию.
Образно ситуацию можно описать так: Все мы теперь видим цель – тот высокий берег, к которому нужно переплыть из нашей прежней трясины, заливаемой половодьем глобального кризиса. Более того, все готовы грести, но нам еще предстоит самим выстроить «ковчег» новой экономики, который доставит нас к стратегической цели. При этом имеет значение не только наличие ресурсов и субъектов, которым можно доверить эти ресурсы, но и практический алгоритм движения, как в известной детской загадке про волка, козу и капусту.
Во-первых, речь идет о создании общих условий для строительства «ковчега» – новой децентрализованной, но при этом более четко работающей и контролируемой системы управления. Одно из таких условий – открытость власти и подключение гражданского общества к участию в выработке политических решений и к контролю за их выполнением, в том числе на основе развития современных информационных технологий.
Во-вторых, создание общих условий для роста инвестиций, как привлеченных, так и собственных, чтобы заработанные в республике деньги продолжали работать и преумножаться здесь же.
В-третьих, инвестиции сегодня идут строго вслед за спросом на продукцию – товары, услуги, жилье. Поэтому рост занятости и средней заработной платы, иных фондов потребления имеет не только социальное, но и капитальное значение.
Только за счет роста внутреннего спроса осуществить прорыв и в капитализации, и социальной модернизации невозможно. Поэтому перед республикой стоит стратегическая цель успешного участия в глобальной конкуренции, где можно пробиться только с инновационным продуктом. Это – четвертая задача, но все четыре имеют первый приоритет.
Наконец, в послании названы три источника инициативы и три составных части экономического потенциала – это активы государства, активы и содействие крупных корпораций, активность малого и среднего бизнеса.
При этом работающих активов в собственности государства почти не осталось, прибыльные предприятия приватизированы. Так что речь должна идти о вовлечении в оборот омертвленных и потенциальных, не используемых или слабо работающих активов.
Главным резервом государства является упорядочение и наиболее эффективное использование бюджетных средств, земельных и иных природных ресурсов. Однако сами чиновники не могут вытащить из трясины себя вместе с «конем» – государственной частью экономики. Для этого правительству нужна точка опоры в лице активной части общества и рычаги экономической политики, которые еще только предстоит создать.
Видение стратегической перспективы – дело очень важное, без него нельзя сформулировать задачи и выбрать адекватные методы управления. Но и без поиска надежных средств достижения целей наш будущий «ковчег» с места не сдвинешь. Не хотелось бы оказаться в положении «стратегического консультанта» из анекдота, поэтому заложенные в послании конструктивные подходы также заслуживают отдельного рассмотрения.
Во-первых, управление начинается с экономической информации – учета, контроля и анализа. Активное сотрудничество со Счетной палатой России – важный актив для правительства республики. Тем не менее, это направление нужно развивать в самой республике на основе самоорганизации всех субъектов экономики в единую экономико-информационную сеть. В рамках этого направления есть такие необходимые функции, которые могут осуществляться лишь самим бизнес-сообществом, например – рейтинги деловой репутации.
Второе направление – формирование надежных институтов, через которые резервы государства будут вовлечены в активный хозяйственный оборот. В числе таких институтов названы государственная Корпорация развития республики, При этом государство передает бизнесу и всей активной части общества право создания тех институтов, которыми чиновники не могут управлять – венчурные фонды, фонды взаимного страхования и тому подобные экономические институты.
Третье «и» – целевые инвестиции, в том числе Республиканская адресная инвестиционная программа как обновленный инструмент планомерного развития экономики и социальной модернизации. При этом, само собой разумеется, главным направлением государственных инвестиций будет экономическая инфраструктура, в том числе инфраструктура управления. К этому можно добавить задачу инвентаризации и кодификации республиканского законодательства для привлечения инвестиций.
И все же, кроме надежных инструментов и методов управления нужен конкретный алгоритм действий, сочетающий точку опоры с рычагом. Где и кто должен сделать первые шаги, чтобы преодолеть инерцию сползания в экономическое болото? В послании президента Р.З.Хамитова содержится ответ на этот вопрос. Основная ставка делается не на чиновников и ресурсы государства, и даже не на крупные корпорации, работающие в Башкирии, а на малый и средний бизнес республики.
Призыв президента к малому и среднему бизнесу скорее повысить зарплаты работникам является одним из самых важных тезисов послания. Саму стратегическую цель роста доходов населения никто под сомнение не ставит, и рост внутреннего рынка необходим бизнесу в целом. Но нельзя директивно повысить долю расходов на зарплату, если предприятия работают на грани рентабельности. Судя по ремарке президента на этот счет, он вполне отдает отчет в реалиях сложной работы бизнеса, сочувствует проблемам крупных предприятий «Газпрома», УГМК, «Башнефти», прогнозируя, что принципиально ситуация на них в ближайшее время не изменится.
Действительно, «на фоне стальных кораблей» средний и малый бизнес выглядит более подходящим объектом воздействия. Но это и так было очевидно многочисленным чиновникам и проверяющим, давление которых удерживает бизнес на той самой грани рентабельности. Сокращать личное потребление и расходы на безопасность – а для чего тогда вообще заниматься бизнесом, рисковать очень многим в наших условиях? Тем более не годится сокращать долю доходов бизнеса, направляемых на инвестиции. Речь может идти только об условиях и гарантиях, чтобы эта доля шла не в оффшоры, а в расширение своего дела здесь, в республике.
Кроме того, мы пока что работаем в заданных условиях либерального рынка, где задача роста зарплат противоречит задаче снижения безработицы. Получается, что президент Р.З.Хамитов апеллирует к патриотическим чувствам предпринимателей, как это принято в странах дальневосточного региона – Японии, Южной Корее. Это действительно неплохой пример для подражания.
Среди предпринимателей Башкирии немало патриотов республики и своей малой родины, готовых содействовать государству в планомерных шагах. Но наш бизнес работает в условиях открытого рынка, когда на уровень оплаты труда давит не только безработица в регионе, но и уровень зарплат в Китае или Вьетнаме, трудовая миграция из Средней Азии. Поэтому снижение рентабельности может привести просто к потере своего рынка и рабочих мест. Следует учитывать также явную тенденцию к росту курса рубля по отношению к валютам основных стран-экспортеров.
И все же стратегическая задача роста внутреннего рынка, доходов населения действительно должна начать решаться немедленно. И на самом деле в республике есть самая активная часть общества, способная обеспечить решение этой задачи, если государство будет помогать, а не давить.
Кроме того, мы же сами в «Деловой России» и республиканской ассоциации предпринимателей не раз призывали руководителей государства опереться на деловое сообщество в экономической политике и решении других стратегических задач. Поэтому призыв президента республики к предпринимательскому сообществу подумать над повышением зарплат нельзя ни понимать упрощенно, ни оставлять без прямого и скорого ответа.
Нельзя отрывать этот призыв и от других важных тезисов. Например, государство готово вкладывать средства в подготовку площадок под жилищное строительство – это конкретное дело для снижения издержек. Взамен государство может просить строителей повысить зарплату рабочим, что скажется на всей отрасли. На этом же принципе взаимности может строиться новая система поддержки малого бизнеса, исключающая участие фирм-однодневок, посредников и псевдо-бизнесменов.
Невозможно решать вопросы бизнеса без участия и учета мнения руководителей крупных корпораций, представленных в республике. Ближайшая возможность встречи с ними в Уфе – это первый международный форум «Большая химия» в мае.
Чтобы не терять темп, нужно успеть за полтора оставшихся месяца обсудить в бизнес-сообществе Башкортостана возможные экономические варианты, при которых планомерное повышение средней зарплаты не ударит по рентабельности и рыночным перспективам бизнеса. Нужно посчитать, какие иные расходы бизнеса можно сократить с помощью государства. В экономически развитых государствах есть культура экономических опросов предпринимателей, позволяющая им самим и государству лучше ориентироваться при принятии решений.
Есть смысл внимательно посмотреть и на другие методы поддержки своего бизнеса и внутренних рынков, которые практикуют и на Западе, и на Дальнем Востоке. Например, продуктовые карточки в США – это не только социальная поддержка, но и защита внутреннего рынка. У нас в России есть опыт социальных платежных карт. Различных инструментов экономической политики изобретено множество, нужно выбрать подходящие – такие, чтобы необходимый республике рост зарплат был связан с ростом оборотов и производительности труда.
Одновременно необходимо обсуждать решение второй части нашей экономической «головоломки». Кроме роста внутреннего рынка нам нужно искать свою уникальную нишу в глобальном разделении труда. Пока что просматривается два направления. Первое направление – развитие сервисных и логистических услуг, обеспечивающих трансконтинентальные транзитные маршруты из Европы в Китай и на Дальний Восток, а также в Иран и Индию. Речь идет обо всех видах транспорта и, соответственно, возможности производить и обслуживать все виды двигателей, шасси, топлива, иных необходимых компонент.
Второе направление может быть связано с нарастающей глобальной тенденцией роста чрезвычайных ситуаций. Здесь положение Уфы на перекрестке транзитных путей тоже может сыграть свою роль. Производство спецтехники и специальных модулей к типовой технике, развитие медицинских и иных необходимых технологий, создание центров реабилитации в составе будущего туристско-рекреационного кластера. Сотрудничество с МЧС и другими силовыми ведомствами в обучении и подготовке кадров может опереться на глубокие исторические традиции и сильный характер наших земляков, выкованный в суровых условиях.
Есть и другие варианты формирования экономической ниши в условиях глобальной конкуренции. Нужно обсуждать и продвигать.
Необходимость консолидации общества для решения сложных задач развития – бесспорный тезис послания президента Р.З.Хамитова.
Сотрудничество государства, бизнеса, университетских и местных общин, совместно обсуждающих и решающих вопросы социального и экономического развития – вот магистральный путь, ведущий к достижению общих целей. Партии и фракции – это всего лишь необходимые посредники между обществом и государством и проводники общих решений.
Если общество будет единым по поводу целей и методов развития, никакие политические споры и разногласия не смогут выходить за рамки разумных подходов. Политикам и чиновникам не удастся увильнуть от ответов, придется для решения своих личных вопросов сначала сполна поработать на общество. Тогда провокаторы или просто ущербные личности не смогут отвлечь людей от действительно насущных вопросов и дел.
Может быть, самое главное, что у нашей молодежи будет понятная перспектива социального и личностного роста. Собственно, именно наличие перспектив для молодежи, ее вовлеченность в процесс является сегодня самым надежным критерием для оценки экономической стратегии и практических действий по его воплощению.
Повышение трудовых доходов граждан как первоочередная цель – хорошая основа для объединения усилий, хотя бы потому что создает стимул для властей создавать условия для развития бизнеса – инфраструктуру, кредиты, земельные ресурсы, снижение барьеров, целевые льготы и так далее. В числе необходимых мер поддержки – поддержка усилий бизнеса за пределами региона, в том числе раскрутка бренда «сделано в Башкирии». Одним из важных шагов на этом пути станет выставка-презентация в рамках Дней Республики Башкортостан в Государственной Думе 21-25 марта.
Президент Башкортостана Р.З.Хамитов нацелен на консолидацию общества для развития республики, на политическую стабильность, создаваемую за счет открытости и роста доверия к власти. Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как откликнуться на послание, собраться всем и каждому, чтобы сделать свой вклад, свой необходимый шаг для достижения общих целей.